В тихом цехе. ЧСЗ - 1977-1997

Людмила Хасхачих
  КНИГА:
«История – газетной строкой. Черноморский судостроительный завод в 1977-1997 гг».

                Глава 1. ТРУДОВЫЕ БУДНИ.

                В «ТИХОМ»  ЦЕХЕ.

(опять приходится дублировать название: без кавычек меняется острота и смысл написанного).

Начать рассказ об этом цехе трудно. Вот если бы раньше он числился среди отстающих, а потом - резкий рывок! - в передовиках, тогда все ясно: появился новый умелый руководитель, дела, сразу пошли в гору. Но такого легкого и привычного поворота сюжета нет. Цех плавсредств в аутсайдерах не ходил. Наоборот, в заводском социалистическом соревновании занимал первое место (в своей группе). С приходом нового начальника даже произошел сбой, и первый год его руководства прошел без особых успехов.

Но уже следующий 1982 год все называют решающим, поворотным. Все чаще цех выходит победителем на различных конкурсах и смотрах, в заводском социалистическом соревновании за месяц. А когда в конце года подвели итог, оказалось, что девять раз присуждалось первое место, два раза второе и один раз третье. Двенадцать месяцев - двенадцать призовых мест. И как результат - первое место за год. В награду - ордера на квартиры,  машины,  путевки.

Казалось, цех вернул себе прежнюю славу. Но дело как раз в том, что славы-то у цеха и не было. Ни плохой, ни хорошей. Это был тихий цех. В большом производственном спектакле он играл далеко не первую роль.К этому привыкли. На это никто не обращал внимания. План выполнялся. Вовремя решались оперативные вопросы. Коллектив жил заботами сегодняшнего дня. В завтрашний никто не заглядывал.
 
Может быть, боялись увидеть там тупик?
Не зря пословица молвит: «Готовь сани летом...» Свое будущее надо строить сегодня. Если не думаешь о будущем, значит стареешь.

Как маленькие буксирчики скромно копошатся возле громадины сухогруза, так цех плавсредств стоял сбоку, возле больших дел завода. Все взоры направлены на сухогруз, все внимание - ему. И некогда задуматься, понять: это ведь маленький буксирчик тянет громадину. Отведет судно в положенное место, а потом — чух-чух! - домой, в "Малый Ковш".

Жизнь шла неторопливо, по однажды заданной программе. А, по сути, происходило топтание на месте.

Весной 1981 года начальником цеха стал Анатолий Иванович Черняков. Человек молодой, энергичный, хозяйственный.

Ну и, естественно, новая метла начала мести... Пыль поднялась столбом. Цех «чихал и кашлял», как простуженный.

Болезнь перестройки.

Любой коллектив сдвинуть с места нелегко. А такой, какой сложился в цехе плавсредств, - вдвойне, втройне трудно. Крепкий, сильный  при  всех своих кажущихся слабостях коллектив.

«Тронных» речей при вступлении в должность Анатолий Иванович не произносил. Но, для себя программу наметил четкую. План - это конечно. Это закон! Но основное - дать цеху перспективу и вернуть ему свое лицо.

Способность видеть партию на несколько ходов вперед - качество, необходимое не только шахматисту, но и хозяйственнику,  руководителю.

«Чихание» и разброд прекратились. Вскоре все увидели первые результаты обновления. Изменился внешний вид цеха, стала чище территория, ничего зря не валялось, всему нашлось место под крышей.

Переделали боцманскую, начали строить диспетчерскую, соорудили новые причалы, мостики, побелили и покрасили административное здание, начали ремонт парусного участка... = всего не перечислишь. Но это только видимая сторона переустройства.
Чтобы поднять производственные показатели (это новый начальник знал твердо), надо, прежде всего, поднять дух коллектива.

Секретарь цеховой партийной организации во всех начинаниях молодого начальника принял самое горячее участие.
 - Я за молодость! - несколько раз повторял Анатолий Васильевич Плохой, рассказывая о делах и заботах сегодняшнего дня. - Хоть я сам человек немолодой, но я - за молодость. Только она умеет развиваться, творить, рисковать и упорно добиваться всего. В наш цех приходят в основном пожилые. Они любят жить по старинке, спокойно, без волнений. А сегодня так нельзя.
Наша партийная линия - комплексное воспитание рабочих. Нельзя быть просто хорошим производственником - выполнил план, а все остальное тебя не касается. Все, что происходит в цехе, должно волновать как личное, кровное дело.

Раньше в цехе сильны были потребительские настроения: «Нам обязаны дать... выделить... помочь...». Ничего не делали сами.
Теперь понимают - никто ничего на блюдечке не поднесёт. Но понимают и другое - все коллективу по силам.

И если 1982 год называют переломным, то связывают это не только с внешними переустройствами - прежде всего, произошел перелом в сознании людей. Остановились, оглянулись, осознали свои слабости и свою силу, осознали себя коллективом. С этого и пошло.

На собрании актива завода по подведению итогов прошлого года директор завода Ю.И. Макаров сказал, что цех плавсредств сделал много. Люди работали с подъемом, с энтузиазмом, чего раньше не было. Это еще раз говорит о том, как велика роль руководителя. Высокую оценку дал директор действиям бригады земснаряда на Намыве: «Здорово справились! А Намыв — это наша жизнь, наше жилье».

В беседе с Анатолием Ивановичем Черняковым я прямо спросила его, считает ли он, что один человек может изменить судьбу целого коллектива, ведь принято считать, что только массы являются движущей силой всякого прогресса.

Он ответил не сразу, смутился, но потом поборол боязнь показаться нескромным и сказал твердо:
— Я в этом вопросе стою на ленинских позициях. А Ленин говорил, что сильная личность должна вести за собой массы.

Больше он к этому не возвращался. А я думала после: идея - вернуть цеху его лицо - стала стержнем всей дальнейшей работы. Люди осознали свое место в общем деле. Они поняли, что свершают нечто более важное, чем просто отрабатывают положенные часы и получают за это деньги. Они начали уважать себя как коллектив.

Как вдохновенно говорил об этом Анатолий Иванович:
 - Наша деятельность многогранна. Мы принимаем новый корабль с суши на воду. Только что это была просто груда металла на берегу. Но вот она на воде - и уже корабль! Мы принимаем его, несмышленыша, и отводим за ручку в «школу». Но и тогда, когда он проходит весь курс заводских «наук», мы не оставляем его без внимания. Мы, как педагоги-воспитатели, все время рядом. Все нити, связывающие его с берегом, протягиваем мы. Когда надо, поправим, передвинем.

У нас на глазах - работа всех цехов. Мы стыкуемся со всеми. Успехи и ошибки каждого нам хорошо видны. И надо не бояться указывать на них. Ведь это для пользы общего дела.

А потом мы весь корабль одеваем. Все - от занавесочек до ковров и чехлов. Наконец настает день, когда окончена «школа» и корабль отправляется в первое плава¬ние. И тут снова рядом — мы...

Так образно рассказал о деятельности цеха плавсредств его начальник,
Но кроме этого, у цеха еще все крановое хозяйство, буксиры, катера и теплоходы...
Самый морской цех на заводе. Здесь есть капитаны, матросы и боцманы. Здесь парусный участок. И хотя уже давно не шьют паруса, но как хорошо, что сохранилось это романтическое название.

Основная продукция участка — туристские палатки. Это товар для народа. Но пока они не очень удачны. Анатолий Иванович торопит будущее: он побывал на одном из родственных предприятий, ознакомился с передовым опытом, думал, как сделать участок таким, чтобы давал отличную продукцию, уже к концу этого  года  хотят выдвинуть палатку на "Знак качества".

Планы и мечты из отвлеченных понятий, которые, как говорится, в руки не возьмешь, постепенно и незаметно превратились в категории производственные. Не только начальник, но и все рабочие научились заглядывать в будущее.

С каких же высот они оглядывают его?

Хотя Анатолий Иванович в разговоре несколько раз подчеркивал, что сделано еще очень мало, что полтора года - срок небольшой и все это только начало, а главное - впереди и самый большой объем работы еще только в планах, тем не менее успехи цеха неоспоримы. Первое месть в заводском социалистическом соревновании уже о чем-то говорит. Кроме того, за этот год подтверждено звание «Коллектив коммунистического труда» и присвоено звание «Предприятие высокой культуры производства».

Я смотрела список мероприятий по культуре производства. Не часто встретишь документ более деловой, конкретный и реальный. Большинство пунктов уже обведено кружочком - выполнено.

Все производственные и экономические показатели тоже не высоте.
Впервые в истории намывных работ годовой план был выполнен в ноябре. Сверх плана намыто 70 тысяч кубометров грунта. Такие темпы стали возможны после того как коллектив земснаряда перешел на бригадные формы, организации труда с оплатой по конечным результатам. Умело руководит своим отрядом багермейстер Сергей Яковлевич Билоцкий.

О том, что люди стали думать, искать оптимальные решения производственных задач, говорит и такой факт. Раньше после спуска судна на воду спусковое устройство срезали и оно падало на дно. Водолазы доставали его порою на протяжении нескольких месяцев.
Работники цеха выдвинули идею, которую затем разработала творческая бригада в составе Н. А. Деркача (сдаточный капитан), Ж.И.Сурженко (начальник плавдока) и Г.А.Волочинского (конструкторский отдел). Под спущенное судно подвели плавдок, демонтировали спусковое устройство, оно спустилось на палубу плавдока, потом судно пришвартовали  к пирсу, а плавдок подняли и сняли спусковое устройство. На всю операцию ушло... девять часов. Совершенно обошлись без водолазов. Значительно снижена трудоемкость. В полном объеме выполнен план повышения эффективности    производства.

Несмотря на большие сложности, вызванные пассивностью руководства колхоза «Зори Кремля» Баштанского района, все шефские работы там были выполнены досрочно, в ноябре.

Социальному развитию коллектива способствовало правильно организованное соревнование. Его условия несколько отличаются от привычных. Начальник цеха считает их «оригинальными», «выстраданными», «любимым детищем». Чувствуется, что составлялись они после долгих раздумий, человеком неравнодушным. А главное - знающим.

Анатолий Иванович долго присматривался к тому, как организовано соревнование в других цехах, на других предприятиях. Совместно с цеховым комитетом профсоюза было отобрано самое необходимое и нужное. Ныне действующие в цехе условия социалистического соревнования охватывают все стороны производственной и общественной жизни коллектива.

О том, что условия — продуманы и полезны, говорят успехи. Это можно понять, побывав на любом собрании по подведению итогов за месяц. Собрания проходят бурно и решения долго обсуждаются в подразделениях цеха.

И все-таки самая главная причина успеха - люди. Немалые силы дремали в этом коллективе. Заслуга нового начальника в том, что эти силы пробудились. Он не сверхчеловек и не супер-руководитель, он вышел из рабочей среди, постепенно поднимаясь на более высокую ступень. И на этом подъеме сумел не растратить главное — любовь и доверие к людям.

Дважды в день обходит начальник свои «владения», Это значит - по всем набережным завода, где стоят краны, катера, буксиры и прочее хозяйство. И везде его встречают дружелюбно.

 - Я прихожу на 100-тонный плавкран  -  как  кислорода свежий глоток получаю: такие здесь люди работают замечательные, — говорит Анатолий Иванович.

Я попросила рассказать о передовиках. Он передал мне список, составленный совместно с секретарем парторганизации, который начинался словами: «Лучшие из лучших».

Список был длинный и занимал два листа. Возле каждой фамилии стояла краткая характеристика, сделанная парторгом. Анатолий Иванович этим не ограничился. О каждом человеке он добавлял что-то свое:
 - Леонид Ефимович Полищук - старшина водолазов, замечательный человек, активнейший общественник, член партийного бюро.
 - О Петре Андреевиче Тищенко можно роман писать. Какой и труженик! Бригадир   такелажников. 
 - А парусница Евгения Васильевна Буренко не только отлично работает - она еще прекрасно поет, ни один концерт без нее не проходит.
 - Неоднократно занимают классные места в цеховом социалистическом соревновании парусницы Александры Федоровны Кондратенко.
 - Отлично работают замеча¬тельные наши женщины: парусницы Тамара Михайловна Кокарева и Жанна Ивановна Кянцур, подсобные работницы Валентина Петровна Тесленко, Тамара Александровна Кушнир, Галина Петровна Курченко. Работа у подсобниц - тяжелая. Они убирают на строящихся судах и на пирсе. Эти молодые женщины делают все очень старательно.
 - Гордятся в цехе кадровыми рабочими, всю жизнь отдавшими родному производству, родному цеху. Владимир Павлович Гончаров пришел в цех плавсредств в 1954 году. Мастер своего дела. Хорошо работает моторист Валентин Николаевич Симаков. Все они скромные, трудолюбивые люди.
 - Крановщики Анатолий Герус и Вера Абросимова еще молоды, но от своих наставников они получили не только профессиональные навыки, но и переняли честное отношение к труду, любовь к родному коллективу.
 - Хорошо работает бригадир слесарей по ремонту кранов Александр Михайлович Сидоренко...
Вот сколько «самых лучших» работает в цехе, а ведь не названо и половины из списка.

 - А кто же тогда просто — лучший?
 - Все остальные.
 - Разве у вас нет нерадивых работников?
 - Есть, но их мало и не они делают погоду. И потом...  их скоро не будет.
 - Уволите?
 - Зачем же? Перевоспитаем.

16.2.83г.
Л. ХАСХАЧИХ.