Одинокие сердца

Валентина Строкова
                1

Марина сидела на кухне больше часа и тупо смотрела в стену. Ее взгляд уперся в одну точку на обоях. Она уже не плакала, а судорожно вздыхала. 

Навалилось все как-то разом: неприятности на работе, ссора с женой брата, безденежье. А последней каплей было сегодняшнее утро. Дочь Алиса ходила в магазин и потеряла все деньги. Скорее всего, кошелек вытащили. Она даже не успела рассчитаться за покупки. Алисе двадцать лет, она еще беспечная в силу своей молодости. Еще очень худая и угловатая, как подросток. Короткая стрижка и волосы ярко-рыжего цвета. Очень сильно украшали Алису голубые глаза, доставшиеся от отца, и нежная чистая кожа. Пришла, повинилась перед матерью. Покуксилась минут пятнадцать и смоталась к подружке.

А мать должна думать, как им прожить неделю на одну мелочь, что осталась в кармане.
После ухода дочери Марина плакала навзрыд.
-Что ж ты, Влад, оставил меня в такое время,- упрекала она умершего мужа.
С мужем они прожили двадцать три года. Она жила с ним действительно, как за каменной стеной. А в девяностые годы вообще жизнь ухудшилась, у всех. Но одиноким женщинам вдвойне тяжелее.

Марина снова судорожно всхлипнула. Дома даже не было хлеба. Она достала муку, подсолнечное масло и дрожжи. Завела тесто.
«Пекла же мама постные лепешки на сковороде»,- подумала Марина.
Была суббота. Конец октября. В воскресенье с утра Марина поехала к подруге Лизе, в надежде занять немного денег. Подруга работала в милиции бухгалтером и получала зарплату наличкой.

Марина работала на заводе начальником отдела, но зарплату получала талонами. «Живых» денег выдавали по двести тысяч рублей в месяц, половину которых у Алисы украли. Двести тысяч даже не равнялись двумстам рублям, которые были до девяносто первого года. Хлеб стоял шесть тысяч булка.

Конечно, в заводском магазине на талоны можно брать хлеб, батоны и кое-какие консервы. Иногда выбрасывают рыбу или кальмары, тогда все хватают плитками. Можно питаться в столовой и брать бутылку молока или кефира домой, что достанется.

Но Алиса в последнее время жила в общаге, поближе к ТЮЗу. А вот ей совершенно нечего было дать: ни денег, ни продуктов. Ездить домой после спектаклей боязно. Поздно очень.

                2

Марина приехала к подруге довольно рано, часов в одиннадцать. Лиза только что проснулась и завтракала. Марина скромно выпила только чашку чая.

-Давай, Мариш, съездим в одно место, давно собираюсь,- предложила Лиза.
Марина кивнула. Она не могла сразу заставить себя попросить денег, ей это всегда ужасно трудно давалось.

Долго ехали до городского ДК. Поднялись на третий этаж. Дверь была без таблички. Вошли. Оказался клуб знакомств «Одинокие сердца».
Марина полночи проплакала, была вся отекшая. А тут надо записываться на видеокассету.

-Лиза,- возмущенно сказала она подруге.
-Вот-вот, я знала, что ты не поедешь, если я расскажу,- рассмеялась Лиза.
Кое-как записались. Потом стали смотреть записи «женихов».
Марина немного отвлеклась. Лиза что-то записывала в блокнот.

-Поздравляю, мои дорогие! Приходите на вечера, знакомьтесь! Телефоны мужчин мы не даем, будете сами обмениваться друг с другом на вечерах,- радостно сказала хозяйка клуба Нина Борисовна.

-Вот зараза! Ну и порядки у них, - возмущалась на улице Лиза.
-Знаешь, Лиз, я ведь по делу к тебе приехала. Вчера у Алиски кошелек украли со всей нашей наличностью. Выручи до аванса,- сказала Марина со вздохом.
-Ой, а у меня тоже последние пятьдесят тысяч. Ладно, у матери с пенсии перехвачу,- ответила Лиза.

Марина выдохнула.
-Тогда я сейчас на рынок, куплю продуктов подешевле. И сразу домой, дел много,- повеселела Марина.


                3

                -Чашку-у кофею-ю
                Я тебе бодрящего налью,- пела Марина Хлебникова.

Полумрак, вращающийся разноцветный шар под потолком. Светомузыка. Разношерстная толпа отплясывала под эту песню.

Марина оторопела. Она в последние три года не была даже в театре. Она и сейчас сомневалась: идти-идти. Времена тяжелые, безденежье. У Марины не было даже выходного платья. Она пришла в белой сирийской блузке пятилетней давности и юбке, которую сшила сама. Лиза была в бирюзовом турецком костюме.

Кончился танец. Дали общий свет.
-Мариш, пойдем вон туда, к окнам. Там столик свободный,- прошептала ей Лиза.

 Лиза выделялась из толпы красивыми волосами ниже лопаток и пышным бюстом. Ей тридцать пять лет.

Марина была повыше ростом и похудее. Волосы уже крашеные, цвета опавшей листвы. Недавно ей исполнилось сорок шесть лет. Они сблизились с Лизой, когда Марина осталась без мужа. А Лиза давно была в разводе. Месяц назад они записались в этот клуб, а сейчас приехали на вечер. Марина оглядывала зал.

-Ни одного мужчины из тех, что были на видео, - сказала Марина подруге.
-А ты так прям и запомнила всех! Криминалист наш местный,- пошутила Лиза.
-Да, я многих хорошо запомнила. У меня зрительная память отличная,- улыбнулась Марина.

Лизу пригласил на танец мужчина лет пятидесяти. Марина сидела с унылым видом.
-Маруся, сделай лицо попроще, оно у тебя каменное (Лиза, когда злилась, всегда звала ее так),- шептала после танца подруга,- тебя же приглашать боятся.


                4

     -Пусть тебе приснится Пальма-де-Майорка,
                В Каннах или в Ницце ласковый прибой…- пел Михаил Шуфутинский.

-Можно Вас пригласить на танец,- спросил молодой человек лет тридцати восьми.
Марина не ожидала, что он пригласит именно ее. Лиза тоже очень удивилась.

Молодой человек был хорош собой. Высокого роста, стройный. Прямой нос с узкой переносицей. Смущенная улыбка. Темные волосы и синие глаза. Прям, Мэл Гибсон какой-то.

-Меня зовут Тимофей. А Вас? - спросил молодой человек.
Музыка гремела. Марина вытягивала шею, чтоб услышать. А юноша касался губами ее уха. Это ее страшно возбудило.

После танца Тимофей проводил Марину к их столику, где рядом с Лизой сидел интересный субъект в джинсовой рубахе.
-Володя,- представился он,- понимаете, все места заняты. Вот к вам подсадили. А вы сестры?

Женщины рассмеялись. Похожи они были только темно-карими глазами.
У Володи из-под рубашки была видна тельняшка. Руки у него были явно рабочие.

-Может, выпьем. У меня есть водка и колбаса,- предложил Володя.
Марина подавила в себе смех.
-Да не, как-то неудобно,- засмеялась Лиза.

-Ну а че, какие-то коктейли накапали на дно стаканчиков, - не унимался Володя,- выпить нечего.
Марина представила себе эту картину со стороны. Она- интеллектуалка, начальник отдела выпивает с таким вот Володей.

«В любой ситуации необходима какая-то доля абсурда»,- писал Сергей Довлатов.
Похоже, что именно такая ситуация складывалась сейчас.

-Эй, Мариш, очнись! Дует, говорю, из окон. Давай выпьем, хоть согреемся. Доставай свою водку, Володя,- скомандовала Лиза.

А Марина думала о Тимофее. Его явно не было на видеокассетах, она бы запомнила. Выпили водки. У Володи нашелся складной нож, чтоб порезать колбасу и хлеб. Никто на них вообще не обращал внимания. Стало как-то теплее. Немного погодя, сестры отлучились в дамскую комнату.

-Володе надо простую бабенку небольшого роста, - сказала Лиза Марине.
Когда вошли в зал, буквально у входа столкнулись с Тимофеем. Он танцевал с молодой блондинкой. Марину это больно задело, хотя она убеждала себя, что ей дела нет никакого до этого красавца.

-Не обижайтесь, девоньки, меня зовут во-о-н за тот столик,- сказал Володя и ушел со своим портфелем.
-Один был кавалер и того переманили пока мы уходили,- рассмеялась Лиза, - но ничего, мы успели согреться за его счет.
Домой Марина ехала в расстроенных чувствах.


                5

В конце года, как всегда, у Марины завал на работе. Декабрь стоял теплый, как никогда. Приближения Нового года совсем не чувствовалось. В магазины она не ходила, подарки покупать было не на что. Изредка звонил из Новосибирска сын. Им тоже тяжело жилось.

Не унывала лишь Алиса. Она радовалась своим маленьким ролям. Завела в театре много новых друзей.

Марина поднималась на свой шестой этаж, лифт не работал. Из-за ее двери слышались музыка, шум и гвалт. Открыла дверь и ужаснулась.
-Мамуля-а-а, это мы приехали встречать католическое Рождество,- радостно выкрикнула Алиса и чмокнула мать в щеку.

-Когда ты научишься предупреждать, я бы хоть что-то постряпала. Совсем ничего не сварено, только суп из куриных спинок. Чем будешь кормить народ?- вполголоса усовещала Марина дочь.

-А что принесли, тем и погуляем,- смеялась Алиса. Она умышленно так разговаривала.

Марина прошмыгнула в свою комнату, чтоб переодеться. Хотела одеть халат, потом передумала и надела летнее платье. Пошла на кухню, внимательно изучила содержимое холодильника. Достала банку кукурузы, банку фасоли, соленые огурцы. Раздумывала, какой бы сделать салат.

-Вам помочь, Марина,- спросил мужчина за ее спиной.
Марина вздрогнула и обернулась.
-А вы как попали в мой дом, Тимофей?- резко спросила она.
-Так я с ребятами раньше работал в ТЮЗе, а теперь перешел в Драм, - с улыбкой ответил Тимофей.

-Давайте чистить картошку,-сказала Марина и протянула ему нож.
-Да я плохо чищу,- засмеялся Тимофей.
А она обратила внимание на его красивые руки.

-Расскажите о себе, Тимофей. Где родился, где крестился? Так говорили в старину,- уже помягче спросила Марина.
-Родился я здесь, в Красноярске, мама тут жила, а воспитывался у бабушки в Минусинске. Там и крестился,- улыбнулся Тимофей.

-А мы сюда с мужем по распределению приехали из Новосибирска. Квартиру быстро получили, как молодые специалисты,- сказала Марина,- ой, как Вы плохо картошку чистите. Избаловала Вас бабушка.

-Да, бабушка постоянно внушала, что я красивый, я особенный, должен стать артистом. А я страдал, что мама меня не любит, редко ездит. Но бабушка убеждала, что меня будут любить тысячи женщин,- опять смущенно улыбнулся Тимофей.

-Да-а, не знаю какой вы артист, но насчет женщин она, может, и права,- с иронией сказала Марина.
-Мам, пошли уже с нами за стол,- залетела в кухню Алиса.

Была она, как говорится, «ни в мать, ни в отца, а в проезжего молодца». Влад был спокойный, рассудительный. Марина ему под стать. Алиса же была слегка взбалмошной и слишком шустрой.

-Тима, а ты че около мамы отираешься? Уже познакомились,- засмеялась Алиса.
Марина покраснела. Вышли к столу.
-Не забудь про картошку,- шепнула она дочери.

Спиртное продавали по талонам, но бутылок на столе было больше, чем достаточно. Хорошо, что красивая посуда украшала стол.

«Какой интересный народ, артисты»,- подумала Марина.
-А Вы тоже в драмтеатре работаете?- спросила молоденькая артисточка.
-Нет-нет,- замахала руками Марина.

-Да я вижу, что Вы артистка,- не унималась подвыпившая девушка,- у Вас такие говорящие руки.

-Алиса, кто этот Тимофей?- спросила Марина у дочери, когда они понесли посуду на кухню.
-Да работал у нас раньше. Ленкин муж. Кажется, бывший,- торопливо сказала дочь и убежала.

-А вот посуду я мыть умею,- сказал, тихо вошедший, Тимофей и дотронулся до ее плеча.
-Ну что Вы, идите к друзьям,- смутилась Марина.

Ее бросило в жар от его прикосновения.
После полуночи молодежь, наконец-то, засобиралась по домам.
-Мам, мы проводим Свету! Я у нее и заночую,- крикнула от двери Алиса.

                6

Марина приняла душ, переоделась. Заглянула на кухню, недомытую посуду решила оставить на завтра. Все-таки второй час ночи.

Вдруг в дверь раздался робкий звонок.
«Алиса ключи не хочет искать»,- подумала Марина.
Распахнула, не спрашивая, дверь. На пороге стоял Тимофей.

-Вы? - чуть не подавилась воздухом Марина.
-Да, я,- прошептал он и шагнул в квартиру.

Все произошло так стремительно, Марина не успела даже возразить.
-Я смущена, сколько тебе лет, мальчик? - шептала Марина.
-Ты прекрасна,- отвечал ей Тимофей и прикрывал ладонью ее рот, чтоб не возражала.

Утром Марина проснулась от каких-то шагов. Она вышла на кухню. Посуда была перемыта. Пахло свежезаваренным чаем.

-Я не знаю какой чай ты любишь. Заварил вот этот, что стоял на столе,- говорил Тимофей, сопровождая это смущенной улыбкой.
-Да другого и нет, давно никто не заваривал для меня чай,- засмеялась Марина.

В первые минуты за столом Марина чувствовала смущение. Надо было о чем-то говорить.
-А ты где сейчас живешь, в каком районе?- спросила Марина.
-Да где придется,- ушел от ответа Тимофей,- тебе подлить еще чаю?

Алиса позвонила, что у нее спектакли в выходные, и она не приедет домой.
Тимофей пробыл у Марины два дня. Марина бездельничала два дня и получала комплименты. Она еще раз пыталась выяснить про семью Тимофея.

-А у тебя есть дети, Тима?- робко спросила Марина.
-Да, есть сын Иван,- ответил он без улыбки,- расскажи лучше о себе, что ты любишь.

-О, я много чего люблю: музыку, театр, хорошие книги. Но в последнее время только читаю,- вздохнула Марина.
-Я приглашу тебя на премьеру,-гордо заявил Тимофей.

В понедельник утром они попрощались у подъезда дома и побежали на разные остановки автобусов.

-Марина Сергеевна, у Вас что сегодня день рождения? – спросила новенькая девочка.
-Нет, Наташа, день рождения у меня в октябре,- ответила Марина с улыбкой.

Домой она летела, как на крыльях. Но Тимофей даже не позвонил. Хорошо, что приехала Алиса. Они занялись подготовкой к Новому году.

-Мам, уже надо бы и елку нарядить,- крикнула Алиса.
-Так наряжай,- ответила ей из кухни Марина.

Она чистила мельхиоровую посуду. Оказывается, металл потемнел. Долго не пользовались.

-Ты где собираешься встречать Новый год? – спросила Лиза по телефону.
-Пока еще не решила. Скорее всего с Алисой дома,- схитрила Марина.
-Так Алиса и будет с тобою сидеть,- засмеялась Лиза, - что-то ты темнишь, дорогая.
-Ладно, звони,- попрощалась Марина.

                7

Тридцать первое декабря было рабочим днем. Еще Марину назначили дежурить по заводу, хорошо хоть до двенадцати часов ночи. Заместитель начальника инструментального цеха сменил ее на полчаса раньше. А служебный автобус подвез к дому в одиннадцать пятьдесят. Марина вышла из лифта, в ручке двери торчала еловая веточка, перевязанная серпантином.

«Значит Он приходил», - екнуло сердце Марины. Включила телевизор под бой курантов. Хорошо, что Алиса кое-что приготовила и даже где-то раздобыла шампанское. Марина выпила полный бокал.
 Позвонила сыну в Новосибирск, поздравила. Денис сказал, что уже звонил ей. Обрадовал, что им выдали зарплату за три месяца. Марина тоже получила часть зарплаты. Звонили родственники. Позвонила Алиса, сказала, что празднуют коллективом. Но долгожданного звонка от Тимофея так и не было. Уставшая Марина легла спать в пятом часу утра.

Тимофей появился, как всегда внезапно, только второго числа под вечер. Марина из гордости ничего у него не спрашивала.
-С Новым годом, моя строгая начальница,- с улыбкой сказал он и протянул упакованную коробочку.

Марина пошла в свою спальню за ответным подарком, но услышала шум и гам в прихожей. Опять ввалились друзья Алисы.
-Мам, это мы пришли допраздновывать Новый год,- закричала Алиса.

Марина метнулась на кухню доставать все свои припасы: банку сайры, банку тушенки, несколько апельсинов и даже колечко колбасы.

-Мам, ты что встречаешься с этим уродом? - залетела на кухню Алиса с круглыми глазами.
-Ты о ком? Ну так, зашел,- ответила Марина и опустила глаза.

-Ну смотри, мама, я тебя предупреждаю. Потом будешь страдать,- выпалила Алиса и убежала к друзьям.
Кода Марина вышла в зал, Тимофея там не было. Она, конечно, расстроилась, что он ушел.

-Знаешь. Я не люблю телефоны,-позвонил Тимофей поздно вечером,- Алиса дома?
-Да, спит,- ответила Марина.
И в ответ - гудки.

В следующий раз Тимофей появился, когда у Алисы был спектакль. Утром он исчез без всяких обещаний. Марина обратила внимание, что у него в небольшом портфельчике все самое необходимое. Никаких своих вещей он у нее не оставлял.
               

                8

Закончились новогодние праздники. Марина вышла вечером с завода. Около проходной к ней подбежала худенькая, бедно одетая молодая женщина с мальчиком лет пяти-шести. Марина глянула в синие глаза ребенка и все поняла.

-Вы Марина Сергеевна? – спросила девушка.
-Да,- ответила Марина.
В желудке у нее противно заныло.

-Я согласна,- сказала девушка.
-С чем? - спросила Марина.
-Согласна его делить с Вами,- пояснила она.

-Но я не согласна! Его не будет больше у меня, я вам обещаю. Только боюсь, что у него есть еще третья,- грустно сказала Марина. Посмотрела на ободранные носы сапожек ребенка и защемило сердце. Достала пакет конфет «Кара-Кум», купленных сегодня на талоны, и подала мальчику.

-Спасибо,- смущенно улыбнулся он.
«Запомни этот день»,- сказала Марина себе.
Тимофей позвонил, когда она уже и ждать перестала.

-Нам надо поговорить,- глухо сказала Марина.
-Хорошо, поговорим, после спектакля. Я приглашаю тебя на премьеру, завтра, в девятнадцать часов. Алису тоже, я ей звонил,-радостно сообщил Тимофей.

-Мам, тебе звонил Тимофей? Пойдешь? Он меня пригласил и многих наших,- следом позвонила Алиса.
-Да я еще думаю. Надо как-то поговорить с ним, я решила расстаться,- сказала Марина.
-Но только не после премьеры, это ведь святое! Не надо омрачать такой день, хотя Тимка и г…к,-рассмеялась Алиса.

-Хорошо, выберу другой день,- ответила мать.
Премьера прошла замечательно. Тимофей больше блистал своей красотой, чем талантом, но он был в центре внимания. Молодежь пошла поздравлять его в гримерку. Марина воздержалась.

Прошло несколько дней. Зазвонил телефон.
-Здравствуй, Мариш! Это я,- тихо сказал Тимофей,- ты одна? Могу я приехать?
-Хорошо, приезжай, жду,- ответила Марина.

«Возьми себя в руки! Строго поговори с ним и не допускай до постели»,- внушала она себе.
Тимофей приехал быстро. Он выглядел похудевшим и повзрослевшим. Протянул Марине коробку конфет «Птичье молоко».

-Тогда пойдем пить чай, там и поговорим,- даже весело сказала Марина. У нее к чаю были французские булочки, вчера испекла.
-А, может, потом чай. Я так по тебе соскучился,- сказал Тимофей и потянулся поцеловать Марину.

-Нет, - твердо сказала она,- Тима, нам надо с тобой расстаться. Я видела твою жену и сына. Ты не разведен, я так не могу и не хочу.
-Хм, я с ней не живу. Это ошибка молодости! Но я хотел сделать счастливой тебя,- довольно развязно заявил Тимофей.

-Будем считать, что уже осчастливил. Достаточно! Дальше я сама разберусь, что мне надо для счастья,- резко сказала она.
Повисло неловкое молчание.

-Мне было так хорошо и уютно с тобой,- уже другим тоном сказал Тимофей.
-Я тоже буду помнить только хорошее,- мирно сказала Марина.

Остывал чай в красивых фаянсовых чашках и нетронутыми остались французские булочки.

Январь 1997г.