Глава 9-я. Древний город Бухара
Перед командованием Чарджоуской бригады ЗРВ стояла задача: ввести в
эксплуатацию и поставить на дежурство в первую очередь «бухарское крыло» дивизионов, т.е. дивизионы, охраняющие Бухару.
Поэтому, несколько недель подряд офицеры группы эксплуатации Главного инженера бригады каждый понедельник выезжали в бухарские дивизионы, и в течение всей недели занимались наладкой и настройкой вооружения и постановкой на боевое дежурство.
Из Чарджоу обычно выезжали утром в 9-30 – 10-00 автобусом, или, чаще всего, автомашиной ГАЗ-66 (легковой пикап на 8 мест с водителем). В Бухару приезжали к 12-30 -13-00. Обратно всегда возвращались, как правило, товарным поездом из города Каган. Более подробно об этом будет рассказано в последующих главах. Важно, что приезжая в Бухару, офицеры штаба бригады обязательно посещали древние объекты города. Знакомились, с помощью экскурсоводов с уникальной историей этих древних достопримечательностей. Посещали центральный рынок, и одну старинную чайхану, находившуюся напротив древней Мечети Боло Хауз, рядом с которой были и торговые ряды. Интересна легенда об этой мечете, рассказанная нам экскурсоводом.
К западу от цитадели Арк, еще до завоевания Бухары арабами, сложилась площадь Регистан, некогда кипучий общественный центр города. К XVII веку у входа на Регистан находились торговые ряды. От ворот Даштака сюда подходила одна из караванных дорог, связывавших Бухару с Хорезмом. Здесь бойко торговали зерном и тканями, оружием и головными уборами, скотом и фруктами, бумагой и чернилами.
В Мечете Боло Хауз действовала медресе, в которой обучались молодые послушники. За окнами на втором этаже ампилад находились их комнаты. Ночами в бассейн приходили купаться девушки. Во время купания девушек в бассейне молодые послушники выходили на лоджии ампилад и, благодаря свету от Луны, подглядывали за купающимися девушками.
После экскурсий, мы обязательно заходили в эту старинную чайхану, где прекрасно готовили лагман и люля-кебаб. Купив на рынке фрукты и овощи, перекусив в чайхане, только после этого, ехали в один из двух дивизионов, расположенных в песках пустыни. Обычно, приезжали в дивизион во второй половине дня ещё засветло. Приехав на место, сразу приступали к работе, которую заканчивали поздней ночью.
Такой маршрут в понедельники стал традицией. Благодаря этому, мы знакомились с историей Бухары, с памятниками древнего зодчества ХI-ХII веков узнавали старинные легенды этого древнего города.
Бухара; один из древнейших городов Центральной Азии, областной центр Бухарской области республики Узбекистан. В начале 60-х годов XX-го столетия в Бухаре проживало около 69 тысяч жителей.
Культурный слой на территории города составляет более 20 м. На такой глубине археологи обнаружили остатки жилых и общественных зданий, посуду, монеты, орудия труда и ювелирные изделия, которые датируются IV веком до н. э. Имеет смысл рассказать кратко историю этого города более подробно.
Возраст Бухары превышает 2500 лет. С возникновением города связаны различные легенды и предания. В одной из легенд рассказывается, что сын царя Сиявуш прибыл в Бухару, женился на дочери царя Афрасиаба и построил там крепость Арк.
Существуют различные версии происхождения названия города: по одной версии, слово «Бухара» означает «монастырь» (вихара), по другой - «обитель знания».
Недалеко от города располагалось античное поселение Варахша, известное своими настенными росписями, представлявшими сцены охоты на гепардов. В центре Бухары находится крепость Арк, где проживали правители, гарем, их приближённые, охрана.
Так уж повелось, что там, где дворцы, там же, обычно, находятся и казематы. Средневековая цитадель Арк в Бухаре вполне отвечала этому условию. Прямо при въезде в цитадель, за массивными крепостными воротами с башнями по краям начинается мрачный крытый коридор – «далон» с двенадцатью входами в каменные темницы, расположенные слева от коридора. В этих каменных «мешках», за кованными стальными решетками, томились, прикованные к стенам цепями, узники. А в конце коридора размещался тронный зал эмира, приемная для церемоний и торжеств. Это был обширный, мощеный кирпичом двор, обнесенный с трех сторон «айванами» на деревянных колоннах. В глубине зала располагался мраморный трон эмира.
За стенами этой крепости сложился город - «шахристан». Его окружали торгово-ремесленные предместья - «рабад». Через Бухару пролегал Великий шёлковый путь. Здесь было более 60 караван-сараев, где размещались купцы из Индии, Китая, Ирана и других стран. В древности Бухара и её окраина была окружена большой оборонительной стеной.
Согласно легенде, Бухара была построена в VI веке до н.э. Только что отстроенный город был захвачен персидской династией Ахеменидов, а в 329 году до н. э. — Александром Великим.
В V веке нашей эры, Бухара вошла в состав государства эфталитов. В период 563—567 годов близ Бухары произошло кровопролитное сражение между эфталитами во главе с Гатифаром и тюрками. В восьмидневной схватке эфталиты были разбиты.
В 585—586 годах в Бухаре произошло восстание Абруя, которое было подавлено тюркским принцем Иль Арсланом.
В 603—658 годах Бухара была одним из согдийских владений, подчинявшихся Западно-тюркскому каганату. Перед арабским нашествием Бухарой управляла династия бухархудатов. В согдийские времена город был известен как Нумижент, позже переименованный по совету монастыря Санскрит в Вихару и стал главным городом Согдианы.
В начале VII века Бухарой на протяжении 15 лет управляла женщина по имени Хатун, мать будущего бухархудата Тахшады.
С приходом в Бухару арабов в VII веке в городе распространился ислам. С этого времени начали возводиться мечети и минареты, медресе и культовые комплексы. Расцвет города начался, когда Бухара была выбрана столицей государства Саманидов при Исмаиле Самани (892—907).
В X веке Бухара стала центром высокой культуры. Здесь работали многие учёные, известные всему миру, писатели, художники, такие как историк Наршахи, поэты Рудаки, Дакики, медик и математик, энциклопедист Ибн Сина (Авиценна) и др.
В эпоху Караханидов, при правлении Арслан-хана (1102—1130), был
построен один из шедевров бухарского зодчества - мечеть Калян, с уникальным минаретом.
В караханидское время в Бухаре по приглашению караханида Шамс аль мулька (1068—1080) некоторое время работал выдающийся поэт и учёный Омар Хайям.
В XII веке Бухарский оазис становится одним из центров суфизма в Центральной Азии. Одним из известных суфиев этого периода был Абдул-Халик Гидждувани.
В начале XIII века Бухара входит в состав государства Хорезмшахов. В 1206 году в городе произошло восстание во главе с Малик Санджаром. Оно было подавлено войсками хорезмшаха Ала Ад-Дин Мухаммеда (1200—1220). В феврале
1220 года Бухара подверглась монгольскому нашествию и была захвачена войсками Чингисхана, который въехал на коне в соборную мечеть города. Город был ограблен, а жители уведены в плен для помощи монголам в штурме Самарканда.
В 1238 году в Бухаре жители восстали против монголов, но восстание ими было жестоко подавлено.
В 1260-х годах в Бухаре побывал итальянский путешественник Марко Поло.
В 1273 году город был беспощадно ограблен и сожжён ордами чингизида Абака-хана.
Во второй половине XIII — первой половине XIV века, монгольская знать начинает принимать ислам, а некоторые представители становятся мюридами суфийских шейхов. Среди них был такой известный шейх Бухары, как Сайф Ад-Дин Бохарзи.
В 1360-х годах в Бухаре под влиянием Хорасана зародилось демократическое движение сербедаров. В это же время в Бухаре и прилегающей к ней области бурно развивается суфийское учение, наиболее известным представителем которого был Бахоуддин Накшбанди.
В период правления Тимура (1370—1405) столицей империи был
Самарканд. В эти годы в Бухаре были построен мавзолей Чашма-Аюб.
При Улугбеке в Бухаре было построено здание нового медресе (1417).. В украшении медресе использована мозаика из глазурованных кирпичей, которая частично сохранилась до наших дней.
Во время царствования шейбанида Убайдулла-хана (1487—1540), Бухара вновь стала столицей государства, получившего название Бухарское ханство. В эпоху Шейбанидов в Бухаре были построены десятки новых медресе, мечетей, караван-сараев, торговых куполов. Город достиг своего расцвета при правлении шейбанида Абдуллахана II (1557—1598).
Город не выходил за пределы своей крепостной стены, построенной в XVI веке, и при этом вмещал в себя более 200 медресе и множество базаров, на которых можно было купить практически всё.
Современный вид город приобрёл во времена династий Шейбанидов и Аштарханидов в XVI—XVII веках, когда были построены большинство из его мечетей и медресе, караван-сараев и бань, крепостных стен и ворот, а также крупные архитектурные ансамбли и усыпальницы. До настоящего времени сохранились стены старинной цитадели. Более 140 архитектурных памятников мусульманской эпохи:
- Мечеть и минарет Калян XII века;
- Медресе Кукельдаш и Улугбека XI—XVI веков;
- Ляби-Хауз XVI—XVII веков;
- Мавзолей Исмаила Самани IX—X веков.
В сохранившихся памятниках видны черты местной самобытной архитектурной школы и мастерство бухарских зодчих.
Бухара считается одним из священных городов суфизма. В городе побывали многие великие суфийские святые. Один из самых почитаемых - Бахоуддин Накшбанд. Его мавзолей считается среднеазиатской Меккой. Сюда приезжают верующие из разных мусульманских стран, чтобы попросить исполнения желаний и отпущения грехов.
В первой половине XVIII века Бухара, как и вся страна, находилась в состоянии экономического кризиса. В 1740 году город оказался во власти иранского правителя Надиршаха.
С 1756 года Бухарское ханство называется Бухарским эмиратом. Со второй половины XVIII века Бухара благодаря политике Мухаммад Рахимбийя (1756—1758) и Шахмурада (1785—1800) постепенно выходит из кризисного состояния. В начале XIX века город себе вернул свой былой статус центра исламской религии. В Бухаре были восстановлены десятки медресе, в которых учились студенты из разных стран исламского мира. Многие из этих медресе сохранились до наших дней.
В 1910 году население Бухары насчитывало 150 тысяч человек. В городе были 364 мечети, 2 синагоги, более 50 базаров.
В 1770-х годах российская императрица Екатерина Великая в знак дружеских отношений выделила 50 тысяч рублей для строительства медресе в Бухаре. Медресе получило название в честь бухарского посла Эрназара эльчи. К сожалению, оно было разрушено большевиками в 30-е годы прошлого столетия.
В 1910 году население Бухары насчитывало 150 тысяч человек. В городе были 364 мечетей, 2 синагоги, более 50 базаров.
2 сентября 1920 года РККА во главе с М. В. Фрунзе в результате
трёхдневного штурма захватила Бухару. При штурме города были задействованы десять самолётов-бомбардировщиков. Значительная часть города была разрушена. Бухарский эмир Сеид Алимхан бежал из города и страны в Афганистан. Бухарский эмират прекратил свое существование.
14 сентября были образованы Всебухарский революционный комитет, Совет народных назиров (комиссаров), который возглавил Ф. Г. Ходжаев. 8 октября того же года Бухара стала столицей Бухарской народной советской республики, которая в 1924 году по национальному признаку была разделена между Узбекской ССР, Туркменской ССР и Таджикской АССР. С 15 января 1938 года город стал центром Бухарской области Узбекистана.
Александр Зубков.