Швейцарские хроники. Часть 11

Шестакова Евгения
Лозанна.

Мимо Лозанны на поезде я уже проезжала 4 или 5 раз.   У меня никак  не получилось посвятить хотя бы пол дня этому замечательному городу.
В Лозанну меня тянуло, меня туда манило, потому что я хорошо помнила тот свой восторг, когда попала в этот город первый раз зимой.  Лозанна тогда покорила мое сердце, и казалось, что навсегда.

Несколько дней по прогнозу в Лозанне были ливни, а так как швейцарский прогноз погоды оказывался вполне точным, мне не хотелось мокнуть, передвигаясь пешком по холмам этого города. И вот прогноз  порадовал солнцем в Лозанне.  Я  утром  бегом отправилась на вокзал покупать билет. В очереди я познакомилась с семейной парой. Они русские, сдали детей в летний языковой лагерь и решили отдохнуть для себя. Жил во Франции, потому что так выходило дешевле, приехали на вокзал в Женеву купить проездной на все виды транспорта.

Я предложила им отправиться со мной вместе в Лозанну с формулировкой "Вместе не так страшно потеряться". *улыбка*  Они почему-то отказались.

С Женевского вокзала уезжала большая группа школьников с рюкзаками и палатками, и мне подумалось - Нет, так я уже не хочу путешествовать.

Ориентироваться на вокзале в Женеве легко, информационное табло такое же, как в аэропортах.  К тому же  к этому вокзалу  уже так  привыкла, что он стал для меня почти родным.

Билет вторым классом до Лозанны стоил 42  или 43 франка. Уже точно не помню.

Первым классом я лишь однажды ездила в поездках Швейцарии. Мы ехали из Цюриха в Скуоль.  Это горнолыжный курорт в той самой области, которая разговаривает на старороманском языке. Разница в комфорте не глобальная, чуть шире сиденья.  Во втором классе почти все тоже самое, плюс полупустые вагоны, можно всегда разместиться одному. А вот разница в цене почти в два раза. Если вы по ошибке зашли в вагон первого класса, вам либо предложат освободить места и перейти в свой вагон, либо тут же предложат доплатить.

А вот выйдя из поезда на вокзале Лозанны,  я реально заблудилась и не поняла вообще, куда идти по подземным переходам.

Решила следовать за толпой людей. Оказалось, что они идут к каким-то вагончикам. Что за вагончики, куда они едут, где билет покупать... Уже потом я узнала, что это и есть знаменитое самое короткое в мире метро Лозанны.

Ладно, с вагончиками ничего не понятно, но как выйти на улицу?! Со мной вместе бродило несколько таких же потерянных туристов. Вышла я через какую-то боковую дверь, кажется, служебную и оказалась напротив здания вокзала, через дорогу.

Прикольно.  Наш поезд приехал на верхний перрон. И, наверное, есть же какой-то нормальный выход на улицу?  Ну да ладно, вышла на свободу и уже радуюсь. *улыбка*
 
Перешла дорогу, пошла искать информационный офис для туристов, чтобы взять карту города.

Карту нашла быстро.  Слева от вокзала стояла большая стоянка такси, но, судя по карте, Кафедральный Собор Лозанны находился не так далеко.  Да и платить таксистам не хотелось, я же турист, я пойду пешком! К тому же я помнила по прошлому визиту в город, что от вокзала мы сразу пошли вверх по кривой улочке и оказались у Собора.

Почти сразу же по дороге я натолкнулась на  кебабаную.  Рядом с ней  находится Макдональдс, где мы поели в прошлый раз.   Я тогда очень удивилась, как же это не дешево то питаться в Макдональдсе в Швейцарии. Гамбургер стоил около 7 долларов, в то время, как везде в Европе такой же гамбургер можно купить в эквиваленте трех долларов.

 Вспоминаю, что  от Макдональдса нужно было идти вверх по   кривой  улице Rue de Petit Chene. Уклон здесь довольно серьезный, плюс брусчатка – хорошо, что я не на каблуках. Сама  улочка довольно живописная! Идешь, глазеешь по сторонам, тут и там  много китайских забегаловок  сказалось бы недорогой едой и  так же много нищих! Это меня поразило в Лозанне - невероятное количество нищих, просящих милостыню. Мусульман.

Дохожу до важного перекрестка, вижу церковь  Святого Франциска, но не понимаю, что он она и ухожу совершенно в другую сторону.  Я ж нормальный турист, значит нужно заблудиться еще в одном франкозычном городе. А путеводителя у меня с собой нет.

Церковь  Святого Франциска  находится на площади  Сан-Франсуа, и я так же не поняла, это  небольшое пространство – это площадь. Сама церковь была построена в 13 веке в готическом стиле. Католической она была до 1536 года. Потом, во времена Реформации,  церковь стала протестантской. Раньше здесь была южная окраина города,  и рядом с церковью Святого Франциска  стоял монастырь францисканцев. В середине 14 века церковь сильно пострадала от пожара. Восстановлена в те же года на деньги богатых горожан. Колокольня высотой в 56 метров была пристроена уже после пожара, в начале 15 века.

Любуюсь архитектурой, уходя все дальше и дальше от нужного мне поворота.
Кстати, про метро в Лозанне я перепутала – это не самое маленькое метров в мире. Я думаю, самое маленькое метров в мире у нас, в Алма-Ате (6 станций, которые строили больше 30 лет).

Лозанна – самый маленький в мире город с собственной подземной дорогой. Больше ни в одном из городов Швейцарии нет метро. От Женевы до Лозанны 65 км пути, которые можно проехать на поезде за 40 минут.  В Лозанне проживает чуть больше ста тысяч человек,  и гулять пешком по ее крутым холмам совсем не просто.  Хотя, если бы я внимательно рассмотрела карту и поняла, что прерывистая линия – это метро, я могла бы сразу на нем поехать от железнодорожного вокзала до Кафедрального собора.

Главная достопримечательность города – это Олимпийский музей. В нем я была в прошлый раз и мы долго гуляли по Олимпийскому парку. Музей уже три или четыре года закрыт на реставрацию и можно увидеть лишь малую часть экспозиции.  Поэтому Олимпийский парк я вообще оставила «на потом», если будет время и силы – пойду еще раз в парк.

Иду, иду и тут на меня снизошло озарение, что я явно иду не в ту сторону.  Ситуация, прямо как из анекдота про Штирлица.

Возвращаюсь назад, смотрю по сторонам и вижу - о чудо!! Башня Кафедрального собора! Теперь бы  еще понять, как к нему попасть. *улыбка*

Краем глаза, в одной из витрин я замечаю ботинки. Казаки. Мои любимые!

Они  меня приводят в настоящий восторг. Одну такую немецкую пару я износила почти до дыр... Но тут, даже со скидкой, такая сумма... у меня тупо не было на карте лишних денег... Ухожу печально вдаль искать дорогу к Собору, по дороге вспоминаю историю Лозанны.

Римляне в этих местах появились очень давно, еще в 15 году до нашей эры. Само же название города идет от названия кельтского поселения. Поселение было довольно большое, в нем проживало около 2000 человек.


Когда римляне начали обустраиваться на месте современной Лозанны, город начали строить на побережье озера.  Понятно, что они сразу не полезли на холмы. Кое-где внизу еще сохранились римские развалины, но честно, я их не нашла.

Город медленно рос вверх, сейчас он расположен на террасах. Очень красиво описал Лозанну Виктор Гюго, на эти строчки я случайно наткнулась на одном из сайтов.
Цитирую – «Над крышами я видео озеро, над озером горы, над горами - облака, а над облаками - звезды. Это походило на лестницу,  и душа моя овладевала новыми высотами, устремляясь, словно по ступеням, по уровням этого города..."

Я вернулась на площадь Святого Франциска, или просто Санф. На этой площади расположен центр торговой зоны города. И, находясь в этом месте, я уже более - менее поняла, куда мне нужно двигаться.

В первый приезд в Лозанну мы гуляли без карты и путеводителя и почти сразу попали туда, куда нам было нужно - к Кафедральному Собору. А тут с картой я умудрилась уйти совершенно не туда.


Здесь же, на площади Санф,  я услышала знакомые звуки Альпийского горна. Это как шотландская волынка. Ни с чем не перепутаешь. Сначала дико раздражает, потом начинается нравиться. Дальше ты влюбляешься. Не верите, что можно влюбиться в звуки волынки? Я тоже не верила, пока не побывала в Шотландии.

И вот, от церкви Святого Франциска я начинаю подъем вверх.

Везде магазины, уличные музыканты и нищие, которые не просто тихо просят подаяние. Я стала свидетельницей неприятной сцены, когда одна жуткого вида старуха устроила настоящую истерику, изгоняя конкурентов! Причем, ее конкурентом на небольшом пятачке оказалась милая и весьма симпатичная девушка - клоун. Уличных музыкантов много, конечно, не так много, как на набережной Сан-Франциско...

Местами Лозанна мне очень сильно напоминала Париж. Там тоже к туристам подходят странные личности, чаще всего арабы,  просят расписаться в каких-то тетрадках, потом просят за это деньги….

В этой части Лозанны все понятно, есть указатели. Смотришь по стрелкам, видишь   самые разнообразные музеи. Почти во все музеи Швейцарии вход платный, стоит это удовольствие 8-10 франков.

Но день был просто замечательный,  и проводить его внутри стен мне не хотелось. Я вообще не большой поклонник музеев,  хотя стараюсь везде что-нибудь посетить. Бесконечно люблю только Лувр,  пару музеев в Лондоне,  Музей Естественной Истории и Метрополитен музей в Нью-Йорке на Манхэттене.

Дохожу до  музея, который  я заприметила еще в первый свой визит в Лозанну. Из Интернета удалось узнать, что  название музея расшифровывается как «Mus;e de design et d’arts appliqu;s contemporains – Музей современного дизайна и прикладных искусств.»  И помню свои мысли, когда я пришла в этот район – «Как хорошо, что зимой в Лозанне нет гололеда, как представлю себе езду по покрытой льдом брусчатке...»

Кафедральный Собор Лозанны - знаковое место. В средние века здесь обязательно останавливались паломники, которые шли по пути Святого Якова в испанский город Сантьяго де Кампостелла \ Кампоштелло. (Кому какое звучание больше нравится).  В этом городе находится роскошный серебряный саркофаг с мощами Святого Иакова. Мне посчастливилось прикоснуться к этой Святыне...

Ну,  так вот, Кафедральный Собор в Лозанне - готический двухбашенный, его начали строить в 12 веке и по древним меркам довольно быстро закончили, в 1275 году. Стены Собора постоянно ремонтировались из-за того, что построен он был из мягкого песчаника.

На южной стене этого величественного строения сохранился расписной портал 13 века.  К этому же времени относятся витражи в окне - розе.  Внутри собора можно взять буклетик на английском языке, в котором подробно расписывается каждый элемент, его история, реставрация и тд и тп.

Детали Собора я могу разглядывать часами, а какая тут шикарная резьба по дереву... За Алтарем находятся весьма впечатляющие древние захоронения.

В 16  веке здание Собора  часто грабили и разрушали -  многое было безвозвратно уничтожено, украдены  ценные предметы церковной утвари, и  пущены на переплавку двенадцать серебряных статуй апостолов.

Как же хочется вернуться на машине времени в начало 16 века и посмотреть, как тогда выглядел этот великолепный готический Собор.

Длина Кафедрального Собора около 100 метров, высота почти 68 метров, а башня фонаря вместе со шпилем почти восемьдесят.

ОргАн в этом Соборе не просто большой, он самый большой в Швейцарии. Здесь более 7000 труб. Изготовлен орГан относительно недавно, в 20 веке.  Как он звучит – нам услышать не удалось.

В восточной части этой большой церкви находится черный саркофаг – здесь похоронена юная графиня Орлова. Ей было всего 23 года. Пишут, что она умерла от чахотки. Ее муж, граф Орлов, тот самый знаменитый фаворит русской Императрицы Екатерины Второй, был  старше своей жены на 25 лет.   После смерти жены у него стало плохо с головой. 

Я помню, гид нам рассказывала, чтобы Екатерину похоронили внутри Собора, граф заплатил городу Лозанне огромную по тем временам сумму.
В Соборе можно найти остатки фресок, я долго их разглядывала и все гадала, что же это?

Остатки раскрашенных стен, это то, что осталось с тех времен, когда Собор был католическим?  То ли побелка протестантская облупилась, то ли католики потихоньку по ночам отмыли?

В правой части Собора, если смотреть на алтарь, мы увидели какую-то интересную инсталляцию – камни, земля, какие-то надписи. В прошлый раз такого не было.
Чуть дальше от инсталляции на табличке прочитали, что это не просто так, это все со смыслом!

Изолента во всем мире применяется очень широко. Но вот, чтобы ей скрепляли колонны собора, такое я видела в первый раз. *улыбка*

Все, осмотр собора закончен, есть еще время немного погулять по кварталу вокруг него. Хотя, честно сказать, вокруг Кафедрального Собора ничего особо интересного нет. Здание колледжа, чуть дальше от него,  все было перегорожено забором. Здесь шел ремонт. Дальше идти смысла я не видела. Хотя очень хотелось увидеть во всех подробностях  замок Сен-Мер.  Сейчас в нем заседает правительство кантона. Замок почти квадратный 23 на 25 метров и высотой 25 метров. В конце 14 века эта была настоящая крепость для того, чтобы епископ жил в безопасности. Сейчас в замке современное убранство, но в нем сохранилась часть помещений с обстановкой конца 14 – начала 15 века. И в коридоре на 1 этаже сохранились фрески 16 века. Но, так как, повторюсь, замок был окружен железным забором и вокруг велись работы, то я так и не поняла, можно ли в него попасть и где вход?

Погуляв какое-то время по переулочкам старой Лозанны,  я  опять оказываюсь  в районе железнодорожного вокзала.  Теперь мне нужно идти вниз с холмов, к набережной. Смотрю по карте, вниз идет прямая дорога, только, чтобы попасть на нее, мне нужно обойти вокзал. Пошла обходить. Прямой дороги вниз нет. Но вот же она - на карте есть?!

Оказалось, все так просто - дорога оказалась не дорогой, а линией метро, поэтому она и нарисована была прямой линией.  И тут неожиданно в закоулках железнодорожного вокзала я нашла мечеть.  Приземистое одно этажное здание.


Женевское озеро где-то там внизу - заблудиться довольно сложно, главное идти вниз, а не блуждать по поперечным улочкам. Но и на этих улочках можно найти много чего интересного. Например, старые итальянские машины  в переулочках Лозанны не так уж и редки. А вот гибридных автомобилей, кстати,  в Швейцарии я не видела так много, как в Штатах.  В Америке мне казалось, что Тойоты Приосы, гибридные Хонды и Лексусы на каждом углу.


Спускаясь вниз, обратила внимание на рекламу одного ресторанчика. Там подавали стейк из конины.

 Интересно было бы попробовать, но я еще была не сильно голодная, решила таки дойти до озера.  Стейк стоил дорого. Но, это Швейцария. Тут все дорого. К этому просто нужно привыкнуть.

Когда до озера оставалось идти всего ничего,   я  опять потерялась и зачем-то пошла в другую сторону, хотя чувствовала, что Женевское озеро уже близко.
Какое то время спустя случилось  чудо! Я увидела набережную и порт!
Фотографирую здание на углу, чтобы не заблудиться и  на обратном пути найти дорогу, по которой я поднимусь к вокзалу.

Набережная Лозанны называется Уши, по названию замка, который тут же расположен, на самом на берегу Женевского озера. Сначала, по приказу  одного из епископов  была построена башня. Какое-то время спустя ее перестроили, и она стала укрепленной резиденцией епископов. Видимо, епископы Лозанны постоянно чего-то боялись, раз и замок Сен-Мар,  и этот замок были сильно укреплены. В этом же замке – дворце находилась тюрьма.  Когда в 15 веке Лозанну захватили жители сегодняшней столицы, замок был заброшен на долгие годы. В начале 17 века башню пытались сжечь, но потом ее восстановили и стали использовать для хранения зерна. В середине 18 века в замке и в башни были проведены восстановительные работы,  и замок снова обрел вид замка, а не заброшенной сараюшки.

Когда я гуляла по набережной, внезапно стали сгущаться тучи. Но было весьма комфортно. Температура была + 23 + 25 по Цельсию. Это самая комфортная температура летом в городах, расположенных на берегу Женевского озера. В плюс тридцать просто умираешь от жары и влажности.

 Это место  летом мало чем отличается от набережной Женевы. Здесь так же  неспешно прогуливаются с детьми арабские женщины, а по дороге снуют бесчисленные Мазератти, Феррари и Порше.

А тем временем наступил обед,   я пошла искать себе пристанище, столкнувшись все с теми же проблемами, все очень дорого и меню только на французском языке.
Стейк из филе из конины стоит уже  не  25, а  38 франков. Ладно, коня можно поесть и в Казахстане, что мы и делаем регулярно. Я отправилась в итальянский ресторанчик - пицца и розовое вино наш выбор нищеброда! И совершенно бесплатный вид на небо, воду и горы. Сидишь и думаешь – вот оно счастье. Жаль, что такое мимолетное…

Пообедала и жду, когда приплывает мой кораблик и увезет меня во французский горд Эвиан. До Франции плыть каких-то 5 минут.  Лозанна и ее парки со стороны воды смотрятся потрясающе!

видео -
фото - http://photo.qip.ru/users/miss-lucky/200709836/

http://photo.qip.ru/users/miss-lucky/200710528/

http://photo.qip.ru/users/miss-lucky/200712587/