О прекрасной женщине Лавинии Фонтана

Алина Алексеева-Маркезин
 Лавиния Фонтана,Автопортрет ,1577г

          Сегодня мы познакомимся с творчеством итальянской художницы Лавинии Фонтана.Она была представителем болонской школы живописи периода раннего барокко.
           Женщины той эпохи не допускались в классы Академии художеств, поэтому возможность получения художественного образования была только у женщин, родившихся в семьях художников.

         Лавиния Фонтана (1552-1614гг), рисовала в основном портреты, которые были типичным предметом для живописцев женщин, и картины на религиозные и мифологические темы, которые иногда включали женские фигуры.

      Она была дочерью  художника Просперо Фонтана.Он был успешным живописцем,  работал в Риме и Флоренции.  Просперо был преподавателем Болонской школы живописи, дал ей художественное образование, что и позволило Лавинии стать первой художницей в истории, работавшей за пределами двора или монастыря наравне с коллегами-мужчинами. 

       Источники пишут, что и сам Людовико Каррачи, впоследствии основавший Болонскую Академию художеств, выступал в роли учителя Лавинии, хотя они были практически ровесниками, и оказал на ее творчество большое влияние.

       Связывают Лавинию и с именем Вазари, поскольку тот был известным коллекционером и большим поклонником античности. Поэтому, когда отец Лавинии ассистировал Вазари, девочка имела прекрасную возможность познакомиться с античными скульптурами и живописью Средневековья.
               
       В течение 20 лет, начиная с 1580-ых, Лавиния была портретистом и достигла самой большой известности, как автор портретов дам высшего общества Болоньи.

     Ее стиль комбинирует осторожное внимание к деталям одежды и драгоценностей с пониманием индивидуальности изображаемого. Рисовала она также многих важных особ, преподававших в Университете Болоньи. Её крупнейшая работа — алтарный образ «Мученичество Святого Стефана» (1604) для церкви Сан-Паоло фуори ле Мура — погибла в 1823 г.

     Фонтана имела большой успех, ее картины были известны во всей Италии. Тем самым она стала первой женщиной из Болоньи, которая достигла популярности во всей стране.
   
   В возрасте 25 лет Лавиния вышла замуж за художника, выходца из благородной семьи Жан Паоло Цаппи.В это время она пишет свой знаменитый автопортрет.Вы видите его на иллюстрации.

АВТОПОРТРЕТ,КАК ТАКТИЧЕСКИЙ ХОД ХУДОЖНИЦЫ.

      Её жених был из богатой семьи.Лавиния не могла предоставить богатое приданое,но написала свой автопортрет и послала будущему свёкру.Он не только отражал свойственные ей женские добродетели, но и являлся тонким рекламным ходом.

  На заднем плане картины мы видим кассоне – итальянский сундук для приданого (а в этом плане семья Фонтана многого предложить не могла). Однако рядом с кассоне стоит мольберт – и, в отличие от сундука, он находится не в тени, а хорошо освещен и является  прямым указанием на профессию Лавинии. Этой картиной художница сообщает: «Мой сундук с приданым может быть и пуст, но я наделена талантом».
         
       Когда к Лавинии пришла известность, Жан Паоло, поборов свои профессиональные амбиции, стал управлять их домашним хозяйством и помогать жене в творчестве.Как гласят семейные рукописи, после замужества в 1577 году, 25-летняя Фонтана стала матерью и взялась за открытие собственной мастерской.
 Пара имела 11 детей, только трое из которых пережили свою мать.

        Будучи заботливой матерью, Лавиния выбирала крестных из числа болонских дворян и знати. Например, в 1587 году крестной матерью одного из ее детей стала Лаудомия Гоццадини, принадлежавшая к весьма влиятельному семейству, с которой Лавиния поддерживала близкие отношения. Одна из картин, заказанная Лаудомией и написанная художницей, является доказательством того, насколько глубоко Фонтана понимала своих заказчиц благородного происхождения.
 
           Лавиния Фонтана работала в Риме по приглашению Папы Клемента VII, ей покровительствовал Папа Григорий XIII и позировал Папа Павел V. Кроме того, она была избрана членом римской Академии, а некоторые из ее портретов приписывались авторству Гвидо Рени, что свидетельствует о высоком уровне мастерства.

         Однако карьерой она в первую очередь обязана своему таланту и знатным итальянкам, которые заказывали художнице портреты и щедро оплачивали ее труды. Картины Лавинии – это взгляд на жизнь матерей, дочерей, жен и вдов.
      
      Лавиния является первой женщиной, которая была избрана в римскую Академию. Фактически, Фонтана расценена, как первая женщина в Западной Европе, которая сделала профессиональную карьеру как художник.
         В 1611 году скульптор и архитектор Феличе Антонио Казони преподнес ей бронзовый медальон с ее портретом.

     Историки утверждают, что Лавиния написала 135 картин, известных сегодня.
При этом более чем 100 работ зарегистрированы в различных ранних источниках (архивы, каталоги), но только 32 работы из них подписаны художницей. Есть еще 25 картин, которые приписываются ей.

       Только в 1998 году профессор университета Болоньи Вера Фортунати организовала первую выставку полотен Лавинии Фонтана в Национальном музее искусств в Вашингтоне.

Галерею картин художницы можно посмотреть здесь.http://maxpark.com/community/6782/content/1714827