А я вернусь... Алёна Бирюкова -8- окончание

Светлана Геннадьевна Бирюкова
........
РЯЗАНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ В ЖИЗНИ АЛЁНЫ

Поступление в Рязанский государственный медицинский уни-
верситет имени академика И. П. Павлова было не из лёгких, так
как приходилось сдавать экзамены очень строгой вступительной
комиссии. Конкурс для поступления в этот университет был всег-
да очень высоким. Много сил, времени и нервного напряжения от-
дала Алёна, чтобы хорошо сдать экзамены и набрать необходимые
баллы для зачисления на первый курс.

На экзамене по литературе нужно было писать сочинение.
Все абитуриенты знали, что одной из предложенных тем сочине-
ния обязательно будет тема творчества А. С. Пушкина или анализ
одного из его произведений.
Алёна была подготовлена и неплохо знала эти темы. Я была
спокойна за неё, верила, что дочь отлично справится с заданием.
Но оказалось, что Алёна приняла своё решение:
– Мама, я очень хорошее сочинение написала, только не
о Пушкине. Я писала сочинение «Тема нравственности, доброты,
бескорыстия, трудолюбия в рассказе А. И. Солженицына „Матрё-
нин двор;».

Я знаю — эта тема непростая. И сейчас я уверена, что Алёна
в своём сочинении сумела полно раскрыть художественный образ
Рязанский Медицинский Университет в жизни Алёны
Матрёны, её душевность, бескорыстие и трудолюбие, потому что она
очень близка по этим человеческим качествам к образу Матрёны.

Наверное, из всех вступительных экзаменов самым неслож-
ным для Алёны оказался экзамен по любимой биологии. Дочери
достался билет, который она знала очень хорошо. На последний
вопрос нужно было ответить, выбрав из пяти предложенных вари-
антов правильное название растения. Алёна долго анализировала,
какой же вариант верный, и выбрала ответ — растение петуния.
Дома после экзаменов Алёна облегчённо вздохнула, когда нашла
в учебнике подтверждение своему решению.

Позже, когда дочь о чём-то задумывалась, и ей приходилось
делать выбор, я напоминала:
– Выбери петунию, она не подведёт!
Дочь улыбалась в ответ, потому что нам обоим был понятен
смысл этой фразы…
Я всегда вспоминаю этот случай, встречая летом на клумбах
нашего города эти милые цветы петунии разнообразных сортов
и окрасок…

В августе 2003 года Алёна была зачислена на лечебный фа-
культет в Медицинский государственный университет имени ака-
демика И. П. Павлова, на бюджетное, бесплатное, обучение.
Как гордо и радостно звучал голос дочери, когда на вопрос:
«Алёна, ты поступила в медицинский университет?» — она отве-
чала друзьям и соседям: «Да, я поступила!»
В университете распределили первокурсников по группам.
Алёна оказалась в девятой группе вместе с иногородними студен-
тами, не попав в группу со своими одноклассниками. Со временем
она подружилась со студентами-одногруппниками, а ближе всех
для неё стали подружки Маргарита Разумова и Анастасия Чер-
нышова.

Учёба в университете увлекала Алёну. Она часто рассказыва-
ла мне о преподавателях, о том, какие они интересные, преданные
своему делу люди, гордилась ими. Показывала их фотографии
в книге, специально выпущенной о медицинском университете.
Алёна быстро запоминала медицинские термины, училась
хорошо, несмотря на большие нагрузки в университете, даже ла-
тынь ей давалась, к моей радости, легко, без особого напряжения.
Лекции и практические занятия, дежурства в больницах — вез-
де надо было успевать, вовремя сдавать экзамены. Алёна не пропу-
скала ни одного дня учёбы, даже когда чувствовала себя не очень
хорошо, преодолевала своё недомогание, посещала все лекции.

Как-то я спросила Алёну, не страшно ли ей на занятиях по
анатомии — ведь они проходили в морге. К моему удивлению, она
ответила так:
– К запахам там трудно привыкнуть, а остальное — не страш-
но, ведь это не живые люди.
Однажды Алёна рассказала мне, как в университете прохо-
дило практическое занятие по изучению работы сердца. У живой,
только спящей, обездвиженной белой лабораторной мыши была
вскрыта грудная клетка. Студентам показывали, как бьётся сердце
мышки, как по артериям и венам циркулирует кровь. Нужно было
наблюдать за этим процессом и вести запись. Алёне стало плохо —
поплыли круги перед глазами, перехватило дыхание, подступила
тошнота к горлу. Очень мышку белую жалко — она ведь живая!
Пришлось Алёне выйти из аудитории, невозможно было далее
оставаться на занятии.

Дочь делилась со мной своими впечатлениями о дежурствах
на станции скорой медицинской помощи. Однажды пришлось
подниматься на восьмой этаж пешком — не работал лифт. Боль-
ную, которой оказалась необходима срочная госпитализация,
несли медики на носилках по ступенькам на первый этаж. В тот
день Алёнушка была в новых туфлях, которые стёрли ей пятки до
крови. Эти туфли Алёна никогда больше не надевала. Но с какой
гордостью и воодушевлением Алёнушка рассказывала мне, как
медики бригады скорой помощи до самой больницы боролись за
жизнь пожилой женщины!

Дважды за время обучения в университете дочь проходила
практику на скорой медицинской помощи, выезжала на срочные
вызовы — вначале в качестве помощника фельдшера, затем —
в качестве помощника врача. Дважды работа и обучение Алёны
за время прохождения практики на скорой помощи оценивались
преподавателями на «отлично».

О ночных дежурствах в родильном доме Алёнушка рассказы-
вала с умилением и восхищением — она присутствовала при ро-
дах, наблюдала, как новый человек появлялся на свет, делал свой
первый вздох! А это ни с чем не сравнимое чудо! На то, что иног-
да дежурить приходилось бессонными ночами, Алёна не сетовала
и не жаловалась.

Алёнушка как-то сказала, что очень рада за своих однокурс-
ниц, которые во время учёбы счастливо вышли замуж, успели ро-
дить ребёнка и теперь совмещают семейную жизнь с учёбой. Дочь
искренне радовалась за успехи и удачи подруг, друзей, делилась
со мной их победами и переживала их неудачи, старалась поддер-
жать их и помочь им: когда — словом, когда — делом.

Алёна резко отрицательно относилась к наркотикам, никогда
не курила, не злоупотребляла спиртными напитками. Дочь рас-
сказывала о своих негативных впечатлениях, которые произвели
на неё пациенты наркологического диспансера, где Алёна прохо-
дила практику во время учёбы:
– Наркоманы очень редко выздоравливают, недолго живут,
рано умирают. Они в ужасном состоянии попадают в наркологи-
ческий диспансер, многие из них уже никогда не вернутся к нор-
мальному образу жизни. Медицинскому персоналу приходится
прилагать очень много усилий для лечения наркоманов, иногда
даже бесполезного, но обязательного. И зачем только люди сами
себя обрекают на верную смерть, связываются с наркотиками?

При любой возможности Алёна старалась получать дополни-
тельные знания, навыки. Так, на четвёртом курсе в университете
Алёна обучалась массажному делу, успешно сдала экзамены — тео-
рию и практику. На дежурствах в больнице она, по своему желанию,
согласно медицинским показаниям, делала массаж пациентам.
Врачи назначали мне для лечения уколы некоторых препара-
тов. Но я не ездила в далёкую поликлинику на процедуры. Алёна
делала мне уколы сама — и утром, до учёбы, и вечером, когда при-
езжала с занятий. Я радовалась — у нас в семье теперь есть замеча-
тельная врач, моя доченька!

Алёна увлечённо училась в медицинском университете. Дочь
рассказывала мне, как преодолевает трудности, порой пересили-
вает усталость. Но потом легко становится на душе оттого, что хо-
рошо сдала экзамены, всё выдержала. Иногда она получала зачёты
«автоматом». Алёна успешно переходила каждый год на следую-
щий курс без задолженностей в учебном плане.

Алёна старалась хорошо учиться, чтобы пройти по конкурсу
и поступить в интернатуру на бесплатное обучение. Первого авгу-
ста 2009 года дочь приняли в интернатуру РГМУ им. академика
И. П. Павлова, как она и мечтала, на специальность «педиатрия».
По окончании интернатуры, успешно сдав государственный экза-
мен, Алёна должна была работать по направлению врачом-педиат-
ром в детской городской поликлинике № 7.

На старших курсах университета Алёна вела работу в науч-
ном студенческом кружке. Занятия проходили при хирургическом
отделении детской больницы в микрорайоне Канищево. Дочь ча-
сто делилась со мной своими наблюдениями и впечатлениями
о работе врачей — педиатров, хирургов.

Алёна рассказала однажды, что в отделение поступил ново-
рождённый ребёнок с лицом, обезображенным черепно-мозговой
грыжей. Для его лечения было назначено несколько последова-
тельных операций. Алёна наблюдала за лечением и состоянием
маленького пациента.

Посредством нескольких, следующих друг за другом операций
с применением внутреннего зонда грыжа на голове новорождённо-
го постепенно уменьшалась. Ребёнок переносил операции хорошо,
развивался согласно возрасту, и через некоторое время от страшной
грыжи на голове и лице маленького пациента остался лишь неболь-
шой шрам, который тоже постепенно заживёт. Ребёнок подрастёт,
и со временем от грыжи на лице не останется и следа.

Алёна восхищалась мастерством, новаторством и смелостью
хирурга, который вылечил этого ребёнка и многих других ма-
леньких пациентов в больнице. На протяжении всего времени
лечения этого больного ребёнка, работая в научном студенче-
ском обществе, Алёна вела сложную кропотливую работу и впо-
следствии защитила по ней презентацию «Черепно-мозговые
грыжи редких локализаций» на конференции в медицинском
университете.

Дочь делилась со мной своими мечтами и дальнейшими пла-
нами на жизнь. Я знала, что Алёна очень хотела бы лечить новоро-
ждённых в областном перинатальном клиническом центре Ряза-
ни, который ещё только строился. Кроме того, Алёна мечтала по-
лучить второе высшее образование по специальности «врач-нев-
ропатолог-педиатр».

Несколько раз за время обучения в университете Алёна
ездила в Москву на выставки и конференции по новейшим
достижениям в области педиатрии. Она возвращалась домой
с проспектами и рекламными буклетами новых препаратов,
разработок новейших методов лечения. Алёна изучала новые
достижения медицины для того, чтобы применять их в своей
практической работе и дальнейшей учёбе для повышения ква-
лификации.

Воспоминания об Алёне Бирюковой
Татьяны Георгиевны Ткаченко, доцента кафедры педиатрии
с курсом детской хирургии, руководителя научного
студенческого кружка Рязанского гоcударственного
медицинского университета имени академика И.П. Павлова:

– В научном студенческом кружке принимают участие
студенты, которые стремятся к новым знаниям, хотят получить
больше практических навыков, чем в обычной учебной вузовской
программе. Многие кружковцы после окончания университета
продолжают своё обучение в аспирантуре. Этот кружок работает
при кафедре педиатрии с курсом детской хирургии.

На семинарах студенты проводят презентации своих проде-
ланных работ и полученных знаний. Несколько презентаций сво-
их работ провела и Елена. Одну из них, самую важную и сложную
по теме, нужно было проводить с защитой. Елена не согласовыва-
ла со мной предварительно презентацию работы, всё делала само-
стоятельно.
Я даже предполагала, что работа ею не закончена и Елена не
успеет подготовиться.
Но в назначенный день защиты презентаций Елена выступи-
ла блестяще. Работа была проведена большая, и презентация со-
стоялась. Тема презентации — «Черепно-мозговые грыжи редких
локализаций».

Это большой и сложный труд для Елены — долгое кропот-
ливое наблюдение за больным новорождённым ребёнком, тща-
тельные и точные записи его состояния до и после проведения
сложных операций, сравнительный анализ состояния больного
новорождённого ребёнка. Тема непростая, очень редко встречают-
ся новорождённые с такими патологиями.
Елена справилась отлично, представила очень интересную
презентацию.

Воспоминания об Алёне Бирюковой
Нины Васильевны Кондратьевой, заведующей отделением
детской поликлиники № 7 Рязани,
руководителя практики РГМУ им. академика И.П. Павлова:

– К нам на участок прислали двух студенток шестого кур-
са РГМУ на практику, и я сразу для себя выделила Елену Бирю-
кову. Она оказалась хватким, профессионально подготовленным
молодым специалистом. Быстро ориентировалась в ситуации,
по-доброму относилась к больным детям и их родителям. Когда
участковый врач болела, я просила Елену заменить её, приходить
по вызовам на дом к больным детям. Почти месяц она замещала
участкового врача. Елена никогда не отказывалась от порученно-
го дела. Она брала на себя ответственность, даже большую, чем
полагается студентке шестого курса, находящейся на обучении
в интернатуре.

Елена ставила больным детям верные диагнозы, которые
всегда подтверждались. Практика в поликлинике проходила в но-
ябре и декабре 2009 года. В эти месяцы в Рязани свирепствовал
так называемый «птичий грипп». Елена не боялась заразиться
и заболеть, ставила верные диагнозы детям, среди которых было
немало заболеваний скарлатиной, гриппом, корью, ангиной…
Доброжелательная в обращении с медицинским персоналом,
Елена не получила от меня никаких замечаний.
Иногда Елена высказывала своё мнение по поводу того или иного вопроса,
не соглашалась с моим мнением. Тогда я говорила ей: «Сделай, как
я сказала, как это рекомендовано, а потом будем думать над твоим
предложением».

По окончании практики Нина Васильевна предложила Елене
как врачу-интерну, отлично проявившему себя, место работы пе-
диатром в поликлинике, на 24-м участке.
На этом участке и погибла Елена, в квартире дома № 27 по
ул. Зубковой.
По стечению трагичных обстоятельств.

 Нет слов, чтобы выразить сожаление и горькие чувства потери такого знающего, талантливого специалиста, достойного человека
и прекрасной девушки,какой была Елена Бирюкова…

Долгое время на участке, где она должна была работать, не
было врача-педиатра…

МОЙ СОН

За две недели до страшной трагедии с Алёнушкой мне прис-
нился сон-предвестник…

Яркое солнце, ровная, синяя даль моря, и плавающие вблизи
берега люди. Вдруг один из них исчез с поверхности воды, ушёл
в глубину…

И вновь ровная поверхность моря, будто ничего не произошло…
Я проснулась с тяжёлым предчувствием неизвестного, надви-
гающейся беды… Пошла в церковь… Мне было сказано, что снам
верить нельзя. Помолилась за детей, за их здоровье, поставила
свечи перед святыми иконами.

Однако сон мой сбылся, оказался пророческим.
Это Алёна внезапно трагически исчезла с поверхности нашей
жизни, ушла в глубину небытия, к величайшему нашему горю…
Алёна не бежала от судьбы, а старалась сделать как можно
больше для людей в этой жизни… не жалея себя… без остатка…
Старалась «выбрать себя всю», как написала в своём дневнике
в пятнадцать лет…

«ГОЛГОФА» АЛЁНЫ

В конце декабря 2009 года произошло знакомство Алёны
с молодым человеком, который заинтересовал её и сумел привлечь
внимание игрой на гитаре. Алёнушка полюбила его всей своей от-
крытой душой. Это знакомство оказалось роковым в её жизни.
Как-то Алёна сказала, что, наверное, это — её судьба. Но мо-
лодой человек оказался недостойным звания человека. Алёна
старалась помогать ему — устроить на работу, отогреть своей до-
бротой, самоотверженностью и любовью. Стремилась спасти его
и вместе с ним идти дальше по жизни…Чистая и наивная душа, ты
всё ему прощала, даже то, что прощать нельзя!

Нельзя доверять низким людям, единожды предавшим тебя.
Жертвенная любовь Алёнушки — агапе — побудила её дове-
риться, всё прощать, жить ради любимого.

Алёна в душе и по образованию — была и осталась — врачом-
педиатром. А это особой закваски люди. С высокой степенью са-
моотдачи и стремлением делать добро людям, приносить детям
излечение и избавление от болезней.

Нет более сильного доказательства любви, чем отдать свою
жизнь за любимого.

Последние слова Иисуса Христа на кресте были: «Боже, за-
чем ты покинул меня? Отец, в твои руки я предаю свой дух»…
Иисус Христос знал — он идёт на муки ради любви к людям, ради
их спасения…

Алёнушка была на своей «Голгофе» три дня.
В тридцатипятиградусную жару, с 23 до 26 июля, в духоте
и смоге, когда бушевали страшные лесные пожары под Рязанью…
В ответ на доброту и любовь Алёны недочеловек жестоко из-
мучил и убил её.

Алёна приняла мученическую смерть…

Утром 26 июля 2010 года Алёнушки не стало…
Алёна знала, что ей предстоит в жизни. Она знала больше
и предвидела дальше, чем окружающие. Она шла до конца и несла
свой крест.

В своих стихах она говорила об этом…

Она предсказывала, а мы не видели и не придавали должного
значения…
Смотрели, читали… и не видели… Не чувствовали… Не пред-
полагали, что близок её уход…

Алёнушка ушла на небо налегке. На небо только налегке
и уходят… И если не налегке, то уходят не на небо…

Алёнушка оставила нежный свет в нашей памяти, в своих
стихах, песнях, в делах и поступках, в улыбке, которая долго будет
сиять в этом мире.

В комнате над столом, за которым работала Алёна, теперь ви-
сит её фотография в тёмной дубовой раме.
Алёнушка улыбается на портрете, смотрит на меня и словно
спрашивает:
– Я очень любила его, мамочка! Так за что же я погибла?
.............

В книге далее следуют стихотворения и записи из дневников Алёны, а также работы по медицине, рисунки Алёны, фотографии из личного альбома С.Г.Бирюковой, документы Алёны (Елены) Бирюковой, фотографии её рисунков, её поделок, личных вещей...
К книге прилагается диск СD с записями живого голоса Алёны - её песен,песен в исполнении Алёны её любимых певцов, групп, декламаций, а также песен на стихи Алёны , созданных и исполненных музыкантами и певцами после гибели Алёны, видеоролики и электронные версии книги  на стихи Алёны Бирюковой "Когда в снегу лежит растоптанная вишня" и книги о детских годах Алёны "Не стреляйте в мою маму" автора С.Г. Бирюковой.

Автор - составитель С. Г. Бирюкова