Киев. Школа имени сына. Очерк 4. Директора

Влад Каганов
ДИРЕКТОРА КОЛЛЕГИИ

       За годы существования КОЛЛЕГИИ должность директора занимали: ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГРИГОРЬЕВ(1871-1873), СЕМЕН НИКОЛАЕВИЧ ШАФРАНОВ (1873-1876), НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ ШУЛЬЖЕНКО (1876-1879), ИВАН ИВАНОВИЧ НЕЧИПОРЕНКО (1879-1890), ИННОКЕНТИЙ ФЁДОРОВИЧ АННЕНСКИЙ (январь 1891 — октябрь 1893), АНДРОНИК ИОАННИКИЕВИЧ (ДУДКА-СТЕПОВИЧ) СТЕПОВИЧ (1893-1906), ЗИНОВИЙ АЛОИЗОВИЧ АРХИМОВИЧ (1906-1911), ПЁТР АЛЕКСЕЕВИЧ КОНСКИЙ (1911-1915), ЯКОВ НИКОЛАЕВИЧ КОЛУБОВСКИЙ(1918 - 20 августа 1920).
В разное время обязанности директора также исполняли преподаватель латинского языка АНДРЕЙ ПРОКОПЬЕВИЧ МАКАРЕНКО и законоучитель МИХАИЛ ИВАНОВИЧ НЕЧАЕВ.

        С январь 1891 по октябрь 1893 года директор Коллегии - поэт, драматург, переводчик античной литературы и мифологии, критик, исследователь литературы и языка, педагог, действительный статский советник(1896) ИННОКЕНТИЙ ФЁДОРОВИЧ АННЕНСКИЙ(1855-1909).
        В 1879 году окончил со степенью кандидата историко-филологический факультет Петербургского университета, где занимался сравнительным языкознанием и историей русского языка, овладел четырнадцатью языками, включая древнееврейский и санскрит.
       Преподавал классические языки в средних учебных заведениях Санкт-Петербурга: гимназии Ф.Ф.Бычкова (с 1879 г.), частной гимназии Якова Григорьевича Гуревича, греческую литературу на курсах Н. Н. Раева, теорию словесности на Высших женских (Бестужевских) курсах (1890 г.).
        В годы директорства в  Коллегии, пытался придать ей совершенно своеобразный облик, введя в обучение новые дисциплины и стремясь развивать в учениках любовь к античности, чувство изящного и стремление к самостоятельному труду. Целью  преподавания языков, в частности, латыни и греческого, И.Ф.Анненский считал развитие у учеников «чувства слова», то есть понимания «гармоничной связи внешней формы с духовной формой речи».
           На торжественном годичном акте в Коллегии И.Ф.Анненский произнес речь «Об эстетическом отношении Лермонтова к природе». Именно в  Киеве у него возникли «Педагогические письма» - яркое явление в истории русской педагогической мысли, в которых он обосновал свои, во многом новаторские, взгляды на ряд важнейших, но недооценивавшихся тогда вопросов преподавания в средней школе : роль иностранных языков в гуманитарном образовании, эстетическое воспитание учеников, культура их речи, развитие у них самостоятельности мышления.
         К сожалению, Иннокентий Фёдорович, хоть был хорошим педагогом, не пользовался в Коллегии симпатией, поскольку с первых дней нахождения в должности попытался вытравить в ней «украинский дух».  Однако, тут же столкнулся с мощным сопротивлением со стороны деятелей «Старой Громады» — организации украинской интеллигенции, которая занималась общественной, культурной и просветительской деяльностью. В результате, вынужден был оставить Коллегию и вернуться в Петербург, где преподавал в 8-й мужской гимназии (1893-1896 гг.), Николаевской Царскосельской гимназии (1896-1906 гг.), с 1906 г. назначен инспектором Санкт-Петербургского учебного округа.
         Автор многочисленных публикаций по филологии, педагогике, рецензий и критических статей о творчестве российских писателей: Гоголе, Лермонтове, Гончарове и др., стихов и переводов трагедий Еврипида, стихов П. Верлена, Ш. Бодлера.
        Награжден орденами: св.Анны 2-й ст.(1898) и 3-й ст.; св.Станислава 2-й ст. (1893), св.Владимира 3-й ст.(1905)      
         Бывший его ученик - профессор Бори;с Евге;ньевич Райко;в (1880- 1966) писал : «Мы, гимназисты, видели в нём только высокую худую фигуру в вицмундире, которая иногда грозила нам длинным белым пальцем, а в общем, очень далеко держалась от нас и наших дел.Анненский был рьяный защитник древних языков и высоко держал знамя классицизма в своей гимназии. При нём наш рекреационный зал был весь расписан древнегреческими фресками, и гимназисты разыгрывали на праздниках пьесы Софокла и Еврипида на греческом языке, притом в античных костюмах, строго выдержанных в стиле эпохи.».
         Современница И.Ф.Анненского -писательница, театральный и литературный критик, переводчик, публицист  Любовь Яковлевна Гуревич (1866-1940) в статье, посвященной его памяти, писала: «Рассказы его учеников, дополненные личными впечатлениями, рисовали образ человека изысканного, светски-любезного в обращении со старшими и младшими, по-европейски  корректного, остроумного, с каким-то особенным, индивидуальным изломом в изящной стройной фигуре, в приёмах и речах… Благосклонный, приветливо-важный взор, медлительная, ласковая речь с интонациями доброго старого барства. Туго накрахмален высокий воротник, подпирающий подбородок и замкнутый широким галстуком старинного покроя. А там, за этой маскою,- ирония, печаль и смятение, там – пафос античной трагедией уживается с русскою тоскою.».

         В 1906-1911 годы директор Коллегии - преподаватель математики, физики и воспитатель в Коллегии (с 1895 г.) -  математик, общественный деятель,педагог ЗИНОВИЙ АЛОИЗОВИЧ АРХИМОВИЧ (1858—1938)
        Отец  ботаника, профессора Колумбийского университета (США) Александра Зиновьевича Архимовича  (1892–1984)
         В 1886 году окончил со степенью кандидатафизико-математический факультет Киевского университета.
        В 1886—1895 годы преподавал математику в Новозыбковских женской гимназии и реальном училище.
         В 1895 -1898 годы- преподавал в Киевской Ольгинской женской гимназии и, одновременно, в 1897-1898 годы- в политехническом институте.
         С февраля 1904 года — председатель Союза преподавателей естественных наук,
в 1905-1907 годы-возглавлял Союз учителей Киева.
        Многие годы был Председателем педагогических советов частных женских гимназий Ольги Плетнёвой и Аделаиды Жекулиной.
           С 1914 года- директор Киевского частного женского комерческого училища О. Плетнёвой.
            Принимал активное участие в образовательно-культурной жизни: был автором нескольких статей по методике педагогики, участвовал в работе педагогических курсов Новозыбковской земской управы (1897 - 1898 у.г.), был участником III съезда преподавателей естественных наук (1904 -1905 у.г.). 9 февраля 1904 г. его избрали председателем Общества преподавателей естественных наук. Кроме того, 3. Архимович входил в состав Киевского физико-математического общества.
          Оценивая работу 3. Архимовича в реальном училище, ее руководство отмечало: «Это человек, выработавший в себе педагогическое мировоззрение и такт. Детей и юношей знает и пользуется у них большим авторитетом и влиянием. Молодежь его любит как учителя, как воспитателя и как человека. Это учитель у которого ученик работает в классе. Дисциплина в классе создается интересом самого урока».

         С 1871 до декабря 1873  года –  учитель математики  и первый директор Коллегии - ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГРИГОРЬЕВ (1824- 1892). Окончил с золотой медалью Ларинскую гимназию. 
         В 1848 году  окончил математический факультет Петербургского университета .
          В 1848 -1849 гг. преподавал в Ларинской гимназии, затем был инспектором 1 -й прогимназии в Санкт-Петербурге.
          С 1874 года- директор народных училищ Тамбовской губернии.
         В 1875 году вышел в отставку.

         В  1918-1920 годы - возглавлял Коллегию- историк русской философской литературы , библиограф, профессор, выпускник Коллегии (1882)- ЯКОВ НИКОЛАЕВИЧ КОЛУБОВСКИЙ (1863 -1929)
        в 1887 году окончил историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета.
         В  1886 году отправился в Лейпциг слушать лекции по философии и педагогике .
         В 1891 - 1892 годы - помощник редактора журнала «Вопросы философии и психологии».
        С 1892 года преподает историю педагогики, а с 1894 года - логику на педагогических курсах в Санкт-Петербурге. 
         В 1899-1917 годы – секретарь «Журнала Министерства народного просвещения». Одновременно, с 1910 года был членом Постоянной комиссии по составлению биографического словаря украинских деятелей при Академии Наук Украины.
         В 1920 -1924 годы - профессор , декан факультета социального воспитания Глуховского института народного образования, а в 1924-1928 годы -  профессор Нежинского института народного образования.

         В 1911-1915 годы директор Коллегии - преподаватель истории и литературы, педагог,действительный статский советник ПЁТР АЛЕКСЕЕВИЧ КОНСКИЙ (1870-1942)
        Родился в Кишинёве  в семье преподавателя Кишинёвской Духовной Семинарии Алексея Кононовича Конского и дочери протоиерея Сусанны Федоровны Конской (ур. Лашкова).
       Учился в Кишиневской гимназии , а в 1890 году завершил курс в Минской гимназии.
       В 1895 году окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета и начал педагогическую деятельность в частной женской гимназии Виноградовой и в Певческой Капелле.
      В августа 1896 года назначен  преподавателем реального училища и женской гимназии имени принца Петра Георгиевича Ольденбургского.
       В 1897- 1904 годы  преподаватель русского языка в морском кадетском корпусе и в институте Св. Елены, в котором обучались на полном пансионе около 170 девушек из бедных семей.
       В 1905-1911 годы - преподаватель истории и литературы , а также директор Самарского коммерческого училища.
       В 1915 - 1918 годы – директор Петроградской 11 мужской гимназии.
       В 1916-1917 учебном году - руководитель по русскому языку на курсах для подготовки учителей.
       В ноябре 1918 г. избран педагогическим советом Единой трудовой школы (бывшая гимназии Карла Мая )преподавателем русской словесности.
        Сочетал педагогическую работу с научной и общественной - сотрудничал в  «Энциклопедическом Словаре» Брокгауза - Ефрона, а также в журналах «Русская Школа», «Исторический Вестник», «Вестник и библиотека самообразования», «Русская школа», «Журнал для всех», «Вестник коммерческого образования» и др.
       В 1913 г. - прочитал цикл лекций «Итальянское искусство в эпоху возрождения», которые были организованы Киевским обществом содействия начальному образованию.
       в марте 1942 года умер от голода в блокадном Ленинграде.
        «Преподавателем русского языка и литературы был у нас Конский. Манеры у него были изысканнейшие. Был он, как и все наши преподаватели, чрезвычайно вежлив, тонок в обращении и воспитан.»,-  вспоминал, учившийся у Конского в реальном училище К.И.Мая -  филолог, искусствовед, академик  Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906-1999)

        В разные годы неоднократно исполнял обязанности директора, с 1907 г. -воспитатель и преподаватель латинского языка - выпускник Коллегии 1876 г. (2 вып.) - педагог  АНДРЕЙ ПРОКОПЬЕВИЧ МАКАРЕНКО (1857 - ?)
          Родился в Полтавской губ. Учился в Нежинской гимназии. Окончил с оценками на серебряную медаль Коллегию и со степенью кандидата классической филологии историко –филологический факультет Московского университета.
         В годы учебы в течение трех лет получал стипендию МНО, за что был обязан отслужить в Московском учебном округе 4,5 года. Преподавал классические языки в средних учебных заведениях: Бельской 6-классной прогимназии в Смоленской губ., полной 8-классной гимназии в Туле, Нижегородской губернской гимназии.

        В 1879 - 1890 годы директора Коллегии  - преподаватель истории и географии, действительный статскоий советник, педагог ИВАН ИВАНОВИЧ НИЧИПОРЕНКО (1842-1910)
         Родился в Киевской губернии.
В 1851-1858 годы учился в Киевской 1-й гимназии. В 1863 году со степенью кандидата окончил историко-филологический факультет Киевского университета, а затем стипендиатом окончил педагогические курсы при Киевском учебном округе.
В 1865 году назначен старшим учителем истории Полтавской гимназии, а год спустя переведён на ту же должность в Немировскую гимназию. В 1871-1876 годах исполнял обязанности инспектора Немировской гимназии, после чего вышел в отставку по состоянию здоровья.
В 1878 году вернулся к педагогической деятельности, став работать учителем в Муромском реальном училище.
В должности директора Коллегии, И.И. Нечипоренко проявил себя опытным организатором и руководителем учебно-воспитательной работы заведения. Именно он заложил многие из тех педагогических традиций и принципов, которыми была славна Коллегия.
         Особенностью его деятельности было то, что он поддерживал в школе гуманистическую, демократическую атмосферу. Характер педагогических взглядов И. Нечипоренко выразительно проявился в отношении к ученикам, в каждом из которых он видел личность. В отличие от старых казенных гимназий, новая школа, по мнению педагога, должна предотвращать избыточность в регламентации жизни ученика и сухого формализма. Относительно воспитателей Коллегии, И. Нечипоренко считал, что их педагогическая роль заключается не столько в разных запрещениях и ограничениях, а в стремлении развития в учениках положительных ощущений, настроений и идеалов. Для блага школы следует воспитывать чувство дисциплины и личной, и школьной, поддерживать любовь и стремление к знаниям. Научить учеников ценить как личность себя и других, уважать свою школу.
          Его ученики вспоминали: «Он всегда читал просто, ясно, логично. Знакомя учеников с какой-нибудь исторической эпохой, он умел показать самые существенные и характерные черты народной жизни данной эпохи. При изложении событий современности выводы сами собой складывались в умах его слушателей. В его преподавании не было ни проповеди, ни общих размышлений - исторические данные и неизбежно из них выводы; была также глубокая любовь к родному народу, которая передавалась слушателям».
 
           В 1893-1906 годы - директор Коллегии - публицист, филолог-славист, историк, переводчик,профессор, педагог- АНДРОНИК ИОАННИКИЕВИЧ СТЕПОВИЧ(лит. псевд. - ДУДКА-СТЕПОВИЧ; 1857-1935).
        В 1894 году организовавает при Коллегии издание её «Ежегодника» и сам становится и редактором, и автором множества статей и заметок. Всего им было подготовлено 10 выпусков.
Родился в Полтавской губернии. Учился в Черниговской гимназии, а после переводится в Коллегию и в 1875 году оканчивает ее с оценками на золотую медаль и поступает на историко- филологический факультет Киевского университета, где под руководством известного ученого- слависта, археолога и этнографа, отца ученика Коллегии Нестора Котляревского - Александра Александровича Котляревского начинает активно заниматься славянской литературой.
Еще в студенческие годы публикует в «Сборнике для юношества» (СПб., 1877 г.) свою первую работу. Стоит отметить, что он заинтересовался славистикой ещё в годы учебы в черниговской гимназии и даже составил рукописные сборники песен западных и южных словян.
        После окончания университета, по семейным обстоятельствам, отказывается от предложения готовиться к профессуре, и становится учителем русской словестности в учебных заведениях Киева: реальном училище (1879 -1888), женских гимназиях - Ольгинской(1880-1881), Фундуклеевской (1882-1888) и В.Н.Ващенко-Захарченко (1886 -1888), в военной гимназии и юнкерском училище (1879- 1886),а позднее - инспектором народных училищ Волынской губернии.
В 1884 году посетил Чехию, впоследствии - другие славянские государства, а также Германию, Австрию и Францию.
В 1886 г. подготовил книгу «Очерк истории чешской литературы», за которую награжден премией РАН  им. Д.А.Толстого.
       В 1886 году избран членом исторического общества Нестора- Летописца , а
в 1925 г. - его почетным членом.
       В 1892 году-профессор-доцент на кафедре славянской филологии Киевского
университета.
      В 1906 году открыл частную мужскую гимназию. (о гимназии Степовича читайте мой очерк)
В 1909-1913 годы- приват-доцент на вечерних ВЖК А.В. Жекулиной и сотрудник журнала «Киевская старина».
Занимаясь преподавательской деятельностью, не оставлял научных занятий, следил за новыми изданиями по славистике, в том числе, изучал украинскую историю и этнографию, практически овладевает разными славянскими языками (в архиве хранятся его рукописи  на чешском, болгарском, сербско- хорватском языках).
В послереволюционные годы продолжал напряженно работать: преподавал в университете, а после его реорганизации в 1920 году в Киевский институт народного образования (КИНО), до 1924 года читал в нем курс славистики, вел исследовательскую работу во вновь созданной Украинской Академии наук, публиковал рецензии и библиографические обзоры в изданиях ВУАН.

В 1873-1976 годы - директор Коллегии - филолог, преподаватель русского языка, автор нескольких учебников для учебных заведений, исследователь русского фольклора - действительный статский советник (1868) педагог СЕМЕН НИКОЛАЕВИЧ ШАФРАНОВ (1820-1888)
        Учился в Рязанской духовной семинарии. В  1841 году окончил со степенью кандидата курс  философского  факультета  Московского университета и в 1842 году определен  на службу  исполняющим  должность старшего  учителя русского языка  и словесности  в Рижской  гимназии.
Во время своего пребывание в Прибалтике принимал активное участие в деятельности российской общин и в Риге: способствовал созданию «Русского клуба», певческих обществ «Баян» и «Лад» ; был почетным членом нескольких российских обществ.  Своей двадцатилетней  педагогической  деятельностью,  Шафранов  настолько сумел  завоевать симпатии воспитанников немецкой гимназии,  что они  почтили его, при уходе, факельным шествием  и поднесли на  память  серебряную вазу.
В 1852 году, после защиты в Московском университете - утверждён в степени  магистра русской словесности.
В 1862 году - инспектор 5-й Санкт-Петербургской гимназии, а в феврале 1863 года - назначен директором училищ Санкт-Петербургской губернии. Оставаясь в этой должности, в 1863 году назначен членом Петербургского статистического комитета.
В 1870 году - назначен директором 6-й Московской гимназии.
Как вспоминал воспитанник 6-й гимназии: «Шафранов не пропускал ни одного юбилея, сколько-нибудь важного для истории русского просвещения, ни одной годовщины смерти или рождения великого русского деятеля или литератора <…> Кто-нибудь из преподавателей произносил подходящую к случаю речь, с очерком жизни покойного, законоучитель служил панихиду и тоже произносил коротенькое слово, затем учениками читались вслух отрывки из сочинений поминаемого писателя».
Другой его ученик писал: «Шафранов смотрел  на гимназию,  как на свою семью.  Сплотить учеников в дружное  товарищество – «все за одного, один за всех» - было его идеалом.  Той разобщенности, которая бывает всюду  между высшими и  низшими  классами, при нем  не существовало».
В 1876 -1884 годы - директор Полтавской  гимназии.  Тогда же был назначен членом Полтавской губернского училищного совета.
Наряду с педагогической деятельностью определенное внимание уделял научной творчества, в частности, его работа «О складе народно-русской песенной речи, рассматриваемой в связи с напевами» (СПб. 1879) было удостоено Уваровской премии.
Шафранов, обладавший хорошим голосом и редкой музыкальностью, организовал в гимназии хор, который славился по Москве, и слушать который специально приезжал Н. Г. Рубинштейн и очень хвалил.
В  1884 г. вышел в отставку, однако педагогической деятельности не прекращал: вернувшись в родное село преподавал пение в сельской школе. Награжден всеми орденами до св. Владимира 2-й ст., а также медалью на Андреевской ленте в память войны 1853 -1856 гг.

         
В  1876-1879 годы - директор Коллегии - учитель классических языков, педагог, общественный деятель НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ ШУЛЬЖЕНКО (1841-1915).
         В 1863 году окончил историко-филологический факультет Киевского университета, в том же году получил степень кандидата.
          Преподавал на педагогических курсах, в Черниговской(1865 -1866 гг.) и Киевской Второй гимназии (с 1866 г.).
          В 1869–1872 гг.- инспектор народных училищ в управлении Киевского учебного округа, впоследствии назначен директором Немировской гимназии, Полтавской гимназии. С 1879 года окружной инспектор Киевского учебного округа.
         В 1890 г., во время отъезда попечителя КУО, исполнял обязанности  управляющего округа.
         В 1895 г. назначен директором Черниговской гимназии, а через несколько месяцев – директором Киевской 4-й гимназии. В 1895 г. вышел в отставку.
         Н. Шульженко был приятелем М. Драгоманова и определенный время активно участвовало в культурной жизни общества,в частности, в 1860-е годы был членом Киевской Общины, однако впоследствии отошел от активной деятельности.

ВРАЧ КОЛЛЕГИИ

        С 1871 года состоял врачом-консультантом - доктор медицины АРТУР АЛЕКСАНДРОВИЧ ШЕФФЕР(1838—1900)
        В 1854 году окончил медицинский факультет Московского университета и отправился для усовершенствования за границу.
         За диссертацию «О действии серной кислоты на белковые вещества» (Москва) удостоен степени доктора медицины и назначен профессором по кафедре общей терапии и фармакологии в Киевский университет, затем— по кафедре медицинской химии и физики в том же университете.
        Кроме того, состоял врачом-консультантом при Киевском институте благородных девиц.
         Автор нескольких монографий, а также статей специального характера, напечатанных в разных медицинских изданиях. Кроме того, им составлен «Курс физиологической химии» (Киев, 1881), обративший на себя внимание ученых.

Фельдшер Ю. ПОРОХОВСКИЙ