Мои девяностые

Татьяна Киссель
У всех друзей на страничках в фейсбуке флешмоб из 90 –х. Решила не отставать. Но фотки постить неохота. Воспоминания «как молоды мы были!» и комментарии «ах, ты совсем не изменилась!» не очень  актуальны. Поскольку в 1992 году мне уже исполнилось  45 лет и я стала пенсионеркой! Да, пенсионеркой, хоть и работающей, при делах, но пенсионеркой.  Да здравствуют вредные условия труда! С той поры статус мой не поменялся, пенсионерка, она и в России и в Африке – пенсионерка.

Но 90-е годы памятны не только этим событием. Это были годы яркие, насыщенные. «Мегатонны в Мегаватты» -  совместный Российско – Американский ядерный проект обернулся для нашего предприятия процветанием. К сожалению, временным.  20 лет спустя, с закрытием  проекта, процветание  закончилось.  А тогда, в тяжелые 90 е, нам даже ни разу не задержали зарплату! ЦЗЛ, в которой я работала, получила возможность приобрести современное аналитическое оборудование и стала ведущим исследовательским центром среди всех предприятий атомной отрасли страны. Начались командировки  заграницу. Обмен опытом. Что для нас, невыездных, живущих за колючкой, было большой удачей и возможностью поглядеть своими глазами – что и как там на этом «загнивающем».
 
В общественной жизни города мы, работники ЦЗЛ, тоже играли не последнюю роль. В 1991 году мы участвовали в первых СВОБОДНЫХ! выборах в состав  городского совета. И выиграли! Депутатами стали мои коллеги Геннадий Ломаков, Виктор Казаков, Сапрыгин Александр, Карпенко Валерий. Ну, и я тоже. Помните это время, ребята? Ау?

Мы собрали в городском совете что-то вроде демократической фракции. Она была хоть и немногочисленная (человек 15 – 20), но очень активная.  И испортила немало нервных клеток «профессионалам» - тем, кто годами и десятилетиями заседал в «красном доме» городка при любых властях и переменах.
А в 1994 году «удачно» поменялось законодательство и с нескрываемым удовольствием «профессионалы» нас попросили на выход. Оставив вот эти удостоверения. Для меня это память о самом ярком, честном времени в моей жизни.
 
Удалось нам, демократам, хоть что-то за это время? Думаю, что нет. Вот такой пример – приватизация торговых помещений города. Она прошла втихую, в нашу комиссию по торговле (я как раз ее возглавляла) никакие документы не поступали.  Потом, задним числом, оказалось, что всеми  магазинами городка владеет господин Вшивцев. Тот самый Вшивцев, «профессионал», который  долгие годы возглавлял торговый отдел городского Совета. Владеет с огромной пользой. Но не для города, а для себя, любимого. Правда, умер он, вроде, пусть покоится с миром….

Или вот явный успех! Мы добились (с шумом, дебатами, пере голосованием) того, что городской Совет стал издавать свою «Новую городскую газету», альтернативу единственной в городе газете «Нейва», которую выпускало в свет руководство комбината.  И что стало нынче с «Новой»? Во что она превратилась….Лучше об этом не думать.

Одно только радует. Никто из нас, тех «неправильных ребят» 90х, заседающих в городском Совете народных депутатов режимного городка,  не сменил за эти годы вектор своих убеждений, не стал поклонником «крымнаш» и прочих отвратительных реалий сегодняшнего времени. По - разному сложились наши судьбы, но наши «девяностые» всегда будут с нами. Как напоминание о том, что перемены когда - ни будь будут. Может, конечно, не при нашей жизни. Но будут!