Эффект волонтёрства

Ольга Тараб
Она любит заниматься спортом и плавать в бассейне, носить вечерние платья и посещать светские мероприятия, выращивать крокусы и гиацинты, заниматься с детьми математикой. И было время, когда всё это было весомой частью её жизни. Война перевернула всё с ног на голову. Место платьев заняла практичная одежда, а светские мероприятия — помощь переселенцам в пункте на вокзале.
 
  Героем нашего интервью стала Ирина Юрьевна Колоскова, волонтёр «Станции Харьков», женщина, которой жизнь бросила вызов,  которой она смогла достойно ответить.
— Расскажи о себе, о своём детстве.
— Я родилась в Харькове в середине весны 1972 года, в семье инженеров. С трёх лет росла с мамой, бабушкой и дедушкой. Жили дружно. Училась в школе хорошо, однако уже лет в четырнадцать поняла, что мне не нравится, как учат многие преподаватели, и что есть учителя от Бога, а есть так себе. Появилась мечта стать учителем. Ведь в жизни человека так много зависит именно от Учителя, во всех смыслах этого слова. А ещё в этом возрасте появилось ощущение взрослости, ответственности за свои поступки.
— Учителем стала?
—Не сразу. Так сложилось,  что после школы я поступила в Харьковский электротехникум связи. Это было уже третье поколение в нашей семье, учившееся в этом учреждении. До меня в нем учились дедушка и мама. После техникума я начала работать в Харьковском физико-техническом институте, а параллельно поступила в Харьковский институт радиоэлектроники, на вечернее отделение. Ещё через год перешла учиться в Харьковский Политехнический институт, также вечернее отделение. В общей сложности я училась 9 лет. Пока училась, вышла замуж. Моего мужа зовут Александр, он физик-ионосферщик. Родила двоих детей. Мальчика Андрея (он уже студент ХПИ)  и девочку Валерию (она учится в Харьковском патентно-компьютерном колледже).
— Поделись своим рецептом счастливой семейной жизни.
— Над отношениями нужно работать, надо стараться делать счастливым вторую половинку. Важно понять, что счастье — это когда в семье со всеми все хорошо, когда все радуются даже маленьким успехам и победам каждого. Важно поддерживать друг друга при решении проблем, задумываться и ценить каждый прожитый день вместе. Сейчас я волонтёрю, дети учатся, и всё же мы стараемся вместе ездить отдыхать. Ну и где бы я ни была, в разных регионах Украины или за границей, обязательно знакомлюсь с национальной кухней. Я люблю вкусно поесть.
— Долго работала в институте?
— Я работала в институте около 20 лет. На каком-то этапе занялась репетиторством, и мне это очень понравилось. Я поняла, что репетиторство — это то, чем я хочу заниматься всегда. Решение созрело — ушла из института. И теперь репетиторство — моё основное занятие. Вот так сбылась моя детская мечта стать учителем. Кроме того, сейчас я помогаю деткам, приехавшим из зоны АТО с математикой. По разным причинам у многих большие пропуски, пробелы в знаниях. Летом мы активно готовились к школе. Хотя, прежде чем заниматься математикой, с этими детьми приходится строить зону доверия. Дети пережили огромный стресс. Они боятся неправильно написать, сказать, ошибиться. Всё это преодолевается. Дети раскрепощаются, и тогда начинается математика. А вообще, хочу сказать, каждый ученик уникален, а каждый ребёнок, без преувеличения —это чудо Божье.
—Ты помнишь, когда появилось ощущение войны? Осознание беды, пришедшей в дом?
—Да. Хорошо помню. Жгли шины зимой 2014 года на улице Грушевского в Киеве. Не вся страна понимала, что происходит. Не все люди поддерживали Майдан. В Фейсбуке я читала посты, сообщения друзей, часто негативные, порой агрессивные. Уже тогда происходил раскол общества, и понятно было, что ничем хорошим это не закончится. Дальше хуже. Я живу недалеко от российского посольства, и каждые выходные дни под моими окнами проходили толпы привезённых демонстрантов. Моя жизнь была от выходных до выходных. Я себя чувствовала зрителем в первом ряду театра абсурда. Я понимала, что может быть с моим городом. Было страшно. Появилось ощущение, что ничего не можешь с этим поделать. Возможно, чтобы преодолеть этот страх, чувство беспомощности, я и стала что-то делать. Стала помогать армии, госпиталю, позже пошла на вокзал.
— Каким было начало пункта помощи для переселенцев на вокзале?
— Числа 30 июля прошлого года я увидела пост в интернете, не помню точно, чей, о том что на вокзале нужны «мивина» и одноразовая посуда. На следующий день я пошла туда с кулёчком, «мивиной», стаканчиками. Увидела в центральном зале один столик, одну девушку Надю Рындину и огромное количество людей вокруг неё. Нужна ли помощь? Оставайся. Десятиминутный инструктаж. Так что начало было таким: один электрочайник, один стол из актового зала, два стула, кулечек «мивины» и одноразовой посуды, и наши личные телефоны, с которых мы звонили по всей Украине. Через неделю появился ещё один столик, к нам присоединились ребята из МЧС. Стало два столика. Стали делать круглосуточные дежурства. Кинули клич «Нужна помощь на вокзале!», и харьковчане — молодцы, откликнулись. Кто-то приходил на несколько часов, кто-то на несколько дней, кто-то оставался на несколько месяцев, по мере возможности. Есть эффект волонтёрства: человек приходит раз на помощь, второй, а потом он несется на помощь на крыльях, это уже потребность. Через меня прошло не меньше сотни волонтёров. Тогда же я начала координировать дежурства. А вообще, хочу сказать следующее. Я благодарю всех людей, которые выходили на вокзал, независимо на один день или на месяцы. Очень благодарна всем тем, кто по сей день приходит на смены. И вообще, статьи можно писать про каждого волонтера, они выполняют неимоверно большую работу, по которой судят о «Станции Харьков». Очень много просто хороших человечков, которые каждый день отдают себя общему делу — сделать мир лучше! Вы все герои!
— Недавно ты была в Румынии…
— Мы возили детей на оздоровление в Румынию. Поездка длилась неделю, с 10 по 17 июля. Это была поездка детей военных, которые служат в зоне проведения АТО, организованная губернатором области и послом Румынии. Поехало 17 детей, их сопровождала я и ещё один наш волонтёр Карина Петрова. Мы были личными гостями мэра города Миовели, почетными гостями фестиваля «Карпаты». Побывали в пещерах, аквапарке, музеях, участвовали в мастер-классах по традиционным ремеслам. У детей масса позитивных эмоций. Многие из них всерьёз решили учить иностранные языки. Тем более что в следующем году их снова приглашают в Румынию. А ещё детям подарили много подарков, а чтоб они смогли увезти их, каждому ребёнку подарили ещё сумку и рюкзак. Мы с Кариной тоже «поволонтёрили»: привезли на «Станцию Харьков» баулы с детской одеждой для переселенцев. И главное, нам говорили: «Вы не одни, мы вас поддерживаем».
— Как много может сделать отдельно взятый человек?
— Очень много. Человек может изменить личную судьбу, социум, жизненное пространство вокруг себя. Думаю, благополучие всей нашей страны в первую очередь зависит от сознания людей и активности общества. Волонтёрство — это здорово, оно всколыхнуло людей. Но лишь небольшой процент. В то же время очень многие отсиживаются и ждут изменений сверху.

  Ира Колоскова не согласилась жить в страхе. Не согласилась, чтобы город, в котором она родилась, превратился в руины. Не согласилась с тем, чтобы люди, лишившиеся крова, остались голодными на улицах. Она поверила, что сможет повлиять на ход событий в городе, и поверила в харьковчан. Скорее всего, в старину, поэты написали бы о ней стихи, а в скандинавских Эддах она носила бы доспехи валькирии. В нашей прозаической жизни она носит бейджик «Станции Харьков» и благодарит людей, стоявших с ней на сменах в пункте помощи на вокзале.
  Ольга Тараб
Собственный корреспондент «Станции Харьков»
Фото из архива «Станции «Харьков»