Родословная по интернету

Татьяна Бегоулова
Родословная по интернету.

В последнее время многие люди стали больше интересоваться своими «корнями».  Особо упорные и настойчивые составляя родословную, залазят в такие дебри, что могут чуть ли не до средневековья дойти. Но есть и другая категория людей. Ну не интересно им кем были их прадеды. Зачем это? И к чему?
Я тоже не сразу стала интересоваться своими предками. Мой дедушка Георгий Иванович частенько рассказывал о своем детстве, о родных. Но я тогда была маленькой девочкой и не осознавала, насколько ценны и важны эти воспоминания! Знай это, я конечно бы вооружилась тетрадкой и ручкой.
Из рассказов деда я только и запомнила, что в семье Дулеповых держали лошадей. И  школьным завтраком Гоши была конина, уж не знаю варенная ли, копченная или вяленая. А девочка, которая сидела с дедом за партой, приносила в школу хлеб. Вот они и делились друг с другом. Правда, дедушка не говорил своей соседке по парте, что мясо конское.
Как и многие мальчишки в то время, Гоша держал голубей. А однажды его голубей украли. Но потом вора нашли, птиц вернули.
И еще помню, что мама у Гоши умерла, когда он был еще мальчишкой. И через некоторое время Гоша переехал к старшему брату Якову. Тот был уже женат. А вот почему деду пришлось покинуть родительский дом, уже не помню. Может, мачеха появилась, а может и еще что.
Потом как-то из разговора узнала, что у деда было три старших брата. И спросила у дедушки, где они. А дедушка очень грустно ответил:
-На фронте погибли.
Для меня это было потрясением. Целых три брата! И все погибли! Дед тоже воевал, но вот ему посчастливилось вернуться живым. И еще была младшая сестра Валя. Она жила в Томске. Собственно и дед мой Георгий Иванович родом из Томска. Просто после сильного ранения на фронте его привезли в госпиталь в Саранск. Здесь он и познакомился со своей будущей женой. Так вот, из Томска от дедушкиной сестры приходили посылки с кедровыми орехами и огромными кедровыми шишками.  И помню, как с тревогой в голосе дедушка говорил:
-Что-то давно от Вали писем нет. Не случилось ли что…
Сейчас я понимаю, как тосковал дед по родным и близким.
Первый интерес к родословной появился благодаря забавному случаю. Случилось это уже после смерти дедушки. Мой отец встретил какую-то родственницу. И родственница поведала папе, что вот смотрела передачу и пришла к выводу, что предками Дулеповых были сосланные в Сибирь декабристы. И не абы кто, а настоящие князья! Ну не знаю, что она там видела и слышала, а может, папа её не так понял. Но с того момента, стоило папе выпить, так он сразу задирал нос. Мол, я голубых кровей!
Много позже, уже после папиной смерти я в Интернете нашла пофамильный список сосланных в Сибирь декабристов. Дулеповы в нем не числятся.
Но вот после этого мне и стало интересно покопаться в родословной деда и узнать чуть больше.
Разумнее всего, конечно, с такими вопросами обращаться в архив. Но ехать в Томск через пол России у меня нет возможности. И делать запрос и платить сумасшедшие деньги тоже не могу. Ну не Рокфеллер я!
Первым делом я покопалась в дедушкиных фото. У него сохранились старинные фотографии! Сам Георгий Иванович родился в 1921 году, так что фотографии начала 20 века.  По надписям на фото составила список его братьев и сестер. Братья Яков, Александр, Николай. Сестры Гутя и Валя. Интересное имя Гутя. Если верить все тому же Интернету, то полное имя Августина. Эта Гутя, как помню по дедушкиным рассказам, умерла молодой. На фотографии 1937 года молодая и весьма симпатичная девушка в светлом берете. От чего умерла не помню. Мама говорит, что вроде от тифа.
Сейчас очень  много разных генеалогических сайтов. На любой вкус и цвет. Даже здесь на Прозе кто-то из авторов указывал, какие есть сайты. Но вот мне они почти не помогли! Я ведь раньше считала, что моя девичья фамилия очень редкая. В Саранске Дулеповых мало. Помимо нашей семьи, еще мой дядя и двоюродный брат. Всё! Дядя тоже уже покойный. Так что в Саранске фамилия Дулеповых скоро пропадет, так как у двоюродного брата родилась дочка. Единственно, что я узнала на этих генеалогических сайтах, так это то, что фамилия Дулеповы на территории Сибири, Забайкалья довольно распространенная. И среди носителей этой фамилии были и есть и священники, и поэты, и ученые, и даже толмач!
Решила я поискать возможных родственников в социальных сетях. Тем более, что сейчас в каждой соц.сети есть группы однофамильцев. Не сразу, но я нашла четвероюродную тетку! У моего деда Георгия Ивановича был двоюродный брат Николай Петрович. А его дочь и оказалась моей тётей. Тётя мне и рассказала, что Дулеповы были ямщиками. Отсюда и лошади, про которых мне дед говорил. И моего прапрадеда звали Яков. Было у него три сына. Иван (мой прадед), Петр и Кузьма. Иван и Петр были тоже ямщиками. А вот Кузьма, как говорит тётя, держал сапожную мастерскую.
Но мне хотелось узнать еще что-нибудь. Интернет, как говорят, большая помойка. Но и на этой помойке, при желании, можно найти что-то ценное. Помимо генеалогических сайтов есть еще и краеведческие. На них, конечно, вам родословную не составят. Но некоторую информацию дадут. Например, я узнала, что Кузьма Яковлевич (дядя моего деда) является хозяином дома № 15 по 2-ой Береговой улице в Томске. 2-я Береговая улица - сейчас это часть ул. Мусы Джалиля от пер. Базарного до ул. Трифонова. В начале 20 века здесь был постоялый двор, снимали комнаты ссыльные и переселенцы. Как жаль, что нет у меня в Томске знакомых! Хоть бы фотографию этого дома прислали! Ведь дома то все старые, деревянные, двухэтажные. Вот возьмут и снесут.
На этом, наверное, кто-то бы и остановился. Мол, ну всё, что можно было выжать из Интернета выжала. Но не я! Неожиданно для себя самой я в Интернете наткнулась на странички, где выложены старые газеты.  Как интересно и смешно читать старинные объявления!
«Сибирская Жизнь,8-го сентября 1909 года.
Ищу место  няни, опытная, к маленькому ребенку, одинокая. 2-я Береговая, Истокъ, д. Дулепова, № 15.1».

«Сибирская жизнь 23 июня 1905 года
Потерялся белый с Рыжими пятнами сеттер 5 месяцев, 2-я береговая № 15 Дулепова За укрывательство буду преследовать».

А в Сибирской газете я вообще прочитала статью, которая привела меня в вострог!

Сибирская газета №40 6 октября 1885

«М. Г. t. Редакторъ. Прошу при посредства Вашей газеты заявить о виденномъ нами 25 сентября возмутительном самоуправстве; noвторение подобныхъ случаевъ крайне необходимо было бы устранить. В этот день, на конной площади, у дома Барановой, ОКОЛО 3 ч. дня, мы, проезжающее (пять человекъ) услыхали страшный крикъ на улице; кинулись к  окнамъ и увидели, как  какой-то крестьянин, ехавший на паре лошадей, за- цепись колесомъ за телегу ямщика, провозившаго бочку спирта въ складъ Ростовскаго товарищ. Якова Дулепова.
В этомъ и заключалось все преступление мужика. Но какъ же онъ жестоко былъ наказанъ за это? Дулеповъ , его работникъ и какой-то мальчишка кинулись на мужичка и ехавшую съ нимъ женщину и начали наносить имъ жестокие побои кулаками: работникъ и мальчишка колотили мужика и бабу по затылку, самъ же Дулеповъ занялся ихъ физиономиями. которые превратились буквально въ бифштексъ. Окровавленные жертвы не защищались; они, поднявъ руки вверхъ, кричали только «батюшки, защитите!» «батюшки, помогите!» но разъяренная шайка негодяевъ, не взирая на вопли, продолжала колотить беззашитныхъ. Еслибъ не coстрадание къ поливавшимся кровью жертвамъ, еслибъ не сбежавшийся отовсюду народъ, разогнавший шайку негодяевъ, Богъ знаетъ. что сталось бы с несчастными. Вырученные изъ беды крестьянинъ и женщина постарались поскорее уехать. не. разчитывая уже на возмездие. Драка происходила не менее получаса и не смотря на отчаянные крики, не явилось ни одного изъ полицейскихъ, съ помощью которыхъ можно бы было привлечь разбойничавшаго Дулепова к ъ ответственности. Къ этому письму мы можемъ добавить, что драки и всевозможный безчинства—явление постоянное на конномъ базаре, где съ утра до вечера толчется народъ, притомъ занятый такой азартной игрой, какъ купля, перепродажа и мена лошадей; поэтому здесь необходимо присутетвие полицейскихъ. Что касается вообще самоуправства и проявления разбойничьихъ ннстинктовъ —на улицахъ, въ кабакахъ и трактирахъ и особенно въ гостинипце Европа»— т о и это явлениe постоянное и поддерживается оно, единственно благодаря невзыскательности публики, привыкшей видеть всякое самоуправство безнаказаннымъ».