Тысяча первая история про Каина и Авеля...

Людмила Возняк
                “Выбирая Бога, мы выбираем судьбу”
                Публий Вергилий Марон





«…и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа.
И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец; а Каин был земледелец.
Спустя несколько времени, Каин принес от земли дар Господу.
И Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его;
А на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его» (Быт.4:1-5).

 Предлагаю  познакомиться с Каином и Авелем. Возможно, кто-то скажет, что все и так уже известно… читано, перечитано… растолковано, перетолковано. Но все же предлагаю посмотреть на братьев еще раз.

Первенцем был Каин, с него и начнем.

Ева возрадовалась: «приобрела я человека от Господа!!!» Не с этим ли чувством(приобрела) и связано имя «Каин» и даже черты его характера?

Имя «Каин» происходит от ивр. корня кана;, означающего создавать, получать, производить, приобретать собственность .

Авель родился вторым, его имя означает (Гевель)» происходит от глагола ‹гаваль›, означающего «дуть», «дышать» и означает дыхание, пар.



Имена братьев отражают их сущности.

 Каин — не только приобретение от Господа, но и человек, стремящийся к приобретению, производству, получению, крепко связанный с землей и живущий главным образом плотскими заботами.

Авель же — человек духа(витать в облаках...), не привязанный к земле.

 Этими именами , а также  значением даров объясняется  огромное различие между братьями  и их конфликт  — борьба «духа» и «плоти».


Каин был земледелец. Это значит:
Варианты перевода:
 2038,, ;;;;;;;;;
 работать, трудиться, производить, вырабатывать, делать, творить, совершать, зарабатывать, наживать (трудом).

Номер Стронга: 5647
;;;
1. работать, трудиться;
2. возделывать, обрабатывать (землю);
3. служить, быть рабом, покоряться.
4. принуждать или заставлять работать.
1. быть возделанным или обработанным;
2. возделываться, обрабатываться.
1. быть принуждаемым;
2.быть используемым для работы.
1. принуждать или заставлять работать;
2. порабощать, покорять, брать в рабство.
служить. Син. 08334 (;;;).

Такое короткое предложение – «Каин был земледелец», а сколько информации мы можем получить просто даже если поочередно будем подбирать предложенные варианты перевода.

 Но продолжим … Комментарий р. Ш.Р.Гирша:
«Земледелие требует от человека в первую очередь всю его физическую энергию. Вердикт “в поте лица своего будешь есть хлеб” прежде всего относится именно к пахарю, к тому, кто возделывает землю. Все свои силы он тратит на то, чтобы как-то перебиться , свести концы с концами, он полностью поглощен трудом. Чувство гордости, самоуверенности, выраженное именем         , производным от          — приобрел, достиг, — в большей степени присуще именно характеру крестьянина. Земля, которую он полил своим потом становится для него драгоценной; поскольку эта земля уже вобрала в себя часть его самого, он привязан к ней, селится на ней, он на ней “оседает”. В то же время земледелие — это стимул развития всех человеческих цивилизаций. Оно вдохновляет развитие самых разнообразных умений и ремесел…

С другой стороны, земля, которую пахарь обрабатывает, низводит его до своего уровня. Подставляя шею под ярмо материальных забот, он принижает этим свой дух. Его усилия грозят превратить его в раба, не только в раба своей бесконечной деятельности, но и в раба другого человека. Кроме того, пахарь легко может прийти к преклонению перед силами природы, от которых так ощутимо зависят всходы брошенных им в землю семян. Земледельческие народы были первыми, кто утратил сознание Б-га и своего человеческого призвания : именно в их среде возникли рабство и идолопоклонство.»

Вот вам и земледелец!

Но  естественно было бы предположить, что оба они станут земледельцами: ведь человеку было заповедано обрабатывать землю, чтобы добывать себе хлеб.Вероятно и обрабатывали ...Но Каин становится земледельцем по своей сути, а   Авель избирает другой путь.  И был Авель пастырь овец.

Тоже проанализируем, что это значит:
1)был, сделался

Варианты перевода:
 1096, ;;;;;;;
 1. быть, становиться;
2. рождаться;
3. происходить, совершаться;
4. наступать, приходить.

2)пастух
Варианты перевода:
 4166, ;;;;;;
 пастух, пастырь.

Словарное определение:

1) пастух ;
2) овчар ;
3) переносное значение: пастырь, предводитель, вождь ;
4) руководитель, наставник .


интересно посмотреть, где встречается это же слово: Пр.10:21(уста праведнеого пасут многих),15:14(сердце разумного ищет знания), 28:7(хранящий закон), Ек.12:11(составители - от единого пастыря),Мих.5:4(пасти в силе Господней).

А так же:
Номер Стронга: 7462
;;;
1. пасти, кормить, ухаживать, охранять;
прич. пастырь, пастух;
2. пастись, питаться.
3. дружить, иметь дело, общаться.
быть дружком (на свадьбе).
дружиться, заводить друзей, общаться.

Можно поэксперементировать и самим составить  варианты того, что Писание сообщает нам об Авеле,  например: « с рождения хранил истину», «питал   овец словами жизни», «стал вождем, за которым идут овцы» и т.д. и т.п.

Почитаем комментарий  р. Ш..Р.Гирша:

«… пастушеская жизнь имеет свои преимущества. Уже тот факт, что работа пастуха требует заботиться о вверенных ему живых существах, говорит о многом. Неустойчивость собственности пастуха, которой он обеспечивает заботу и уход, но которой не может гарантировать жизнь, не позволяет ему придавать ей слишком большое значение. Кроме того, труд пастуха не требует таких физических усилий, как земледелие, не требует и полной сосредоточенности ума. У пастуха есть время вознестись духом к Б-жественному. Пастухами были наши праотцы, и Моше, и Давид.

Тора упоминает об антипатии древних египтян к пастухам, к их образу жизни. Все, что вырастает из земледельческой ментальности, о которой мы говорили выше, достигло в древнем Египте наивысшего развития . Культура древнего Египта основывалась на земледелии; ее характерными особенностями были политеизм и развитый аппарат порабощения . Каждый индивидуум был полностью поглощен своей деятельностью, и в процессе этой деятельности совершенно терялось его человеческое начало, то есть чувство личного достоинства, возможность искать, самому созидая собственную жизнь. Каждый рождался рабом своей будущей деятельности, заранее предначертанного жизненного пути. Такие понятия как Б-г, свобода и подобие человека Б-гу сохранялись только в пастушеском племени наших праотцев. Политики древнего Египта прекрасно знали, что они делают, когда разжигали в своем народе ненависть к пастушеским племенам...»

Из всего перечисленного следует, что характеры и жизнь братьев сильно отличались. Они занимались тем, к чему каждый был склонен, в чем выражал себя. Сообщение о том, что Каин и Авель принесли «дары» Богу говорит об их выражении себя, освидетельствовании, презентации... Они принесли так называемое портфолио - в переводе с итальянского означает “папка с документами”.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые (учеником) в разнообразных видах деятельности. Таким образом, портфолио или «дары» Каина и Авеля позволили Богу «оценить» результаты Своих «учеников». Эта оценка очень важна в самом начале, потому что далее все человечество разделяется на последователей  Каина или людей плотских(животных), и Авеля, людей духовных( небесных), Божьих, которые пасут свою плотскую природу, не позволяют ей руководить собою. И дары наши соответственно либо Каиновы, либо Авелевы.



Но  все выглядит так, что спустя время, Каин и Авель принесли Богу дары от трудов своих. Каин, как земледелец, принес свои дары, а Авель, как пастух, свои. В Бытие мы не находим никаких требований от Бога о подарках и жертвах , что суть одно.  Некоторое время зациклившись на буквализме(причем здесь стада, для чего быть пастухом), я никак не могла сдвинуться с места в своем понимании ситуации пока не обратилась к  простому факту  - в описании даров Каина и Авеля употребляется одно и тоже слово:

У Каина:
Варианты перевода:
 2378, ;;;;;
 жертва, жертвоприношение; LXX: 04503 (;;;;;;;;), 02077 (;;;;;z).


Номер Стронга: 4503
;;;;;;;
1. дар, подарок;
2. дань;
3. приношение, жертва (без крови).
Син. 07133 (;;;;;;;).

У Авеля:
Варианты перевода:
 1435, ;;;;;
 дар, подарок; LXX: 07133 (;;;;;;;;), 04503 (;;;;;;;;).

Номер Стронга: 4503
;;;;;;;
1. дар, подарок;
2. дань;
3. приношение, жертва (без крови).

В обоих случаях  совпадают  номера Стронга – 04503. Это значит в обоих случаях говорится о приношении без крови. В других местах Библии это слово употребляется при указании на хлебное приношение, либо различные дары – например волхвов: золото, ладан и смирна, дар бедной вдовы и др.

Интересно обратить внимание на «приношение»:

Варианты перевода:
 5342, ;;;;
 нести, (при)носить, сносить, переносить, приводить; син.5409 (;;;;;); 5342 (;;;;) говорит о временном ношении, от случая к случаю, а 5409 (;;;;;) указывает на каждодневное постоянное ношение.
 
Например, вариант – « каждодневное постоянное ношение» подтверждает мою мысль, что это не было понимаемым нами ныне буквально  приношением. Подумайте сами, их отец Адам был жив и конечно он, видевший и слышавший Бога, мог бы объяснить детям, что Бог не нуждается в дарах и жертвах.   В Библии мы не находим просьб или требований Бога о дарах. Наоборот, Библия может много рассказать о том,  для чего их приносят.  Вспомните , когда Иаков въезжал со своей семьей в Ханаан, а ему навстречу ехал Исав, была довольно напряженная ситуация. Встреча прошла мирно, но на всякий случай Иаков очень щедро одарил Исава. Так же дары приносят :
 Быт.32:20, Исх.23:8,Вт.16:19, Пр.6:32, Пр.17:23, Ис.1:13 -  чтобы обратить на себя внимание, умилостивить, избежать сурового приговора, возмездия, дать взятку, повлиять на будущее, манипулировать… Теперь вместо судьи, обиженного брата, разгневанного мужа поставьте Бога и подумайте, для чего Ему дары, жертвы? И может ли кто манипулировать Богом?


 Жертвоприношение братьев скорее символично, чем буквально. Повторюсь, их  «дары» - это то, чем они являлись, их "портфолио" .  И если  дальше, в историю, то  суть этих событий потом уже просто  засимволии.

Почему Господь призрел на Авеля и на его дар, Библия почти не объясняет.  В Послании к Евреям Апостол Павел пишет:

«Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще» (Евр. 11:4)

Апостол отмечает, что жертва Авеля была  проникнута живой и действенной верой.

Богословы же объясняют это тем, что у Авеля была кровавая жертва, указывающая на Христа , на Голгофу. В предыдущих исследованиях, я пыталась обратить внимание на абсурдность желания видеть Христа только на Голгофе, и не библейское понимание этого вопроса.  Резюмируя, можно лишь напомнить, что:

» …проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо, если бы познали, то НЕ РАСПЯЛИ бы Господа славы»(1Кор.2:7,8).

В связи с этим возникает вопрос, что за вера была у Авеля? Так же  он был далек от понимания премудрости Божией, что для Спасителя хотел тоже, только Голгофы? Думаю, такая вера не приводит к праведности. Про буквальных  распинателей  Христа  ап.Павел писал:
«Которые убили и Господа  Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся, …и через это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца»(1Фес.2:15,16).

Это совсем не праведники,  их поступок назван противлением Богу и умножением грехов. Поэтому желание виртуальной смерти Христа, образной, через убийство овец(при нынешней христианской трактовке) уравнивает с буквальным распятием. Авель не убивал . Не было никакого кровопролития. И пастухом скорее всего он был символическим...

Тогда необходимо выяснить, во что верил Авель?

Но тут нет ничего нового: 

«по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках»
(1Пет.1:15)

 «И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.» (1Иоан. 4:16).


У пророка Осии есть замечательные слова, но обращают ли на них внимание?

 «Милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более нежели всесожжения»(Ос.6:6).
 Потом их повторял Иисус: »пойдите научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы…»(Мат.9:13). В евангелиях описан случай, когда Он выгонял меновщиков из храма. В этом есть большое значение, потому, что Он желал научить, что Божье благословения, милость, любовь, прощение, спасение не могут являться предметами торговли. Дом Мой – дом молитвы, а не торговли… И Божье призрение не зависит от буквальных даров.
 
   Бог не может вести Себя как неуравновешенный человек: то Ему нужны жертвы, то не нужны… Если Богу не нужны ни жертвы, ни дары, то почему Он призрел на Авеля? А если нужны жертвы, то почему    Давид за свой грех не приносил кровавую жертву, но прощен, тот же Каин после убийства брата отпускается без жертвы за грех, ниневитяне покаялись и были помилованы без всяких жертв(Ион.3:4-10)? В истории про фарисея и мытаря в храме, фарисей предъявляет Богу много своих «жертв», а мытарь ни одной, но  Бог призирает на мытаря...


Обратимся к Библии за разъяснением, какие у Бога предпочтения в отношении жертв:

«жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже»(Пс.50:19)

«А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим»(Ис.66:2).

Видно, что Богу угодны духовные дары(жертвы), а материальные символы  их  заменить не могут (Ис.66:3)

Может ли баран быть символом распятого Христа? Распятие, Голгофа стала возможна только тогда, когда наступила власть тьмы, как сказал Христос:
«Каждый день Я бывал с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук; но теперь – ваше время и власть тьмы»(Лук.22:53).
Тогда можно сделать абсурдный вывод, что надо было укреплять на земле власть тьмы, ведь она такое дело огромной важности  сделала? Но  Иисус не укреплял власть тьмы, а проповедовал  о любви, добре, свободе, мире, делал дела Отца Своего Небесного , что уничтожало тьму. Но в человеческих сердцах тьма уничтожается только с их согласия и участия.

  Бог смотрит на людей, на их сердца, принимая их сердца (история мытаря, бедной вдовы). Таково основное правило. Возможно, что так было и с Авелем. Читаем: «И призрел Господь на Авеля…»(Быт.4:4), поэтому и дар его назван лучшим. Каин же искал  Бога… чтобы заручиться  для себя благословениями.

Дары не нужны Богу, как они не нужны родителям от находящихся на их обеспечении детей. Расположение по истине не должно зависеть от даров или жертв, иначе речь не об отношениях, а о сделке: ты мне –я тебе, что наблюдается в язычестве: я тебе каши – ты мне благословение, что приводит во всемирную торговую сеть «Вавилон», а не в семью Божию.

 Бог  видит наши сердца. А мы видим только дары, и спорим о дарах, как будто это главное. И копируем чужое поведение по плоти, не в состоянии скопировать сердце. «Авель угодил Богу, будем делать как Авель» - таков девиз последующих поколений адептов религии. Религия буквально значит связывание, соединение, даже переобъединение. Но кого и с кем?

 

 « не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих,
 ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор,
 знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною.
 Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее.
 Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов?

 Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путем своим, тому явлю Я спасение Божие".
 (Пс. 49: 9-13,23)

«Возьмите с собою молитвенные слова и обратитесь к Господу; говорите Ему: "отними всякое беззаконие и прими во благо, и мы принесем жертву уст наших»(Ос.14:3).

Д.Щедровицкий пишет, что »жертва уст наших» в  оригинале   написано  даже:  ;;;; ;;;;;; ‹фари;м сэфате;йну› — буквально «тельцы уст наших»….Вот такие «тельцы» бывают!


Далее читаем, что Бог призрел на Каина. Нужно заметить, без всякого дополнительного дара призрел .  Его внимание не покупается, а уделяется детям по мере необходимости,  и вступил с ним в диалог: «почему ты огорчился? если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит…»(Быт.4:7) У профессора Д.Щедровицкого читаем – «Здесь употребляется древнееврейский глагол ;;; ‹рава;ц› — «лежать», который применяется только по отношению к животному, но не к человеку.

Грех — это «лежащее животное», потому что низшее, животное, плотское,  скотское начало находится «у входа» в человеческое сердце( сознание). И пребывая как бы в его преддверии,тамбуре, выжидая удобного случая(открытой двери),  стремится овладеть человеком, его чувствами и разумом.

Поэтому и сказано: «…у дверей грех лежит…», т. е. грех очень близок,  «…он влечет тебя к себе" - уговаривает открыть дверь, " ты господствуй над ним" - ты можешь победить!

По мнению Д.Щедровицкого -"Вот этот процесс – внутренняя борьба , расставание с животной сущностью, восстановление образа Божьего, отражался в обрядах жертвоприношения».

В жизни Авеля произошло то, что в последствие породило символ.  Свое «животное», свою плоть со страстями и похотями он усмирял и контролировал, лишая  возможности руководить собой. Но в последующие века  смысл  проишедшего  был утрачен, убит(!). А попытки символического выражения, т.е. -  жертвоприношения, обрели форму языческих умилостивлений божества. А в нынешнюю эру ему приписано еще более чудовищное содержание: требование смерти Мессии во искупление грехов.



Словом «жертва», церковнославянским по происхождению, переводится древнееврейское
;;;; ‹карба;н›, от глагола ;;; ‹кара;в› — «приближать». Жертва — это то, что приближает нас к Богу. Приближаться к Богу можно только добровольно, выбирая свой путь. А история Каина и Авеля учит нас, что  Бога никто и ничто не может заставить принять неугодный Ему «дар».

Возможно, что наблюдая за  овцами и баранами, а в них хватает упрямства, непокорности, своеволия, Авель размышлял о своей греховной природе…


 Просмотрела словари: 
-скот —  четвероногие сельскохозяйственные животные; ., вульг. грубый, невоспитанный человек ; Ну ты и скот!
-стар. скотий или скотинный, ко скоту относящ. У этого народа скотские обычаи. 
-скотский нрав, у человека, зверский или плотские наклонности.
-схожий со скотом и утративший человечество свое.
-человек грубый, низкий, подлый.

Как знать, может быть это сохранившийся  след, намек…

А что же Каин с его плодами земли? А Каина его животная, плотская сущность поработила окончательно. Убив брата, земля, на которую он надеялся, перестала давать для него своей силы(Быт.4:12). Лишившись покоя в душе, он лишился  и дома, как места покоя, став скитальцем и изгнанником. Но вместо того, чтобы принять реальность как средство воспитания, он начинает обустраивать свою жизнь во "враждебном" для него теперь уже мире, отступая все далее и далее от Бога. Чтобы самому себя защитить, он начинает строить первый город, и порождает  аналог такого явления как городская жизнь. Лишенные поддержки земли, и лишенные духовности, потомки Каина строят технократическую цивилизацию. Но все заканчивается катастрофой… потопом.

Если кому  интересно, то есть предание, что и жизнь Каина закончилась катастрофой. Чего он боялся, то и случилось...   Его убил его же потомок Ламех, но убил по неосторожности(Быт.4:23).

 

Можем ли мы  судить древних за то, что они резали баранов, тельцов стадами? Некоторых это отворачивает от Бога.  А мы дальше ушли от древних не разгадывая смысл символов , а меняя символы? И вместо зарезанных овец нам Христа только распятого нужно, и Его кровь, чтобы бесконечно свои грехи омывать…

Вместо вывода:

«пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. »(Мат.9:13)

« Наблюдай за ногою твоею, когда идешь в дом Божий, и будь готов более к слушанию, нежели к жертвоприношению; ибо они не думают, что худо делают» (Ек.4:17)



Домашние животные обычно подчиняются своему хозяину - человеку. По аналогии, все какие ни есть "животные" в самом человеке, должны как овцы, подчиняться духу - своему хозяину, пастырю. Но не просто подчиняться, а быть "перевоспитаны" духом. И у Авеля это получалось, что и одобрил Бог:

"и призрел Господь на Авеля и на дар его".



Фото из интернета.