10.1. Копания в себе, в окружении, в природе общества … .
Жизнь текла своим чередом, воды реки Шукшан и реки Немды текли неуклонно в южном направ-
лении, учёба медленно крутя жернова мизерно продвигалась вперёд . Мальчишка в познании, описы-
ваемого мира топтался на месте, не видно и просвета. Очень хотел быть средним троечником, но не
обладая памятью механического запоминания пройденного материала в тягостных раздумьях замы -
кался в себе, откровенно тупел. Трудно давалась слабому мальцу высиживать длительные часы нази-
дательной учебной программы. Практически тянуло в сон, не до усвоения знаний, решения задачек
и примеров. Для того надо напрягать сознание и память, постоянно быть активномыслящим, а при -
ходилось бороться с наплывами дрёмы и сна. И эта пытка продолжалась до одиннадцати, двеннадца-
ти часов дня. Ни утренняя зарядка с пробежкой, ни школьные физпаузы не будили дрёму биологи-
ческой программы хилого, инертного организма. Мальчик едва успевал оправится от очередного
стресса как на него садилась новая хула. На желание внешней самостоятельности накладывалась
внутренняя инертность работы головного мозга. С головой всё в порядке, но решалось , выражалось
в замедленном темпе. Повторялись , прокручивались , мысленно уже ранее виденные, выхолоченные
примеры; слова, упражнения, пройденные правила не задерживаясь в картинках мелькали, исчезали
в неизвестном направлении. И что было вымученно вызубрено в утомленном замученном мозгу вчера,
сегодня не всоминалось. Ваня стремился, пытался учиться, но естество прикрыло обратный клапан; а
драма карт ошибок ранних владела , прикрывала, не давало выйти к свету, глаз болел. Слишком мно-
го испытаний выпало на его долю. Выхолощенное детство чёрным, суровым покрывалом легло на
его неокрепшие детские плечи, не в коня овёс , такое бывает в природе. Ест , ест коняшка, не поправ-
ляется, не растёт, прядёт ушами, головою качает, ногами лягает, а бежать не желает. Также и человек,
когда ещё подрастёт, когда ещё головушка запоёт, что соловушка, а не будет пустой словно тыква в
постой. Много загадочного замешано в человеке, так и в этом мальчишке замешан замес. Они были
противоречивы в нём самом, существовали сами по себе, обособленно друг от друга; могли расуждать
анализировать друг о друге , докапываться и находить причины, строить пожелания, мотивировать дви-
жения мысли и на этом стоп. Рано ещё рано, мозг не открыл ещё обратный тот клапан, клапан до-
ступа любопытства познаний, того клапана , что присущ человеческой особи. Сознание не было напол-
-66-