Колька Суббота

Жилкин Олег
Был у меня в детстве друг - Коля Суббота, на четыре года меня старше - мне 12, ему 16. Отец его работал мастером холодильных установок на мясокомбинате - в доме у них всегда была колбаса. Кольку он поколачивал, и было за что. Парнишка рос цыганистым, и по крови, и по повадкам. Крепко сбитый, кудрявый, чернявый, учиться не любил. Любил по окрестностям шарить, воровал по мелочи, в общем, свободной жизни человек. Я тоже любил по окрестностям шарить, хотя и не воровал - что называется, "стоял на шухере".

Однажды подбил я Колю на товарняк сесть и уехать куда подальше.  Всю ночь мы ехали в открытом вагоне в прекрасные дали; ветер свободы опьянял, но ночью пошел дождь, и стало уже не так весело. На какой-то станции поезд остановился. Мы выбрались из вагона и побрели под ливнем в поисках убежища, но вместо этого наткнулись на наряд транспортной милиции, и те долго нас ловили между составами. Утром выяснилось, что мы оказались в соседнем городе за две сотни километров от дома. Денег было 5 копеек мелочью. Колька украл бутылку пива и выпил. Бутылку мы сдали, сложили капиталы и на эти деньги купили две булочки. Мои вельветовые туфли под дождем расползлись и стало понятно, что до Черного моря  в них не дойдешь. Домой мы попали поздно вечером. С момента нашего побега прошли сутки, нас уже искали. Не сколько Кольку, сколько меня. Душа была полна раскаяния. Единственным бонусом того приключения было то, что мужик, с которым у матери были какие-то, вроде, серьезные отношения, решил не связываться с женщиной с проблемным подростком, сел на свой красивый красный мотоцикл "Ява-спорт" и уехал из моей жизни навсегда.

А Колька после школы пошел на кирпичный завод работать. Днем он ходил в цех, а вечерами сидел со взрослыми парнями на лавочке во дворе и играл в карты. Пару раз я к нему подходил, но он всем своим видом давал понять, что с малолетками больше не общается - у него теперь свои серьезные дела. Вскоре его делами заинтересовался уголовный розыск и Кольку посадили. За пустяки, можно сказать, - вскрывал мой товарищ автомобили и выдирал из них магнитолы - талантливый и пытливый был парнишка, в отца, видать, к технике тянулся.  Ну, а мы с мамой на Сахалин поехали. Загрузили контейнер пятитонный,  и на Дальний Восток отправились. Там у меня уже другая жизнь началась, счастливая. На Сахалине окрестности как раз для таких как я подростков, склонных к бродяжничеству - кругом леса-моря, мать-Природа, ходи - не хочу, и менты не вяжутся. Года через три года я прилетел на Украину на каникулы, зашел в свой двор, но никого из прежних друзей уже не нашел - всех их, почти, еще по малолетке посадили, двое только успели в армию уйти, да еще один женился, сделал двоих детей, и во двор больше не выходил. Ну, а в целом, впечатление у меня тогда хорошее осталось от Украины. Зелено, чисто, шпаны нет, жаль, только что и Кольки нет - убили его в тюрьме, зарезали.