Сценарий для одной европейской страны, гл. 16

Игорь Срибный
Глава шестнадцатая

     Сталин неспешно мерил шагами кабинет, а Берия, которому Хозяин не предложил сесть, стоял вытянувшись, боясь вздохнуть. Так прошло минут десять…

     Когда молчание стало для наркома совсем уж невыносимым, Сталин заговорил -  медленно, растягивая слова.

     - Скажи мне, Лаврентий, как так получилось, что Европа разрешила Германии вооружаться, вопреки требованиям Версальского мирного договора? Почему Европа закрыла глаза на то, что Гитлер игнорирует буквально все основополагающие пункты этого договора?

     Берия подавленно молчал, зная, что любое, невпопад сказанное сейчас слово, может повлечь за собой не только его отставку, но и…

     - Почему вы, товарищ Берия, закрыли глаза на то, что творится в нашем наркомате иностранных дел? – Сталин резко остановился напротив Берии и немигающим взглядом уставился прямо в его зрачки.

     - Я, товарищ Сталин…

     - Да-да, именно ты, товарищ Берия, - Сталин не дал Берии говорить, - просрал тот момент, когда что-то можно было еще изменить путем активного применения  дипломатических средств. Ты упустил наркомат Литвинова из виду, дав возможность предателям творить за твоей, а значит, и за моей спиной все, что выгодно американцам и англичанам, но только не нам, Лаврентий. Ты так хлопотал о назначении первым  заместителем Литвинова твоего протеже Крестинского, что я уж было, подумал, что ты завалишь меня информацией положительного плана по Берлину и Парижу, но ничего ведь не изменилось, Берия…

     - Товарищ Сталин, Крестинский больше разведчик, чем дипломат…

     - Барахло твоя разведка, Лаврентий! – Сталин снова пошел по кабинету. – Ты мне говоришь, что Гитлер намерен воевать с Англией, так?

     - Так точно, товарищ Сталин!

     - Ты хоть иногда посматривай на карту Европы, Лаврентий! – взгляд Сталина пронзил Берию словно копьем. – Если бы ты хоть изредка делал это, то увидел бы, что Гитлер захватывает государства, находящиеся совсем в противоположной от Англии стороне. Ты постоянно твердишь мне об Англии, а я больше чем уверен, что следующей страной, которая падет к ногам Гитлера, будет Польша. Разве я не прав, а, товарищ Берия?

     - Товарищ Сталин, данные разведки…

     - Я же сказал тебе, что твоя разведка – барахло! Разведуправление РККА дает мне совсем другую картину, Берия! Об Англии в докладах их разведчиков речь не идет вообще! Ты понял, Берия?! У меня возникло много вопросов к тебе… Например, если ты не рассказываешь мне об истинном положении дел в Европе, я вправе задуматься, почему ты скрываешь от меня истину. Для кого ты это делаешь?

     - Но я… - Берия взмок: по спине побежали ручейки пота.

     Сталин предостерегающе поднял руку.

     - Далее… - сказал он. – Почему ты не доложил мне, как и Литвинов, о том, что Гитлер провел совещание в Мюнхене по вопросу раздела Чехословакии, на которое, кстати, нас «забыли» пригласить? За нашей  спиной, Берия, наши союзники договариваются о разделе европейской страны, но ни мы, ни чехословаки не принимаем участия в совещании по такому важнейшему вопросу, который касается европейской безопасности в целом. Как ты думаешь, Берия, не предательство ли это?!

     - Я не виноват в том, что…

     - Помолчи, Лаврентий! – Сталин остановился у окна. – Я еще не закончил. Скажи мне, товарищ нарком, что делают с предателями?

     - Товарищ Сталин!

     - Я лично, Лаврентий, буду вытаскивать из тебя жилы по одной, если ты стал предателем. Если это так, скажи мне прямо сейчас! Не усугубляй свою вину.

     Берия с огромным трудом смог взять себя в руки и сосредоточиться. Животный страх, который овладел каждой клеточкой его тела, стал понемногу вытекать потом сквозь поры, и Берия заговорил.

     - Товарищ Сталин, моим разведчикам удалось ознакомиться с докладом генерала Йодля, который участвовал в совещании в Мюнхене. Вот его заключение: «Мюнхенский пакт подписан. Чехословакии как государства больше нет. Гений фюрера и его решимость не останавливаться даже перед угрозой мировой войны вновь обеспечили победу, без применения какой-либо силы».

     - А что это означает, товарищ Берия, ты отдаешь себе отчет? А это означает, что за полгода Гитлер прибавил Германии десять миллионов этнических немцев и земли Австрии и Судетской области, которые являются воротами Юго-Восточной Европы. И эти победы одержаны им практически бескровно, только за счет предательства англичан и французов. Ты недооцениваешь Гитлера, Лаврентий?

     - Боюсь, что нет, товарищ Сталин! – хрипло произнес Берия. – За четыре года он поднял Германию из пепла экономического, политического и духовного кризиса и сделал свою страну мощнейшим государством в Европе, перед которым склонились Англия и Франция…

     - Чем же он их так запугал? – прищурившись, спросил Сталин. – Пообещал разбомбить Лондон и Париж?

     - Не думаю, товарищ Сталин, - Берия медленно, но уверенно входил в колею. – Вся немецкая армия, и «Люфтваффе» в том числе, на момент подписания Мюнхенского соглашения были сосредоточены у границ Чехословакии. Франция, а тем более Англия могли не опасаться воздушных налетов, поскольку авиация не может действовать в отрыве от своих баз обеспечения. Да и силы противовоздушной обороны обеих стран в состоянии справиться с этой угрозой, если бы она возникла.

     - А ты знаешь, Лаврентий, что в то время как Германия находится в состоянии полной мобилизации, Париж вообще не утруждает себя подготовкой к войне. В результате, на сегодняшний день французы имеют армию, которая по численности едва ли не в половину меньше немецкой? Тебе это о чем-нибудь говорит?

     - Только о том, товарищ Сталин, что за нашей спиной Англия и Франция договорились с Гитлером. Вероятнее всего, Гитлер пообещал им развязать войну на Востоке, оставив их в покое. Кроме того, возможно Париж еще надеется на свои договорные отношения с Англией, Румынией, Югославией, Польшей и Чехословакией, направленные на сотрудничество в военной области…

     - Чехословакию вычеркни из этого списка! – перебил Сталин наркома. – Тридцать пять дивизий чехословаков теперь следует считать в активе Гитлера. Заводы «Шкода» и «Ческа Збройовка» теперь тоже работают на Гитлера, увеличивая военный потенциал Германии. А значит…

     Сталин сделал многозначительную паузу.

     - А это значит, Лаврентий, что вслед за Прагой пойдут Варшава, Бухарест, София и Белград! Париж останется в гордом одиночестве в окружении стран-сателлитов Германии. Такой сценарий возможен?

     Берия снова вспотел…

     - Нет, товарищ Сталин! – нашел в себе силы ответить нарком. – В таком случае дни Франции сочтены. Я не учел фактора…

     - А партия тебе доверила твой высокий пост именно для того, чтобы ты учитывал все факторы, Берия! – оборвал его Сталин. – Иначе, грош тебе цена, нарком! Итак, подведем итоги… Что мы имеем в раскладе сил? Мы имеем не более года в запасе. За этот год мы должны успеть укрепить западные границы и перевооружить армию. И вот здесь у меня снова возникают вопросы к тебе. Скажи, что мы можем противопоставить немецким тяжелым танкам «Рейнметалл» или истребителю «Мессершмитт-109»?

     - Ну, наши конструкторы…

     - Ты будешь воевать конструкторами, Берия? – вновь оборвал наркома Сталин. – Или конницу Буденного с Ворошиловым во главе бросишь на танки? Проснись, Берия! Не готов ты к войне! Вижу, что не готов!

     - Я ведь не нарком обороны, товарищ Сталин! – Берия взмолился. – Я не готов отвечать за его упущения в работе!

     - Заткнись, Лаврентий! – Сталин шагнул к Берии и направил чубук своей трубки ему в грудь. – Не ты ли вместе с ярым «конником» Ворошиловым убеждали меня, что Тухачевский враг?! Что он продался империалистам? А?! А что получается, Берия? А получается, что прав был Тухачевский, когда настаивал на том, что народные деньги нужно вкладывать не в конницу, а в создание танковых армий, моторизованных дивизий и бронекорпусов!

     Сталин вдруг успокоился…

     - Лаврентий, если я стану работать вместо тебя, ты станешь балластом, - тихо сказал он. – А балласт нам не нужен, - мы балласт расстреливаем как чуждый коммунистической идеологии элемент, который ничего не производит, а только потребляет. Балласт – это паразит на теле социализма… Ты меня понял, Берия?!

     - Так точно, товарищ Сталин! – отчеканил Берия. – Я все понял!

     - Вот как? – Сталин удивленно воззрился на Берию. – Тогда ты, может быть, объяснишь мне, почему при наличии письма правительства СССР о готовности оказать военную помощь в случае агрессии со стороны Германии, Прага не попросила у нас военной помощи, а отдалась на милость Гитлера? И еще скажи… Между Францией и Польшей подписан Протокол, согласно которому французская армия обязана в случае нападения Германии на Польшу немедленно начать наступательные действия в отношении немцев. Исполнят ли французы свои обязательства?

     Берия подавленно молчал…

     - Иди, Лаврентий! – сказал Сталин. – Иди… Я подумаю, достоин ли ты и далее оставаться народным комиссаром, или твое место в окопах…

Продолжение следует -