О причинах украинского провинциализма

Юрий Соловьев
Все дело в дворянстве, которого на Украине никогда не было. В России дворянство было сословием не только привилегированным, но и задающим в обществе определенную умственную и нравственную планку. Как пишет О.С. Муравьева в книге «Как воспитывали русского дворянина», «в России XVIII, первой половины XIX веков дворянство являлось сословием привилегированным и служивым одновременно, и это рождало в душе дворянина своеобразное сочетание чувства избранности и чувства ответственности. Отношение к военной и государственной службе связывалось в пони-мании дворянина со служением обществу, России.

Правило «служить верно» входило в кодекс дворянской чести и, таким образом, имело статус нравственного закона. Дворянское чувство долга было замешано на чувстве собственного достоинства, и служба Отечеству являлась не только обязанностью, но и правом. Одним из принципов дворянской идеологии было убеждение, что высокое положение дворянина в обществе обязывает его быть образцом высоких нравственных качеств. «Кому много дано, с того много и спросится». Эти слова не уставал повторять своим сыновьям великий князь Константин. 

…Решающая установка в воспитании дворянского ребенка состояла в том, что его ориентировали не на успех, а на идеал. Быть храбрым, честным, образованным ему следовало не для того чтобы достичь чего бы то ни было (славы, богатства, высокого чина), а потому что он дворянин, потому что ему много дано, потому что он должен быть именно таким… Едва ли не главной сословной добродетелью считалась дворянская честь. Согласно дворянской этике, «честь» не дает человеку никаких привилегий, а напротив, делает его более уязвимым, чем другие. В идеале честь являлась основным законом поведения дворянина, безусловно и безоговорочно преобладающим над любыми другими соображениями, будь это выгода, успех, безопасность и просто рассудительность... Нарушить данное слово ¬значило раз и навсегда погубить свою репутацию». 

Таким образом, дворянство, прежде всего, сословие наиболее нравственно развитое. А поскольку дворянство – сословие привилегированное, оно являлось своеобразным эталоном, образцом для всего общества: это тот идеал, которому общество стремится соответствовать. Причем, во всех своих слоях – от разночинцев и мещан до крестьян, служивших в армии под началом офицеров-дворян. Известный юрист, историк и общественный деятель К.Д. Кавелин считал, что поколение людей александровской эпохи «всегда будет служить ярким образцом того, какие люди могут вырабатываться в России при благоприятных обстоятельствах».

Напротив, на Украине такого образца никогда не существовало. Здесь «образцом» были запорожцы, которые являлись обыкновенными разбойниками, основным занятием которых были грабительские набеги на Крым. Это были те же крестьяне, с сознанием и кругозором мелкого собственника. Поэтому не случайна закономерность: пока украинцы живут в союзе с русскими, из их среды появляются такие люди, как Сковорода, Гоголь, Даль, Пржевальский, Черняховский, Ковпак, Рыбалко, Амосов и многие другие. Как только они начинают считать себя отдельной нацией, ничего, кроме Мазепы, Петлюры и Бандеры из них не получается.