Глава 9-я. Древний город Бухара

Александр Зубков 2
    

     Перед командованием Чарджоуской бригады ЗРВ стояла задача:  ввести  в
эксплуатацию и поставить на дежурство в первую очередь «бухарское крыло» дивизионов, т.е. дивизионы, охраняющие Бухару.

     Поэтому, несколько недель подряд офицеры группы эксплуатации Главного инженера бригады каждый понедельник выезжали в бухарские дивизионы, и в течение всей недели занимались наладкой и настройкой вооружения и постановкой на боевое дежурство.

     Из Чарджоу обычно выезжали утром в 9-30 – 10-00 автобусом, или, чаще всего, автомашиной ГАЗ-66 (легковой пикап на 8 мест с водителем). В Бухару приезжали к 12-30 -13-00. Обратно всегда возвращались,  как правило, товарным  поездом из города Каган. Более подробно об этом будет рассказано в последующих главах. Важно, что приезжая в Бухару, офицеры штаба бригады обязательно посещали  древние объекты города. Знакомились, с помощью экскурсоводов  с  уникальной историей этих древних достопримечательностей.   Посещали центральный рынок, и одну старинную чайхану, находившуюся напротив древней Мечети Боло Хауз, рядом с которой были и торговые ряды.  Интересна  легенда об этой мечете, рассказанная нам экскурсоводом.

      К западу от цитадели Арк,  еще до завоевания Бухары арабами, сложилась площадь Регистан, некогда кипучий общественный центр города. К XVII веку у входа на Регистан находились торговые ряды. От ворот Даштака сюда подходила одна из караванных дорог, связывавших Бухару с Хорезмом. Здесь бойко торговали зерном и тканями, оружием и головными уборами, скотом и фруктами, бумагой и чернилами.

     В Мечете Боло Хауз действовала медресе, в которой обучались молодые послушники. За окнами на втором этаже ампилад находились их комнаты. Ночами в бассейн приходили купаться девушки.  Во время купания девушек в бассейне молодые послушники выходили на лоджии ампилад и, благодаря свету от Луны, подглядывали за купающимися девушками.

     После экскурсий, мы обязательно заходили в эту старинную чайхану, где прекрасно готовили лагман и люля-кебаб. Купив на рынке фрукты и овощи,  перекусив в чайхане,  только после этого, ехали в один из двух  дивизионов,  расположенных в песках пустыни.  Обычно, приезжали в дивизион  во второй половине дня ещё засветло. Приехав на место, сразу приступали к работе,  которую заканчивали поздней ночью.

     Такой маршрут в понедельники стал традицией. Благодаря  этому, мы знакомились с историей Бухары,  с памятниками древнего зодчества ХI-ХII веков узнавали  старинные легенды этого древнего города.

     Бухара; один из древнейших городов Центральной Азии, областной центр Бухарской области республики Узбекистан. В начале 60-х годов XX-го столетия в Бухаре проживало около 69 тысяч жителей.

     Культурный слой на территории города составляет более 20 м. На такой глубине археологи обнаружили остатки жилых и общественных зданий, посуду,  монеты, орудия труда и ювелирные изделия, которые датируются IV веком до н. э.  Имеет смысл рассказать кратко историю этого города более подробно.

     Возраст Бухары превышает 2500 лет. С возникновением города связаны различные легенды и предания. В одной из легенд рассказывается, что сын царя Сиявуш прибыл в Бухару, женился на дочери царя Афрасиаба и построил там крепость Арк.

     Существуют различные версии происхождения названия города: по одной версии, слово «Бухара» означает «монастырь» (вихара), по другой  - «обитель знания».

     Недалеко от города располагалось античное поселение Варахша, известное своими настенными росписями, представлявшими сцены охоты на гепардов. В центре Бухары находится  крепость Арк, где проживали правители,  гарем,  их приближённые, охрана.

      Так уж повелось, что там, где дворцы, там же, обычно, находятся и казематы. Средневековая цитадель Арк в Бухаре вполне отвечала этому условию. Прямо при въезде в цитадель, за массивными крепостными воротами с башнями по краям начинается мрачный крытый коридор – «далон» с двенадцатью входами в каменные темницы, расположенные слева от коридора. В этих каменных «мешках», за кованными стальными решетками, томились, прикованные к стенам цепями,  узники. А в конце коридора размещался тронный зал эмира, приемная для церемоний и торжеств. Это был обширный, мощеный кирпичом двор, обнесенный с трех сторон «айванами» на деревянных колоннах. В глубине зала располагался мраморный трон эмира.

     За стенами  этой крепости сложился  город  -  «шахристан». Его окружали торгово-ремесленные предместья  -  «рабад». Через Бухару пролегал Великий шёлковый путь. Здесь было более 60 караван-сараев, где размещались купцы из Индии, Китая, Ирана и других стран.  В древности Бухара и её окраина была окружена большой оборонительной стеной.

     Согласно легенде, Бухара была построена в VI веке до н.э. Только что отстроенный город был захвачен персидской династией Ахеменидов,  а в 329 году до н. э. — Александром Великим.

     В V веке нашей эры, Бухара вошла в состав государства эфталитов. В период  563—567 годов близ Бухары произошло кровопролитное сражение между эфталитами во главе с Гатифаром и тюрками.  В восьмидневной схватке эфталиты были разбиты.

     В 585—586 годах в Бухаре произошло восстание Абруя, которое было подавлено тюркским принцем Иль Арсланом.

     В 603—658 годах Бухара была одним из согдийских владений, подчинявшихся Западно-тюркскому каганату. Перед арабским нашествием Бухарой управляла династия бухархудатов. В согдийские времена город был известен как Нумижент, позже переименованный по совету монастыря Санскрит в Вихару и стал главным городом Согдианы.

     В начале VII века Бухарой на протяжении 15 лет управляла женщина по имени Хатун, мать будущего бухархудата Тахшады.
 
     С приходом в Бухару арабов в VII веке в городе распространился ислам. С этого времени начали возводиться мечети и минареты, медресе и культовые комплексы. Расцвет города начался, когда Бухара была выбрана столицей государства Саманидов при Исмаиле Самани (892—907).

     В X веке Бухара стала центром высокой культуры. Здесь работали многие учёные, известные всему миру, писатели, художники, такие как историк Наршахи, поэты Рудаки, Дакики, медик и математик, энциклопедист Ибн Сина (Авиценна) и др.

     В эпоху Караханидов, при правлении Арслан-хана (1102—1130), был
построен один из шедевров бухарского зодчества  -  мечеть Калян, с уникальным минаретом.

     В караханидское время в Бухаре по приглашению караханида Шамс аль мулька (1068—1080) некоторое время работал выдающийся поэт и учёный Омар Хайям.

     В XII веке Бухарский оазис становится одним из центров суфизма в Центральной Азии. Одним из известных суфиев этого периода был Абдул-Халик Гидждувани.

     В начале XIII века Бухара входит в состав государства Хорезмшахов. В 1206 году в городе произошло восстание во главе с Малик Санджаром. Оно было подавлено войсками хорезмшаха Ала Ад-Дин Мухаммеда (1200—1220).   В феврале
1220 года Бухара  подверглась монгольскому нашествию и была захвачена войсками Чингисхана, который въехал на коне в соборную мечеть города. Город был ограблен, а жители уведены в плен для помощи монголам в штурме Самарканда.

     В 1238 году в Бухаре жители  восстали против монголов, но восстание ими  было жестоко подавлено.

     В 1260-х годах  в Бухаре побывал итальянский путешественник Марко Поло.

     В 1273 году город был беспощадно ограблен и сожжён ордами чингизида Абака-хана.

     Во второй половине XIII — первой половине XIV века, монгольская знать начинает принимать ислам, а некоторые представители становятся мюридами суфийских шейхов. Среди них был такой известный шейх Бухары, как Сайф Ад-Дин Бохарзи.

     В 1360-х годах в Бухаре под влиянием Хорасана зародилось демократическое движение сербедаров. В это же время  в  Бухаре и прилегающей к ней области бурно развивается суфийское учение, наиболее известным представителем которого был Бахоуддин Накшбанди.

     В период правления Тимура (1370—1405) столицей империи был
Самарканд. В эти годы в Бухаре были построен мавзолей Чашма-Аюб.

     При Улугбеке в Бухаре было построено здание нового медресе (1417).. В украшении медресе использована мозаика из глазурованных кирпичей, которая частично сохранилась до наших дней.

     Во время царствования шейбанида Убайдулла-хана (1487—1540), Бухара вновь стала столицей государства, получившего название Бухарское ханство. В эпоху Шейбанидов в Бухаре были построены десятки новых медресе, мечетей, караван-сараев, торговых куполов. Город достиг своего расцвета при правлении шейбанида Абдуллахана II (1557—1598).

     Город не выходил за пределы своей крепостной стены, построенной в XVI веке, и при этом вмещал в себя более 200 медресе и множество базаров, на которых можно было купить практически всё.

     Современный вид город приобрёл во времена династий Шейбанидов и Аштарханидов в XVI—XVII веках, когда были построены большинство из его мечетей и медресе, караван-сараев и бань, крепостных стен и ворот, а также крупные архитектурные ансамбли и усыпальницы. До настоящего времени сохранились стены старинной цитадели. Более 140 архитектурных памятников мусульманской эпохи: 
     - Мечеть и минарет Калян XII века;
     - Медресе Кукельдаш и Улугбека XI—XVI веков;
     - Ляби-Хауз XVI—XVII веков;
     - Мавзолей Исмаила Самани IX—X веков.

     В сохранившихся памятниках  видны черты местной самобытной архитектурной школы и мастерство бухарских зодчих.

     Бухара считается одним из священных городов суфизма. В городе побывали многие великие суфийские святые. Один из самых почитаемых  -  Бахоуддин Накшбанд.  Его мавзолей считается среднеазиатской Меккой. Сюда приезжают верующие из разных мусульманских стран, чтобы попросить исполнения желаний и отпущения грехов.

     В первой половине XVIII века Бухара, как и вся страна, находилась в состоянии экономического кризиса. В 1740 году город оказался во власти иранского правителя Надиршаха.

     С 1756 года Бухарское ханство называется Бухарским эмиратом. Со второй половины XVIII века Бухара благодаря политике Мухаммад Рахимбийя (1756—1758) и Шахмурада (1785—1800) постепенно выходит из кризисного состояния. В начале XIX века город себе вернул свой былой статус центра исламской религии. В Бухаре были восстановлены десятки медресе, в которых учились студенты из разных стран исламского мира.  Многие из этих медресе сохранились до наших дней.

     В 1910 году население Бухары насчитывало 150 тысяч человек. В городе были 364 мечети, 2 синагоги, более 50 базаров.

     В 1770-х годах российская императрица Екатерина Великая в знак дружеских отношений выделила 50 тысяч рублей для строительства медресе в Бухаре. Медресе получило название в честь бухарского посла Эрназара эльчи. К сожалению, оно было разрушено большевиками в 30-е годы прошлого столетия.   

     В 1910 году население Бухары насчитывало 150 тысяч человек. В городе были 364 мечетей, 2 синагоги, более 50 базаров.

     2 сентября 1920 года РККА во главе с М. В. Фрунзе в результате
трёхдневного штурма захватила Бухару. При штурме города были задействованы десять самолётов-бомбардировщиков. Значительная часть города была разрушена. Бухарский эмир Сеид Алимхан бежал из города и страны в Афганистан. Бухарский эмират прекратил свое существование.
 
    14 сентября были образованы Всебухарский революционный комитет, Совет народных назиров (комиссаров), который возглавил Ф. Г. Ходжаев. 8 октября того же года Бухара стала столицей Бухарской народной советской республики, которая в 1924 году по национальному признаку была разделена между Узбекской ССР, Туркменской ССР и Таджикской АССР. С 15 января 1938 года город стал центром Бухарской области Узбекистана.

                Александр Зубков.