Вторая Мировая Война была величайшим событием ХХ века. Она унесла десятки миллионов жизней, смела одни государства и вознесла другие, превратила в руины Европу - короче говоря, буквально перевернула мир.
Ее последствия чувствуются и сейчас, почти 70 лет после того, как буря отбушевала.
Если брать книги, написанные мной для издательства ЭКСМО в жанре исторических биографий, то "Гитлер" - проект номер семь.
Работать с ним оказалось труднее, чем даже с "Черчиллем" или c "Наполеоном".
Дело в том, что с предметом как бы знаком всякий - хотя бы на уровне "17 мгновений весны" - и этот всякий ищет в тексте то, что ему известно/интересно/знакомо.
A поскольку он там этого не находит, то совершенно закономерно начинает возмущаться.
И тогда на автора градом сыпятся самые разные "предложения", и иногда - от очень умных людей. Иногда - от не очень умных. А случаются и вовсе экзотические вещи, вроде идеи пересчета яичек в мошонке Адольфа Гитлера - находят, как правило, не больше одного - сообщений о его гомосексуализме, ну и о прочем в том же духе.
Однако на самом деле у автора действительно имеется на руках проблема: он должен исхитриться уложить всю европейскую историю первой половины ХХ века в один том, обьемом, допустим, в 100 тысяч слов.
Как это сделать ?
Очевидных опасностей, которых следует избегать, имеется две:
1. 10000001-й пересказ общеизвестного.
2. Провал в бездонные глубины бесконечного количество деталей, связанных с войной, экономикой, политикой, и прочим.
В общем, прежде чем браться за работу, надо как-то определить и ограничить поле будущей деятельности. Так вот, в этой книге сделана попытка изобразить "... портрет Гитлера на фоне его времени ...".
А фон времени - на взгляд автора - следует выискивать в литературе.
Поэтому тут нет практически ничего о фельдмаршале Паулюсе - но есть кое-что о Чапеке, Фейхтвангере, Марке Алданове, Томасе Манне - и даже, как это ни странно, об А.С.Пушкине.
Ну, это отдельная история - но вот Томас Манн совершенно буквально живет в книге как своего рода "теневой персонаж".
Автор уверен, что на "Гитлера" посыпятся шишки со всех возможных сторон.
Напримeр, за недостаточную глубину/ширину/длину/высоту охвата. За беглый пробег "... мимо Сталинграда ...". За излишнее внимание к структуре "Лже-Нерона" Лиона Фейхтвангера.
Тем не менее - в книге была сделана попытка посмотреть на вещи свежим взглядом и с неожиданной стороны.
Ну, а суждение о том, что получилось в итоге - пусть останется на суд читателя.
**