Борис Гребенщиков. Соль 2014

Андрей Зотов 2
И от всякого кому дано много, много и потребуется
И кому много вверено, с того больше взыщут (Лк. 12:48).


В одной из песен на новом альбоме БГ есть два вопроса, которые всем известный автор «Соли» (2014) задает, но оставляет без ответа, поскольку понимает, что вопросы эти из категории риторических. «Если я уйду, то кто меня найдет?» и «Если я останусь, то кто меня спасет?» И все же на эти вопросы есть ответы. На первый вопрос ответ: Мы. Ответ на второй вопрос: Никто. Такова печально-неутешительная «реальность» новых песен БГ – и он сам, с присущей ему разносторонностью, гениально озвучил эту реальность в «Селфи», как «непредставимую тяжесть небесного свода», что передает с непреодолимой точностью дух другого классического творения - «Невыносимой Легкости Бытия» М. Кундеры. (А то что альбом «Соль» стал мгновенной классикой, было ясно после первых 15 минут прослушивания). И там и здесь  степень горечи и печали сравнима лишь с масштабом происходящего за окном - столпотворения цинизма, пошлости, подлости и вранья.
 
 
Прослушав новый альбом БГ «Соль» три недели назад от начала и до конца на одном дыхании, я и не подозревал, что отдельные песни были записаны и изданы ранее, и что, вообще этому альбому уже больше года. «Песни Рыбака» был последним альбомом, который я слушал, а было это достаточно давно. На «Соле» же - музыкальное качество композиций, инструментальная насыщенность,  образность текстов, несущая социально-политическую правду в виде коллажа закодированных словесных образов, ситуаций, звуков и мелодий поражает, в первую очередь, именно качеством музыки. Если многие о БГ зачастую говорили, как о поэте, то «Соль» подтвердила, то, что было ясно давно – БГ сочиняет песни, не стихи. Песни, где мелодия есть результат озвучивания идеи, которую автор раскрывает словом. Зачастую, однако, довольно сложно однозначно обозначить ту или иную идею в песнях БГ – он оставляет слушателю решать, какой смысл несет в себе та или иная композиция. Несет ли песня вообще какой-либо смысл – так же остается решать всегда нам. Во всяком случае для тех, кто ищет смысл в песнях. Но поэт (музыкант, режиссер) в России больше, чем поэт. И правду, которую невозможно узнать в реальной жизни, люди ищут в песнях, стихах и фильмах В этом смысле нетленные строфы Северянина о соловье, как нельзя лучше отражают суть и соль творчества БГ.   
 
 
Заглавная композиция «Праздник Урожая во Дворце Труда» начинается с припева (хотя обе части песни равнозначны) вступительным септаккордом, который гармонически требует разрешения и этот переход следует, в минор – с неистовым натиском отточенной ритм-гитары, поддержанный гитарными рифами и остро-рваными уколам соло-гитары,  будто повторяя за минуты тот долгий путь, который Россия прошла от времен всеобщей борьбы за урожай до возведения бело-мраморного Дворца съездов. Вторая часть песни, то ли куплет, то ли переход, неожиданно сдвигает тональность из относительного минора в мажор, что идеально разрешает драматизм, накопившийся в припеве. Мажорная тональность, как нельзя лучше  вторит вербальному трагикомизму: не только мы «… знаем, что машина вконец неисправна», но и то, что: «дороги нет и не было здесь никогда». БГ удалось создать здесь ту редкую гармонию музыки и слова над которым бьются авторы-песенники всех стилей, жанров и направлений. Гитарное соло (это скорее всего Хидальго), искажено эффектами и звучит так, как будто это скрежет колес революции, несущейся по ржавым рельсам истории, заканчивая свой путь на свалке, в одной куче с «разбитыми в хлам поездами». Вот и наша революция – сначала вроде и «локомотив истории» в строгом соответствии с главной книгой, а пробег свой закончила на концерте во Дворце Труда под руководством глухого дирижера. Бессмысленность усилий миллионов и абсурд миллионов же павших – есть основной лейтмотив композиции. Не думаю, что эта песня оказалась заглавной по случайности – БГ начал с нее неспроста – она есть главная на альбоме и понятно почему.
(Любители-гитаристы и фанаты Битлз, конечно же отметят идейно-структурное сходство «Урожая»  с  “Hard Day’s Night”, где после вступительного септаккорда, тоника смещается в мажор, переходя во второй части в минор).