Малиновый рай гл. 10. 1. стр. 66

Виктор Перфилов
                10.1. Копания  в  себе,  в  окружении,  в  природе  общества …  . 
  Жизнь  текла  своим  чередом,  воды  реки  Шукшан  и  реки  Немды  текли  неуклонно  в  южном  направ-
лении,  учёба  медленно  крутя  жернова  мизерно  продвигалась  вперёд . Мальчишка  в  познании,  описы-
ваемого  мира  топтался  на месте,  не  видно  и  просвета. Очень  хотел  быть  средним  троечником,  но  не
обладая  памятью  механического  запоминания  пройденного  материала  в  тягостных  раздумьях  замы -
кался  в  себе, откровенно  тупел.  Трудно  давалась  слабому  мальцу  высиживать  длительные  часы  нази-
дательной  учебной  программы.  Практически  тянуло  в  сон,  не  до  усвоения  знаний, решения  задачек 
и  примеров.  Для  того  надо  напрягать  сознание  и  память,  постоянно  быть  активномыслящим,  а  при -
ходилось  бороться  с  наплывами  дрёмы  и  сна. И  эта  пытка  продолжалась  до одиннадцати, двеннадца-
ти  часов  дня. Ни  утренняя  зарядка  с  пробежкой,  ни  школьные  физпаузы  не  будили  дрёму  биологи- 
ческой  программы  хилого,  инертного  организма.  Мальчик  едва  успевал  оправится  от  очередного
стресса   как   на   него  садилась  новая  хула. На  желание  внешней  самостоятельности  накладывалась
внутренняя  инертность  работы  головного  мозга.  С  головой  всё  в  порядке,  но  решалось , выражалось
в  замедленном  темпе. Повторялись ,  прокручивались , мысленно  уже  ранее  виденные,  выхолоченные
примеры;  слова,  упражнения,  пройденные  правила  не  задерживаясь  в  картинках  мелькали,  исчезали   
в  неизвестном  направлении. И что  было вымученно  вызубрено  в  утомленном  замученном  мозгу вчера,
сегодня  не  всоминалось. Ваня  стремился,  пытался  учиться,  но  естество  прикрыло  обратный  клапан; а
драма  карт  ошибок  ранних  владела ,  прикрывала, не  давало  выйти  к  свету, глаз  болел. Слишком  мно-
го  испытаний  выпало  на  его  долю.   Выхолощенное  детство  чёрным,  суровым  покрывалом  легло  на
его  неокрепшие  детские  плечи, не  в  коня  овёс , такое  бывает  в  природе. Ест , ест  коняшка, не  поправ-
ляется, не  растёт, прядёт  ушами, головою  качает, ногами  лягает,  а  бежать  не  желает. Также  и  человек,
когда  ещё  подрастёт,  когда  ещё  головушка  запоёт, что  соловушка, а  не  будет  пустой  словно  тыква  в
постой. Много  загадочного  замешано  в  человеке, так  и  в  этом  мальчишке  замешан  замес. Они  были
противоречивы  в  нём  самом, существовали  сами  по  себе, обособленно  друг  от друга; могли  расуждать
анализировать  друг  о друге , докапываться и находить  причины, строить  пожелания,  мотивировать  дви-
жения  мысли  и  на  этом  стоп. Рано  ещё  рано,  мозг  не  открыл  ещё  обратный  тот  клапан, клапан  до-
ступа  любопытства  познаний, того  клапана , что  присущ  человеческой  особи. Сознание  не  было  напол-
    -66-