Итоги одного сна

Виктор Афсари
       Приснился человеку сон. И, слава Богу! Выспался, отдохнул, забыл. Обычное дело. Но иногда сны западают в душу. Человек может годами помнить что-то, что ему приснилось. Но иногда сон воплощается в реальность и в этом принимает участие огромное количество самых одарённых людей. Речь идёт о сне, приснившемся в 1910 году Игорю Стравинскому.

       В то время И.Стравинский заканчивал в Петербурге работу над двухактным балетом «Жар птица». Ему приснилась древняя Русь и проведение языческого обряда приношения в жертву девушки, для того, чтобы Весна была благосклонна к людям. Этот сон так захватил Игоря Фёдоровича, что он решил непременно написать на эту тему балет. Поскольку повод был неординарным, то и музыка звучала необычно. Применялись самые неожиданные сочетания инструментов. Когда надо было передать говор русских крестьян, то тот же фагот звучал необыкновенно высоко. Недаром И.Стравинский был одним из ведущих композиторов-модернистов. Модерн в музыке, как и в живописи, оказывает очень сильное воздействие.

       Работа продвигалась. Вот уже занялся оформлением декораций и созданием костюмов Николай Константинович Рерих. С.П.Дягилев в качестве постановщика предложил обратиться к Вацлаву Нежинскому, который с неутомимой энергией занялся хореографией. Финансовую помощь оказала незабвенная Коко Шанель. К 1913 году балет был готов. Его премьера состоялась в Париже в театре Елисейских полей. Зрители, к сожалению, не оценили этот спектакль, и был грандиозный скандал. И.Стравинский не дожидаясь окончания премьеры сбежал из театра. Бывший  в то время в Париже А.В.Луначарский писал: «...Прекрасное далеко не целиком сводится к красивому... Стравинский и Нижинский, давши художественное современное произведение... не пошли ни по пути научной точности, ни по пути балетного обсахаривания материала». Модерн – это модерн, он порой бывает и эпатажен.

       Жизнь расставила всё по своим местам и «Весна священная» стала одним из самых знаменитых балетов мира. Шло время и развивалось искусство танца. Новые постановщики слышали музыку Игоря Стравинского по-своему. У них рождались новые образы и танцы. Штампы и стереотипы не сковывали внимание. Всё это обогащало "Весну священную".

       После В.Нижинского своё прочтение музыки И.Стравинского представили Морис Бежар – французский танцор и балетмейстер, театральный и оперный режиссер. В 1978 году прошла премьера «Весны священной» в постановке немецкой танцовщицы и хореографа Пины Бауш. Интересно, что она настояла на том, чтобы на сцену насыпали торф и танцевали голыми ногами. Это, несомненно, придало исполнителям  дополнительную экспрессивность и чувственность. В 2013 году в Москве праздновалось столетие балета «Весна священная». Свои варианты балета предлагали и другие замечательные постановщики. Балет живёт, а вместе с ним живёт и сон Игоря Стравинского.



             "Весна священная Пины Бауш"
             Холст. Масло. 2014
             Нечеухина Татьяна
             Пермь