Глава I. мой выбор

Марк Горбовец
Наиболее престижными институтами в Москве, учеба в которых открывала серьезные перспективы в  1948 году были МГУ (Московский государственный университет), МГИМО (Московский институт международных отношений), медицинские и театральные ВУЗы, Физико–технический институт. Медалистов принимали в институты вне конкурса.

Большинство ребят готовились к  поступлению  в институты. Медалистом в нашем классе оказался  лишь один  Виктор Левин. В то время  медаль давала  право поступать в институты без экзаменов, но не во все. Одним из самых престижных институтов (факультетов) располагавшимся на ул. Кирова напротив Московского Главпочтамта был  «Физико - технический», где готовились будущие физики   - атомщики и т.п. Чтобы поступить в этот институт, надо было  участвовать в конкурсах - олимпиадах. Там было три стадии. Прошел первую на все пятерки, можешь участвовать во второй. Прошел вторую на пятерки, допускаешься до третьей.

 Так вот Виктор со своей медалью пошел туда, прошел два тура, а на третьем оступился   и не поступил. Пришлось пойти в Энергетический институт.
Меня всегда интересовала профессия инженера конструктора машин.

Большое впечатление на меня производили экспонаты Политехнического музея, который я неоднократно  посещал. В музее хорошо была представлена горнодобывающая техника, имелись образцы автомобилей  и строительных машин, радиотехника. Кстати, радиотехникой занимались все мальчишки,  в то время и я тоже собрал свой детекторный  приемник. Запчасти для радиотехники можно было  свободно добыть на колоссальных подмосковных самолетных свалках. Это были настоящие  самолеты, выработавшие  свой ресурс и выброшенные по этой причине. С них можно  было снимать все, что хочешь. Но все же, моей главной мечтой было стать конструктором  машин.

В дни открытых дверей я посещал много институтов, в том числе: Бауманский, Строительный, Горный, Энергетический и Автодорожный, познакомился с инженерными  специальностями этих институтов. Выбор пал на специальность инженера – конструктора подъемно-транспортных, строительных  и дорожных  машин, которую давал Московский Автодорожный институт имени Молотова.

Побывав  в этом институте на дне открытых дверей, поговорив  с преподавателями  и студентами, почувствовав  простую, доброжелательную  обстановку я твердо решил поступить  в  этот институт. Особенно  меня  прельщал  сравнительно небольшой конкурс и доступные  экзаменационные предметы.

Московский Автомобильно - дорожный институт имени Молотова находился в близи площади Маяковского. Это было шести этажное здание школьного типа внешне  потрепанного вида серого цвета. Здание находилось  слева вдоль длинного двора, справа были  одноэтажные гаражи для мотоциклов  и  автомобилей, используемых  в учебных целях. В учебном здании были просторные  аудитории, на верхнем этаже была одна большая аудитория, в  которой проводились общественные мероприятия. На первом этаже находилась приемная  комиссия, куда я сдал свои документы. Приемные экзамены проводились в большой  аудитории.

Конкурс,  в МАДИ был относительно  небольшим - четыре – пять человек. В это время проходила демобилизация армии  и демобилизованные солдаты, офицеры имели  привилегии при поступлении, однако сдавать экзамены по основным предметам им все же  приходилось.

Запомнился эпизод, который мог мне стоить потерей института. При сдаче письменного экзамена по математике, рядом со мной сидел парень постарше меня  лет на пять, бывший демобилизованный, который не мог решить свой вариант задач  и просил моей помощи. Я уже практически закончил свою работу  и помогал ему. Принимавший экзамен доцент Шеф засек нас, отобрал листочки и выгнал из аудитории.

Однако дело было  сделано, и мы оба получили  положительные оценки.
После окончания экзаменов, вопрос о  поступлении рассматривала комиссия и  на дворе вывешивались огромные простыни с фамилиями  поступивших  и не прошедших  по конкурсу. Некоторые абитуриенты приехали  из других  городов, и провал для них был  очень болезненным. Усугублялось положением для них еще тем, что  количество мест, в студенческие общежития было ограничено  и это тоже влияло на возможность поступления. Экзамены я сдал  и набрал необходимое число балов для зачисления в институт.

Мне и моим сверстникам посчастливилось учиться в нашем институте. Это были первые послевоенные годы, 1948 г. всего 3 года после войны мы были нужны. Мы были полны желания и энергии получать достойную профессию. Специалисты  МАДИ высоко ценились  в то время и не случайно.

Гарантию знаний давала школа плеяды блистательных  ученых – специалистов, выдающихся личностей, профессоров высшего класса, работавших в институте. Многие из них, имея за плечами военные годы, огромный производственный опыт  и связи с промышленностью и со стройками, обеспечивали  студентам прекрасную практику, были душевными, заботливыми  и требовательными наставниками.

Первую скрипку в институте играл автомеханический факультет, важная роль придавалась мостовикам, строителям аэродромов, дорожникам. Среди наших студентов было много способных ребят, успешно  закончивших институт, получивших красные дипломы, ставших крупными специалистами, руководителями и учеными. Важную роль в сплочении студентов и  выпускников автомеханического факультета сыграл его декан, а впоследствии  ректор института Леонид Леонидович Афанасьев.
 
Установленная им традиция – ежегодная встреча  выпускников  института  в первую субботу апреля месяца существует уже  не один десяток лет. На эту встречу приезжают даже выпускники,  живущие ныне за границей. Пять лет учебы в институте пролетели быстро. На всем протяжении учебы между нами существовала добрая дружба.