СНЫ

Олег Грачёв
То, что это важнейшая и необъяснимая составляющая (мозга) человеческой жизни, я ни с кем спорить не буду. Определяйтесь сами. Только с самого раннего детства по утрам в выходные я просыпался от бурных рассказов моих родителей друг другу об их снах за прошедшие 7 дней (они работали в разную смену, спали в одной кровати, но просыпались вместе только дважды в неделю). Побеждал папаша:

-  Паня, да херня, то, что снилось тебе! Вот мне снился такой бред…, просто не передать…, я пустыню Гоби пересекаю с Чапаевым на его тачанке!!! Сначала в качестве стрелка-радиста (и это на тачанке), затем в качестве механика-водителя, а потом командиром танка…! При живом Чапаеве!!!?

- И чего ты придумываешь? Чапаев, в отличие от тебя, никогда не был командиром танка, и, к тому же, утоп в реке Яик лет за шесть до твоего зачатья! И пустыню Гоби ты пересёк на танке Т-34! А тачанка захлебнулась бы в песке вместе с лошадьми, Чапаевым и пулемётом, ну и с тобой, если бы ты, как дурак, там присутствовал…!

- Ты чего, дура, лепишь? Какой Яик? Ты тёмная прудницкая бутылка, он утонул в реке Урал!

- А ты светлая, но тоже бутылка! Ты дремучий в своей непроходимости шадомецкий пень! В Урал эта река была переименована Екатериной II после восстания Пугачёва, которого поддерживали яицкие казаки.

- Ну и название, у них, что, яйца больше чем у других были?

- Дурак и пошляк, вон, сыновей разбудил. Пойду завтрак готовить…!

Маме часто снились события с участием соседки по двору, бабки Мамаихи. Склочной и спившейся женщины, которая прочувствовав мамину незащищённость от наглых и сволочных людей, регулярно этим пользовалась.

- Нет, ну надо? Мне снова сегодня снилась Мамаиха. Я от неё закрываюсь нашей дверью, а у той хватает сил, и это в 70 лет, дверь открывать, плевать мне в лицо со словами «ты, сука, всё равно сдохнешь»! Зачем Господь посылает мне такие сны? За что такое наказание?

Маме всегда не хватало той здоровой женской стервозности, которая была бы защитой от неприятных людей.

У бабки Мамаихи имелся сын, естественно, тоже Мамай. Бобыль и алкаш, которого папаша презирал за периодическое тунеядство, и стремление выпить за чей-нибудь счёт. Тем не менее, изредка, они пересекались в процессе сдвигания рюмок.

- Мамаю такие сны в голову приходят! Ни один писатель фантаст не придумает…!

- Так это ты с Мамаем вчера опять нализался? Ты же его презираешь?

- Иногда надо снисходить до падших людей, к тому же, он прекрасный собеседник.

- Или собутыльник?  Конечно, за возможность выпить на халяву тебя кто угодно слушать будет, не перебивая! А сны свои он формирует из прочитанных книг. Когда не пьёт и не работает, книги читает.

После очередного заседания с презираемым папаша принёс мне в подарок книгу, начальные чистые листы, которой, были исписаны нетрезвым почерком Мамая, с нравоучениями «Олеже» по всем вопросам бытия. Символичным было то, что всё написанное располагалось на официальном советском бестселлере Н. Островского «Как закалялась сталь». Даже в школьные несознательные годы у меня вызывали сомнения и недоумения некоторые героические фрагменты этой книги. Очень хорошо мои сомнения и недоумения сформулировал гораздо позже Михаил Веллер («Пир духа»), разложив события этой книги с присущим ему юмором.

Мне всю жизнь снятся шесть многосерийных снов. Каждая серия в каждом «фильме» отличается от другой в такой же степени, как и песни английской группы “Status Quo” из пластинки в пластинку. В одном сне я летаю, это продолжается до сих пор, только теперь, видимо, это связано с ростом живота. Во втором плаваю под водой, спокойно там дышу, удивляясь во сне, что жабр у меня нет. Раз родился под знаком Рыбы, получай…! В третьем сочиняю симфоническую музыку, я слышу весь большой оркестр, ругаюсь, когда первая скрипка путает ноты, гобоисты не вовремя вступают…! И мне очень нравится моя музыка! Откуда это всё? Я просил родителей отдать меня в музыкальную школу:

- Ещё чего, деньги тратить. Ничего толкового из тебя не выйдет! И куда мы в нашу комнатёнку твой рояль ставить будем? Пианино? Оно 200 рублей стоит? Обойдёшься!

А мне до сих пор снится музыка! Всё относительно, и думаю, что заблуждение! Я за свою жизнь так и не понял, где бы я был гением.

Четвёртый сон – читаю книгу, очень хорошую и интересную. Ни названия, ни автора не разбираю , о чём книга, знаю только во сне, но читать её занимательно! Думаю, что это наказание за нынешнее графоманство.

Следующий сон – боюсь вылететь из Университета, вроде на пятом курсе, но на лекции не хожу, имеются какие-то хвосты (хотя в реальности я всё сдавал вовремя), диплом так и не написан, ну и т.д. Откуда возникают эти страхи ночного мозга?

Все шестые сны связаны с работой. Мне снятся мои нерешённые задачи или просто текущие проблемы.

Самый выдающийся сон был на реке Богунай. Работа заключалась в сборе литогеохимических проб (песчано-глинистый материал из подпочвенного слоя с глубин 40 – 60 см.) через 40 метров по параллельным профилям, которые мы прокладывали с напарником Славой. Я буссолью, Он топором. Ещё между нами располагался геофизический провод (ляга) длинной, в те самые, сорок метров.

После девятого дня непрерывных маршрутов снится как я с превеликим трудом продираюсь сквозь густой ельник и развязываю запутавшуюся в нём лягу. Помню своё потрясение во сне: «Как ляга могла закрутиться в такой тугой узел?». Когда проснулся, эпизод выглядел так: моё тело наполовину вылезло из спальника, располагавшегося на лично сколоченных берёзовых нарах (полметра над землёй). Над головой простиралось звёздное небо Сибири, я умудрился вылезти не только из спальника и поднять угол палатки, но ещё отвязал растяжку от углового колышка (ляга в узле). От моего смеха и падения, вместе со спальником с нар, проснулся напарник:

- Начальник! Ты чего! С дуба рухнул?

- Не то слово! Утром в маршрут не идём! Объявляю выходной!

- Наконец-то! А чего у нас угол палатки висит, мы же его привязывали?

- Потому что я с дуба рухнул, отвязал растяжку во сне!

- Так тебе лечиться надо от лунатизма!

- Это неизлечимо, просто следует изменить сферу деятельности, покамералить, например.

Понятие выходной в полях для меня не существует. Для подчинённых – да, если им это надо! Ну какие выходные в тайге? Тундре? Горах?

Утром, после этого сна я сел обрабатывать пробы. Слава честно пытался загорать и нежиться под тёплым июльским солнцем, выдержал, максимум, минут пятнадцать. Потом, с бурчанием и недовольством, присоединился ко мне просеивать пробы:

- Угораздило же меня с таким начальником в поле поехать, мало того, что маршрутили 9 дней подряд, так ещё в выходной день пробы сеять приходится!

- Чего бухтишь? Тебя кто заставляет? Я же сказал: выходной!

- Сказать то сказал. Совести у тебя нет! Вместе работаем, вместе и отдыхаем!

- Славка! Ну какой отдых? Тут нет ни женщин, ни рыбалки…! Быстрее работу сделаем.

- И то правда. Душу мне только смутил, про женщин вспомнив…! Минимум к жене сразу потянуло!

- «Держись, геолог...», терпи, геолог.

«Лунатизм» у меня проявляется на фоне какой-нибудь усталости. Быстрее, моральной, но физическая усталость чаще выдаёт сны с моими активными действиями в бессознательном состоянии, хорошо, что без серьёзных последствий для спящих рядом коллег в палатке или бараке.

На выбросе я пробираюсь с гамма спектрометром (прибор такой, геофизический) через заросли «колосящихся» в метре выше головы кунаширских лопухов, затем идёт забор из курильского бамбучка. И, на закуску, неприступная крепость из кедрового стланика. Сей ботанический букет располагается, минимум, на расстоянии в 500 метров по вертикали, если я правильно помню. Во сне бывает всякое. Проснулся от того, что кто-то трогает мои пятки, затем слышен звук зажигаемой спички. В кромешной тьме южной ночи между моими ногами в дрожащем свете появилась изумлённая и озадаченная физиономия Аркадия, рабочего, чей спальник располагался слева от меня. Справа пристроилась деревянная стенка нашего барака.

- Аркадий, ты чего?

- Это ты чего свои ноги на мою грудную клетку взгромоздил?

Я не только выполз из спальника, но и развернулся на 180 градусов, стенка оказалась слева.

Минут пятнадцать я не мог уснуть из-за душившего смеха. Перед глазами долго мерещилась крайне изумлённая физиономия Аркадия. Удалось сдержаться и не разбудить весь барак.

Приключения со спальником присущи были не только моему организму. На Кузнецком Алатау наша палатка была разбужена истошным криком студента:

- Спасите! Помогите! Завалило!

В свете фонаря у выхода из палатки был обнаружен, свалившийся с нар извивающийся спальный мешок с конвульсирующим телом. После его успокоения парой пинков от начальника Вадима (это была самая действенная мера):

- Прекрати орать, весь лагерь и медведей в распадке разбудишь…

Оказалось, что студент во сне несколько раз перевернулся в спальнике, запутался во вкладыше и проснулся от того, что не мог найти выход из мешка! Когда его распутали, на поверхности появилась встрёпанная и испуганная голова:

- Ой, ребята, какое счастье, я на свободе…!

- Где тебя завалило? Дерево в маршруте?

- На прошлогодней практике я работал в Восточных Саянах. Шурфы копал, потом учили их документировать. Приснилось, что стенки обрушились и меня засыпало землёй, просыпаюсь и выход найти не могу. Страшно было.

На следующий год начальником был уже я. В начале сентября в отряде появился молодой специалист. В нашей жилище теперь обитало три геолога и один студент. Для экономии места в четырёхместной палатке на каждом лагере делались общие нары. Старожилы располагались на козырных местах по краям, студент и вновь прибывший Женька в середине нар. Каждую ночь я начал просыпаться от периодического бумканья чем-то по дереву. Спросонья, только с третьего раза, на вторую ночь я понял причины и источники этих звуков, но вопрос казался деликатным, и требовал проработки.

За завтраком студенту задаю вопрос:

- Сергей, ты чего каждую ночь начал периодически подпрыгивать на нарах вместе со спальником. Тебе что-нибудь снится или кого пугаешь?

- Да эти лемминги совсем обнаглели в последнее время, всё грызут чего-то под нашими нарами, вроде там мы кедровые шишки и орехи не держим?

- Почему ты думаешь, что это лемминги?

- Такой скрип противный стоит…

Я посмотрел на Женю. Он, подозрительно глядя на студента, почувствовал мой взор, смутился, что потом за ним крайне редко наблюдалось:

- Серёга, я во сне, иногда, скриплю зубами, так что лемминги здесь не при чём. Спи спокойно, и не обращай внимания.

- Женя, а тебе что-такое снится, что надо портить зубы?

- Не знаю…, или не помню.

А у меня ещё есть седьмые сны, они связаны с прекрасным полом и, конечно, оглашению не подлежат. Удивляет, из каких глубин памяти они появляются, перемешивая реальное прошлое и то, о чём мечталось, но сбыться не могло! Эти сны по утру вызывают смятение в уже устоявшейся душе, иногда рождают стихи.

Воистину, мозг человека – предмет тёмный.