Лев Николаевич Толстой. Бунтарская натура

Надежда Бойер
                «Каждый хочет изменить человечество,
                но никто не задумывается о том,
                как изменить себя».
                (Л.Н.Толстой)


Из цикла «Маленькие истории из жизни великих людей»

Многие могут сказать:

— Ты с ума сошла! Разве можно писать о Толстом? Это же «глыба… матёрый человечище!»

Я и не спорю. Я люблю этого писателя всей душой, особенно его «Войну и мир», несмотря на то, что он написал Афанасию Фету:

— «Как я счастлив… что писать дребедени многословной вроде «Войны» я больше никогда не стану».

Когда Владимира Набокова на его лекциях спрашивали, как он относится к Толстому как писателю, Набоков задёргивал в помещении шторы, и в полной темноте, включая одну за другой лампочки, говорил слушателям:

— Представьте, что горящие огоньки, — это звёзды на небосклоне русской литературы. Так вот, здесь вы видите Гоголя, Чехова, Достоевского…

Затем Набоков подходил к окну, распахивал драпировку, и в помещение врывался яркий солнечный свет. Лектор делал широкий жест рукой и восклицал:

— А это Толстой! Но это ничуть не умаляет гениальность остальных писателей…

В конце набоковского «эксперимента» всегда раздавались аплодисменты.

Да, Лев Николаевич Толстой был, есть и останется гением, который оставил критикам работы не на одну сотню лет, но он, прежде всего, был человеком, и ничто человеческое ему не было чуждо…

Лев Николаевич любил и был любим. О любви он говорил:

— «Лови минуты счастия, заставляй себя любить, влюбляйся сам! Только это одно настоящее на свете — остальное всё вздор».

Со своей женой Софьей Андреевной он прожил 48 лет, и у них было 13 детей.

Дружить Толстой умел, — у него были прекрасные отношения с Горьким и Чеховым, но когда дело доходило до споров, его невозможно было переубедить. Так, после ссоры с Тургеневым на почве убеждений, дело едва не дошло до дуэли.

Наши современники знают Толстого, как вегетарианца. Это правда. Писатель, находясь под впечатлением учения Огюста Конта, проповедующего «здоровый и правильный» образ жизни, принял его и отказался от мяса и рыбы. Своим дочерям, Татьяне и Марии он говорил:

— Человек не людоед, не хищник и не плотоядное животное… 

Убедить Толстой мог кого угодно, и вскоре обе дочери последовали его примеру…

Все знают, что Толстой был «бунтарём», даже себе во зло. Он стал противником государственной системы, а за непринятие религиозных авторитетов его предали анафеме и отлучили от церкви. Тогда Толстой создал собственное христианское учение, которое назвал «Толстовство». Сподвижником его стал и Михаил Булгаков. Увлекался Толстой и оккультизмом. Как говорится, «Всё смешалось в доме Облонских…»

Будучи сам потомственным аристократом, графом, разочарованным светской жизнью, он выступал на стороне крестьян. Уже в преклонные годы писатель отказался от обуви и ходил босиком, чтобы быть ближе к народу. А разве у Христа было много вещей? Отказался Толстой и от Нобелевской премии, утверждая, что ненавидит деньги…

Был в жизни Льва Николаевича Толстого «эпизод», о котором он долгое время жалел. Будучи в юности азартным игроком, он проиграл в карточной игре своему соседу, помещику Горохову основное здание усадьбы Красная Поляна. Это было не просто строение, — в нём писатель родился и провёл свои детские годы…

А теперь о самом грустном. Время, как известно, забирает всё и всех. В свои 82 года Толстой захотел бросить всё к чертям и уйти к праведникам. Он написал письмо Софье Андреевне, указав две причины своего ухода:

— «Первое: положение в доме становится — стало невыносимо»; 

— «Второе — жить в тех условиях роскоши, в которых жил, и делать то, что обыкновенно делают старики моего возраста, — уходят из широкой жизни, чтобы жить в уединении и тиши последние дни своей жизни»…

После этого признания Софья Андреевна пыталась наложить на себя руки, но её спасли.

В дороге Толстой сильно простудился, заболел воспалением лёгких и умер в доме начальника железнодорожной станции Астапово. Это было последнее путешествие гения. Путешествие в вечность…

Ответ же на вопрос, как искал свой особый нравственный путь Толстой-художник, Толстой-мыслитель, можно найти в его огромном наследии, полном собрании сочинений, составляющим 90 томов…
 

Автор: Надежда Бойер