Темная вода

Лена Брязгина
Я помню это, словно всё случилось только что. Помню каждое мгновение.

Листья повсюду: в сухой пожелтевшей траве на берегу, в воздухе, на глади озера. Озеро сплошь покрыто багряно-красными и золотистого цвета листьями. Ветер создаёт рябь, и листья на поверхности озера, покачиваясь, кажутся единым целым, огненным одеялом, укрывшим воду.

Над головой небо, тоже огненное. Нет облаков, и дыма больше нет, есть только пепельный след, как от окурка сигареты, и желто-оранжевые прорехи, будто салют прошёл только что.

И удивительно тепло мне там и уютно. Воздух тёплый и немного отдаёт сыростью. Жёлтая трава и смутное небо, а за горизонтом ничего нет.

Это место моё любимое. Я приходил туда с ныне уже покойной матерью, мы вместе садились на траву, совсем не жёсткую, как должно казаться, и мама рассказывала мне истории. Разные истории, каждый раз новые. Я смотрел на гладь озера, на это огненное сплошное одеяло, слушал рассказы мамы и представлял, как раздвигаю листья, разрываю одеяло и обнажаю воду. Мне казалось тогда, что она была тёмной. Но сделать это я не пробовал — мама запрещала подходить близко к озеру. Мне было около шести лет.

Я спрашивал у мамы, лёжа на траве, положив голову ей на колени, а что же там, под листьями, в озере?

Вода, Ян. Тёмная вода. И рыбы.

Вот что она говорила мне тогда. Я не хотел раздражать её вопросами, можно ли посмотреть, ведь знал заранее ответ. Моя мама не хотела, чтобы я приближался к озеру.

Когда мне исполнилось одиннадцать лет, мама повела меня на это место. Я ещё не получил подарка и надеялся, что он ждёт меня на берегу озера. Когда мы пришли, я увидел, что подарка не было.

Ян, будь терпелив.

Так она сказала мне. И ещё она сказала, что сейчас покажет, что же находится под листьями на глади озера.

Это важно для тебя взрослого, Ян.

Я обрадовался.

Мы подошли совсем близко к краю озера. Мама дала мне палку, и ей я раздвинул, разорвал багряно-жёлтое одеяло.
Вода не тёмная, и рыб не было.

Сквозь листья я увидел мужчину с неестественно бледным, даже синим лицом, глаза его были закрыты, будто склеены, а рот открыт. В тот момент я вспомнил, что человек не может дышать под водой. Кожа мужчины облезла, и весь он опух, живот вспух, а пальцы на руках раздулись.

Я непонимающе посмотрел на маму.

Это важно для тебя будущего, Ян.

Мама предложила мне зайти чуть дальше в воду.

Я распорол палкой всё одеяло, обнажая воду почти полностью, там, где мне это было доступно. Мама шла за мной, следя, чтобы я не зашёл слишком глубоко. Бледная женщина с раздутым животом, с рваной раной на горле, с закрытыми глазами. Бледный мальчик с распухшим животом, с закрытыми глазами.

Десятки людей с закрытыми глазами.

Мы вышли обратно на берег, и одеяло тут же затянулось. И по-прежнему ничего не было видно, только листья, багряные и золотистые.

Я спросил у мамы, что я видел.

Это мёртвые, Ян.

Это мёртвые, Ян. Ты видел мёртвых.
Это важно для тебя будущего, Ян.
Там нет рыб, и вода почти прозрачная.

Мама улыбнулась, погладила меня по волосам. Я осознал, что стало для меня подарком на одиннадцатилетие.

С Днём Рождения, Ян.

Я помню это, словно всё случилось только что. С тех пор прошёл не один десяток лет, но каждое мгновение я запомнил на всю жизнь.