Сладость жизни в её горечи

Сергей Одзелашвили
                Сладость  жизни  в  её  горечи.



Душа  заледенела  и  была  так  же  холодна,  как  та  погода,  которая  обрушилась  резким  холодом.  За  окном  минус  двадцать  пять.  Вся  природа  укуталась  в  толстом  слое  покрывала  снега,  и  морок  размазал  холодное  негреющее  солнце  по  небу,  блеклой  глазуньей. 

Стоял,  прижавшись  спиной  к  берёзе.  Как  ни  странно  мой  бронхит  на  морозе  утих,  наверное,  тоже  замёрз.  И  этот  жуткий  надсадный  кашель,  выворачивающий  душу,  спрятался  где-то  там,  в  грудине  и  я  это  ощущал  той  болью  мышц,  которая  отдавалась  при  каждом  моём  движении. 
Наверное,  находись  я  сейчас  в  другом  настроении  и  состоянии,  любовался  бы  долгожданным  снегом  и  морозом,  но  не  сейчас.

Сейчас  на  меня  обрушилась  горечь  одиночества.  И  оно  меня  душило,  мерзко  влезая  в  сознание,  бередя  отдалённые  уголки  памяти.  Моя  жизнь  состояла  почти  из  одних  ошибок  и  поражений.  Мне  трудно  похвастаться  достижениями  и  победами.  Я  так  ничего  и  не  добился.  И  мысль,  что  таких  как  я,  большинство,  меня  не  обольщала. 

Посадил  ли  я  деревья?  О,  да -  это  моя  профессия -  я  садовник. 
Построил  ли  я  дом? -  построил  и  не  один.  Но  деревья  и  дома  не  мои,  взращивал  и  строил  для  других. 

Вырастил  ли  я  детей? -  вырастил.  От  двух  браков - пятерых.  Любой  нормальный  мужик  мне  бы  позавидовал.  Но  завидовать  нечему. 
Первую  жену  предал,  уйдя  на  пике  гормонального  взрыва,  уйдя  от  детей,  которые  меня  не  признают  и  не  общаются  со  мной. 

Чувствую  ли  свою  вину? -  да  чувствую,  но  мне,  как  и  им  от  этого  не  легче.  Виноват  ли  я  один?  В  разрыве  виноваты  всегда  обе  стороны. 
Но  вот  это  паскудное  слово - бросил.  Господи,  оно  как  раскалённое  тавро  на  лбу  горит  вечным  огнём.  И  дело  не  только  в  том,  что  им  финансово  стало  хуже.  Были  бы  разные:  так  по  стечению  обстоятельств  прибило  друг  к  другу.  Но  нет,  оба  сознательно  выбрали  своё  будущее  и  полный  облом.

И  второй  брак  по  любви  трещит  по  швам,  а  как  был  счастлив,  о,  как  я  был  счастлив.  Незаметно  по  чуть - чуть  топь  бытия  обволокла  мою  кочку,  отталкивая  её  от  кочки  моей  семьи.
Чужие,  чужие,  уже  почти  чужие,  всё  по  инерции,  но  виден  конец.  Уже  нет  даже  дежурных  поцелуев  при  встрече  и  расставании.  И  мои  дети  не  выходят  из  комнат,  чтобы  встретить  или  проводить  меня.
Чужой,  нелюбимый,  никакой. 

Короткое  зимнее  солнце  стыдливо  исчезло,  и  серо-голубые  сумерки  упали  на  плечи  старых  берёз.  Умри  я  завтра  и  горя  не  будет,  наверное,  даже  вздохнут  облегчённо. 
Слава  Богу,  отмаялся - эта  эпитафия  про  меня.  Что  же,  чему  быть  тому  не  миновать. 

Убрал  весь  инструмент.  Все  работы  я  закончил,  все  обязательства  перед  своими  работодателями  выполнил.  Мобильный  и  все   документы  оставил  в  своей  каморке  на  столике  у  кровати.  Деньги,  полученные  за  работу  отделки  гостевого  домика,  придавил  запиской.
Шёл,  проваливаясь  по  мягкому  ещё  не  слежавшемуся  снегу,  задыхаясь.  На  плече  весела  капроновая  верёвка,  в  руке  топор.  Вот  за  тем  холмом  моё  последнее  пристанище.
Место  гиблое,  не  грибное,  почти  всё  в  буреломе.  Спускаясь  по  холму,  отступился  и  полетел  верх  тормашками  вниз.  Топор  потерял,  но  верёвка  при  мне. 

Встал  отряхиваясь.  Одновременно  вскрикнув,  мы  потрясённо  смотрели  друг  на   друга. 
Страх,  безумный  страх  в  глазах  полураздетого  пацана  лет  двенадцати,  мгновенно  протрезвил  меня.  Моё  сердце  замерло  от  ужаса  и  ничего,  не  соображая,  бросился  вперёд,  сгребая  мальчишку  под  себя.  Переваливаясь  через  поваленную  березу,  на  которой  стоял,  этот  худенький  мальчик. 
Я  успел,  мы  валялись  в  сугробе,  и  оба  потрясённые  смотрели  на  петлю  верёвки,  которая  даже  не  шелохнулась,  висела  прямо  над  нами. 

Мне  было  невыносимо  плохо.  Боже  ты  мой,  что  же  это  такое  творится.  Мальчишка  решил  покончить  с  собой,  как  и  я.  Но  я  то  прожил  больше  шести  десятков  лет,  а  он  ещё  и  не   жил.  Меня  всего  зазнобило  так,  что  зубы  клацали,  как  кастаньеты. 

Сумерки  настолько  сгустились,  его  лицо  белело  маской  сливаясь  с  этими  сумерками.  Мальчишка  дёрнулся  и  разревелся.  Истерика  скрутила  его  так,  что  всхлипы  и  плач  ему  мешали  дышать. 
Приподнявшись,  я  старательно  отряхивал  его  от  снега.  И  сомнамбулой  сам  истерично  шептал - ничего,  ничего,  всё   будет  хорошо. 

Скидывая  с  себя  куртку  надевая  на  мальчишку.  Схватив  крепко  его  за  тонкую  ладонь,  стремительно,  насколько  позволял  отраженный  свет  от  выпавшего  снега  пошёл  к  своему  коттеджу.  Мы  падали  и  вставали,  падали  и  вставали,  и  так  раз  десять,  если  не  больше.  Впереди  забрезжил  свет  фонаря.  Мальчишка  затих,  но  его  ладонь  крепко  обхватила  мою  ладонь,  и  в  этой   хватке  было  всё  и  ужас,  и  страх,  и  надежда. 

Мой  бронхит  предательски  вылез  из  меня  диким,  нескончаемо  выворачивающим  меня  кашлем.  Ладошка  мальца  затряслась,  его  знобило.  Негнущимися  пальцами,  нашёл  спрятанные  ключи,  от  своей  маленькой,  но  уютной  комнатушки.  В  моей  пристройке  был  туалет  и  душ.  Я  пустил  горячую  воду.  Впервые  за  всю  дорогу  произнёс. 
-Давай,  скидывай  с  себя  одежду  и  под  душ. 

Торопливо  сдирая  одежду,  первым  этот  худенький  мальчик,  а  потом  я,  залезли  оба  в  душевую  кабину.  Нас  так  трясло,  что  мы  не  чувствовали  обжигающей  нас  горячей  воды.  Сколько  мы  так  простояли,  я  не  знаю,  но  стояли  долго  и  жизнь,  новая   жизнь  входила  в  нас,  выгоняя  из  наших  душ  холод  смерти. 

Я  растирал  его  банным  полотенцем,  не  выпуская  из  него  тепла.  Отодвигая  покрывало  своей  кровати,  уложил  его  в  постель,  дав  ему  свою  рубашку  и  плавки.  Сам  растёрся,  тепло  одевшись. 
Включил  конфорку,  ставя  чайник  на  огонь.  Повернулся,  мальчишка  с  ужасом  смотрел  на  стопку  документов,  деньги  придавленный  запиской  с  мобильным  телефоном.  Он  всё  понял,  нет,  он  понял  это  там,  в  лесу,  увидев  на  мне  верёвку,  а  сейчас  утвердился  в  этом,  и  в  его  глазах  застыл  ужас,  и  нестерпимая  боль  корёжила  его  лицо  в  диких  гримасах.
-Звать  как? 
-Алёша,  Алексей. 

Еле  сдерживая  накатывающие  на  него  рыдания. 
-А  меня  Сергей  Георгиевич.
Мы  оба  увидели  смерть,  но  не  свою,  а  друг  у   друга  и  это  ужасало,  это  подавляло.  Во  мне  всё  вопило.  Это  неправильно,  так  не  должно  быть,  чтоб  двенадцатилетний  мальчик  решился  на  самоубийство. 
Я  сидел  рядом  с  ним  на  табуретке,  зажав  голову,  качался.  Чайник  забормотал,  по-стариковски  ворчливо.  Встал,  в  две  кружки  положив  по  пакетику  чая,  насыпал  сахара.  Услышал. 

-Дядя  Серёжа,  вам  тоже  больно  от  одиночества?! 
Ставя  перед  ним  кружку,  подумал,  как  предчувствие  смерти  обостряет  сознание.  Его  слова  били,  обличали,  обезоруживали  меня.
«Дядя  Серёжа,  вам  тоже  больно  от  одиночества?»
-Пей  малыш,  потом  поговорим.

Мы  выпили  по  две  кружки  чая.  Щёки  Алёши  разрумянились,  жизнь  вновь  обрела  его  тело.  Мне  было  горько  и  невыносимо  больно.  И  стыдно  признаться,  я  так  благодарен  судьбе,  которая  столкнула  нас,  уберегая  от  смерти  его  и  меня. 

Впервые  смотрел,  разглядывая  мальчишку.  Светло-русый,  но  с  карими  глазами,  с  детским  ещё  припухлыми  губами,  очень  тонкий.  Горько  усмехнулся,  не   хотелось  себе  говорить,  что  он  худой. 
В  соседнем  посёлке  в  трёх  километрах  от  нас  живут,  или  точнее  выживают  осколки  бывшего  Советского  Союза.  Кто-то  приспособился,  кто-то  нашёл  себе  работу,  а  кто-то  спился,  будучи  и  раньше  пьяницами.  Сколько  таких  посёлков  и  малых  городов  ненужных  своей  Стране.  И  этот  один  из  них. 
Худой,  просто  от  недоедания  и  брошенный,  скорее  всего  родителями  алкашами,  решил  всё  разом  обрубить.

Подтверждая  мои  мысли,  Алеша,  прижавшись  ко  мне,  ища  опору  и  защиту  бесстрастно,  без  интонаций  заговорил.
-Мама  и  папа  наркоманы  и  пьяницы,  вечные  драки  и  голод,  и  грязь.  Иногда  неделями,  на  одном  хлебе.  Последнее,  что  он  уже  не  мог  вынести  это,  как  «папа»  подложил  свою  жену,  его  маму  под  другого  наркомана,  за  дозу  наркотиков.  И  на  его  глазах  его  мать  ничего,  не  соображая,  хихикая,  отдавалась  чужому  мужику. 

Алёшу  вновь  затрясло  и  я,  обнимая  его,  гладя  по  светлым  распушившимся  волосам.  Какие  слова  утешения,  чем  я  мог  оправдать  смысл  жизни,  чем?  Не  заметил,  как  слёзы  покатились  по  моим  щекам.  Алёша  приподнял  голову. 
-Дядя  Серёжа  вы  плачете?

-Это,  наверное,  единственное,  что  у  меня  осталось,  да  ещё  одиночество  и  саднящая  не  проходящая  боль  в  душе.  Мне  очень  стыдно  перед  тобой  мой  мальчик  и  ты  понимаешь  почему. 
-Но  я  ведь  тоже  хотел…
Я  не  дал  договорить  Алеше. 

-Нет,  Алёшенька,  тебе  нечего  стыдиться,  ты  ребёнок,  выброшенный  на  обочину  этой  сволочной   жизни.  Но  мой  мальчик,  ты  сидишь,  прижавшись  ко  мне,  и  говоришь,  и  я  взрослый  мужик,  обнимая  тебя,  ощущаю,  как  сладостна   жизнь.  Не  смерть,  а  жизнь  нас  с  тобой  столкнула.  Понимаешь  Алёшка -  жизнь.  В  смерти  нет  ничего,  ничего.  Даже  страдая,   мы   живём. 
-Запомни  этот  день  на  всю   жизнь,  мы  оба  шли  к  смерти,  а  сейчас  оба  радуемся  жизни,  цепляясь,  друг  за  друга. 
Мы,  обнявшись,  прижались  друг  к  другу,  двенадцатилетний  мальчик  и  шестидесятилетний  мужик. 

-Дядя  Серёжа,  сладость  жизни  в  её  горечи?
-Да  мой  мальчик.
-Сладость  жизни  в  её  горечи!



29  ноября  2010