Глава V. военное дело

Марк Горбовец
Специальности изучаемые  в МАДИ  считаются полезными и для Министерства обороны. По этому, в институте ввели предмет военное дело,   после прохождения которого, без военной  службы присваивается звание младшего  лейтенанта запаса.
В МАДИ  действует специальная кафедра, которую  в период нашей учебы возглавлял  военный человек в звании генерала. На кафедре были  полковники, майоры и другие офицеры.

Изучался армейский  Устав, тактика боя, стрелковое оружие и другие предметы. Были  кроме  теоретических, практические занятия. Выводили нас на стрельбище, где надо было  из винтовки стрелять по мишени. Показывали кинофильмы, водили на занятия в Военно-инженерную академию им. Куйбышева. На  заключительном этапе  были военные  лагеря, где нас принимала на несколько месяцев одна из воинских  частей, где мы в качестве солдат должны были пройти  все премудрости армейской  полевой службы.

Помнится, нас собрали, посадили с одним из офицеров военной кафедры в поезд  и отправили в город Борисоглебск, где передали  в военскую часть. Старшина этой части повел нас в Собор, использующийся в виде склада обмундирования,  и каждому выдал форму поношенную, бывшую в употреблении. С нами не церемонились, давали одежду ту, что там была. Размеры одежды, как правило, не подходили,  и мы выглядели клоунами. Мне досталась  шинель на много большего размера. Есть фото. Смотрю на себя и удивляюсь. В армии мы жили в палатках, каждая на десять человек, питались пшенной и овсяной кашей, проходили строевую подготовку методом муштры  и издевательства мелких чинов. Помню, один сержант с пятиклассным образованием особенно жестоко издевался над нами - по часу гонял  вокруг  столовой, требуя, чтобы мы хорошо пели песни. В последний день сбора  мы  ему устроили темную – избили. Зачинщиков хотели наказать гауптвахтой, но начальник заявил, что кормежка  не предусмотрена и отпустил. Впечатлений от армии осталось много. Служба там была мало интересной и поэтому офицеры  часто напивались вдрыск. Между собой жили мы дружно, но конечно придумывали издевательские шуточки над некоторыми ребятами. В армии всегда хотелось кушать. Пища была ерундовая. На взвод десять человек давалась большая кастрюля каши, водянистый суп, кисель. Есть эту пищу не очень хотелось, но надо было. Были среди  нас крупные ребята, которым  полагалось двойная порция. Был такой  студент Кашкин, который был  в состоянии съесть  три четверти кастрюли.

В качестве обуви – были ботинки и обмотки. Надо было обмотать ноги  более  чем 3-х метровкой  обмоткой. Когда шли строем  обмотки  часто развязывались и концы их волочились и идущий  сзади   с   удовольствием  наступал на них, а выйти из строя не разрешалось. Хулиганили. На обратном пути, сопровождающие нас офицеры, напились. Кого-то из них даже разжаловали.  В принципе  нам было весело.