Славься, Отечество!

Людмила Палехова
                18.09.2015г.
   Всему миру давно навязла в зубах национальная идея Америки – мировое господство во всех сферах экономики, политики и финансов. США – законодатель мировой моды: якобы самая продвинутая нация, самые лучшие технологии, самые передовые исследования и научные изыскания. Так нам внушают по крайней мере. И немало людей во всех странах уже соглашаются с таким утверждением, настолько оно звучит привычно и узнаваемо.
   А как обстоят дела с национальной идеей в России, спросите вы? Да никак! На мировое господство не претендуем, войн не затеваем, наоборот, помогаем всеми силами пострадавшим от стихийных бедствий и катастроф. В силу многонациональности населения и обширности территории сформировать общую объединяющую идею в посткоммунистическую эпоху оказалось сложно (в СССР было куда проще), да, похоже, никто такую задачу и не ставит. А зря! Свято место пусто не бывает. Идеологии нет, а значит, в умах разброд и шатание… Жажда потребления, накопительства и стяжания материальных благ охватила народ. Тем, что ты русский, гордиться не принято, даже позорно для некоторых людей, пропитанных западными ценностями. Смотреть в рот цивилизованной Европе и Западу – хороший стиль! Одежда унисекс, информационный способ общения и мышления, короткие мысли, «американизмы» в языке – вот наш соотечественник.
   Между тем вытравливание «русскости» в умах началось еще при Петре Первом, который под страхом смертной казни (!) запретил купцам продавать платье патриархального русского пошива, силком насаждая «прогрессивность» французской и европейской моды. Своё российское было объявлено «низким», бескультурным и отсталым.
   Чудачества царя государство и страна смогли пережить только благодаря устоявшемуся механизму государственного устройства, основанному на принципах семьи. Во главе монархии – царь-батюшка, рядом царица-матушка. Как и в семье, существовала чёткая иерархия подчинения младших старшим по возрасту и званию. Веками отлаженная система управления землями и территориями огромной страны позволила России к 1913 году выйти на уровень сильнейших мировых держав  по многим показателям, что доказывает её эффективность.
   Семья в дореволюционной России – главная опора государства и безусловная ценность. Её методы и принципы построения универсальны. Старейшины в семье, как старшина в армии, обучают, направляют, наставляют, отслеживают безопасность и наказывают при особой необходимости младших неопытных членов сообщества, дабы не нарушались традиции и лучше усваивались правила и законы жизнеустройства семьи и общины.
   Даже политические противники режима жёстко не изолировались. Сосланный в Шушенское В. И. Ленин, например, путешествовал к месту ссылки в мягком вагоне, на месте проживания выписал к себе мать, нанял кухарку и ко всему прочему пользовался определённой свободой передвижения. Репрессивными такие условия вряд ли можно назвать… Даже революционеры, покушавшиеся на жизнь императора, имели право подать прошение о помиловании. И оно рассматривалось по закону справедливости и человечности.
   В патриархальной семье несколько поколений родственников часто жили под одной крышей и вели общее хозяйство. И без чёткого разделения ролей тут не обойтись. Большуха – старшая сноха – печёт хлеб на всю семью и распределяет домашнюю работу между младшими снохами. Свекор и свекровка  осуществляют общее руководство делами семьи, сыновья и зятья подчиняются старикам беспрекословно. Дети и подростки полностью в ведении матерей и бабушек до определённого возраста, когда их начинают готовить к будущей семейной жизни.
   Нигде в мире не существует такой сложной разветвлённой системы родственных связей, как у русских: золовка, ятровка, свояк и свояченица, шурин, кум, деверь, сват, зять, сестрЯнка (сестрёнка) – двоюродная сестра, братан – двоюродный брат, тесть и тёща и т.д. Редко кто сегодня во всем этом разбирается, потому что утрачены знания и навыки семейного устройства и общежития, позволяющие формировать устойчивое мировоззрение достойного члена общества и гражданина Отечества.
   Если вспомнить «Бородино» М. Ю. Лермонтова, так у него полководец «слуга царю, отец солдатам».» «Сестра милосердия» на поле боя, а теперь «медицинская сестра» - тоже почти родственница.
   - Бабушка, садитесь! – уступает парнишка место в метро.
   - Спасибо, сынок!
   Дядя Слава и тётя Наташа – наши замечательные соседи, хотя и не родня.
   - Мамаша, ваш зонтик мне прямо в спину упирается!
   - Дедуля, проходи, не задерживайся!
   Мы, не задумываясь, называем чужих людей родными словами, потому что у нас так принято в культуре. А язык – точное отражения мировоззрения, которое есть расстановка приоритетов: что важно, а что второстепенно.
   Одежда занимает в нашей жизни не последнее место. Во многом она является показателем менталитета. К примеру, все чаще вижу на улице города мусульманок в национальных нарядах. И наши русские, коми-пермяцкие и другие этнические мотивы снова начали входить в моду, что очень интересно само по себе. Вышивка, традиционный крестьянский крой, длинные юбки, яркие павло-посадские платки вносят великолепный колорит в скучные повседневные будни, радуют глаз и заставляют задуматься о богатстве русской народной культуры, её многообразии и образности выражения.
   - Господин хороший, не проходите мимо, купите сигаретку!
   - Люди добрые, спасите, помогите! Подайте на пропитание!
   И добрые милосердные люди спасают, помогают, частенько отрывая от себя последнее. И батюшка в церкви благословит тебя на дальнейший путь, матушка Матронушка и Николай-Угодник будут смотреть тебе вслед ласково и немного укоризненно. Отечество, родная держава, крепись, держись, не сдавайся! «Бог со мной, Бог во мне, Бог на моей стороне!» - повторяю мысленно, как заклинание… Россия сильна традициями. Это моя страна и мой дом. Здесь лежат мои предки, живут мои дети. Моя семья.