Семирадский Светочи христианства, Факелы Нерона

Алина Алексеева-Маркезин
 Генрих Семирадский «Светочи христианства»,или «Факелы Нерона»Размер картины 385 ; 704 см,1876г. Национальный музей в Кракове (Польша)
 
         Сегодня познакомимся с одной из самых популярных и известных картин в творчестве Генриха Семирадского.
   Казалось бы сложно разобраться в этом большом скоплении людей в ярких одеждах и понять почему они здесь собрались.Но всё по порядку.
    На раме этой картины Семирадский поместил эти слова на латыни написано изречение из Библии «Lux in tenebris lucet, et tenebrae eam non comprehenderunt», что в переводе означает И СВЕТ ВО ТЬМЕ СВЕТИТ ,И ТЬМА НЕ ОБЪЯЛА ЕГО.

СЮЖЕТ
            Картина Семирадского была основана на сюжете, изложенном в «Анналах» Тацита.Это исторические действия 64 года нашей эпохи, происходившие во времена правления правителя Нерона. В ночь с 18 на 19 июля 64 года в Риме начался большой пожар, бушевавший практически целую неделю и уничтоживший значительную часть городка. В пожаре были обвинены христиане, что привело к волне погромов и казней.
Тацит писал:
  "И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощреннейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами.

        Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах, или обреченных на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения. Для этого зрелища Нерон предоставил свои сады..."

             Семирадский  писал о своём замысле конференц-секретарю Академии художеств Петру Исееву:
                " Сюжет картины взят из первого гонения христиан при Нероне; в великолепном саду «Золотого дворца» Нерона произведены изготовления для пышного ночного праздника; на полянке перед дворцовой террасой собралось общество, нетерпеливо ожидающее начала великолепного зрелища – живые факелы, христиане, привязанные к высоким шестам, обвязанные соломой и облепленные смолой, расставлены в равных промежутках.

                Факелы еще не зажжены, но император уже прибыл, несомый на золотых носилках и окруженный свитой наемных льстецов, женщин и музыкантов, сигнал уже подан и рабы готовятся зажечь факелы, свет которых осветит самую безобразную оргию; но эти же самые светочи разогнали тьму языческого мира и, сгорая в страшных мучениях, распространили свет нового учения Христа.
           Поэтому картину мою я и думаю озаглавить «Христианские светочи» или «Светочи христианства».
 
ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ

        На первый взгляд сложно рассмотреть эту пёструю яркую толпу.
        На картине изображён сад перед Золотым дворцом Нерона в преддверии чудовищной театрализованной оргии. Слева, около дворца и на его ступенях, расположились многочисленные зрители. Всего на картине изображено около ста человек, но ни одна из фигур не является центральной — даже сам Нерон, сидящий в отдалении в паланкине с золотой крышей, поддерживаемом темнокожими рабами.

                Носилки Нерона остановились на средней площадке мраморной лестницы. От нее идут два марша. Один налево и вверх, во дворец, другой прямо к зрителю, вниз, оканчивающийся большой площадкой, на которой расположен "первый план" картины, наиболее выдающаяся и интересная ее часть.

         Там, вверху, за цезарем, большая давка; масса зрителей спускается по лестнице, чтобы посмотреть, как будут гореть "поджигатели Рима". Видны там и черная кожа раба, и красная полоса на белой тоге сенатора, и шлем императорского полководца, и яркие одежды, и обнаженные руки и плечи женщин.
 Вместе с Нероном в паланкине сидит его жена Поппея Сабина.

Небольшое отступление о жене Нерона.

         После того, как Поппея стала супругой Нерона, она приложила все усилия, чтобы устранить популярную в народе Октавию — его предыдущую жену. Нерон горячо любил свою супругу, всячески потакал ей.
            Поппея жила в непревзойденной роскоши, вела крайне расточительный образ жизни, обладала огромным влиянием на императора и принимала немалое участие в принятии государственных решений.

ПРОДОЛЖИМ  ОПИСАНИЕ

               В  красочной толпе — сенаторы и полководцы, философы и музыканты, игроки в кости, танцовщицы и гетеры. На их лицах можно увидеть полный диапазон чувств и эмоций — злорадство и протест, любопытство и равнодушие.

         Вы видите толпу, массу, разодетую и полуобнаженную, разукрашенную тканями и золотом. Но ваше внимание скоро утомляется, когда вы начнете рассматривать отдельные фигуры; ни одна фигура, ни одна группа не выделяется резко на этом общем фоне.Большинство из них расположились на мраморных ступенях дворца Нерона.

       Вот на первом плане, ближе всего к зрителю, сидит женщина. Одежда ее роскошна, сандалии прикреплены драгоценными застежками, горящими золотом и камнями. Она опустила дорогую, всю раззолоченную лиру (вероятно, это певица) и сидит в позе Сафо. Она явно жалеет и этого старика с детским выражением лица, безропотно висящего там, на столбе, и эту молоденькую девушку, которую, кажется, уж подожгли.

       Очень тщательно выписаны детали убранства императорского дворца — в особенности барельеф с человеческими фигурами и лошадью в самой левой части картины, а также другие мраморные поверхности — лестницы, стены и колонны.

           В правой части картины изображены последние приготовления к казни. Христиане привязаны к столбам и обмотаны коконами из соломы со смолой . Всего можно насчитать 13 столбов, что символизирует число апостолов и Христа. Рабы зажигают огненные факелы, и один из них уже поднимается по лестнице, готовый поджечь одного из несчастных — старика с белой бородой, который не отводит глаз и смотрит прямо на праздную толпу, собравшуюся для леденящего душу зрелища. На следующем за стариком шесте — молодая женщина, которая отвернулась и смотрит в сторону от толпы.

          Жаровня с растопленною смолою пылает красным пламенем, сверкая и дымя; раб возится около нее, отмахивая крылом летящий в сторону цезаря дым. Другой обмакивает свой факел в смолу. Еще несколько человек зажигают пуки соломы, иные взобрались на лестницы.

            Лица их совершенно спокойны и хладнокровны; спокойствие это напоминает выражение лица у прислужников современного цирка; бесстрастно, машинально исполняют они свое дело.   На высоких шестах, увитых гирляндами, привязаны они, актеры представления, в первый и последний раз выступающие на сцену. Тут и старики, и юноши, и девушки: длинный ряд их теряется между кипарисами сада.

             Беспомощные, нагие, обложенные соломою, увязанные веревками, смотрят они с высоты на истязающую их толпу. Хорошо виден из них второй от зрителя (лицо первого ушло из картины); старик с кротким детским выражением лица, с седою бородою и волосами. Как непохож он на поджигателя и преступника!

            Как непохожа эта молоденькая девушка на подрывательницу государственного строя! Однако они висят на шестах вместе со своими товарищами; сейчас пламя начнет лизать солому, в которую они завернуты, начнет душить их дымом вонючим, потом доберется до тела... И раздадутся душу разрывающие нечеловеческие вопли: живое человеческое тело горит!

УСПЕХ КАРТИНЫ
            Первый публичный показ картины состоялся в начале мая 1876 года в помещении Академии Святого Луки в Риме. Она была восторженно встречена зрителями, а ученики Академии преподнесли Семирадскому лавровый венок. Тем самым картина была удостоена в Риме тех же почестей, что и «Последний день Помпеи» Карла Брюллова. В том же 1876 году картина также экспонировалась в Мюнхене и Вене.

            В марте 1877 года картина была доставлена в Петербург, и за неё Академия художеств присвоила Семирадскому звание профессора.При этом было отмечено, что «вся его художественная деятельность приносит честь Академии и русскому искусству»

     В 1878 году картина «Светочи христианства» экспонировалась на Всемирной выставке в Париже и получила там высшую награду — Гран-при («первая золотая медаль», а французское правительство наградило Семирадского орденом Почётного легиона.

СУДЬБА КАРТИНЫ

          По поводу возможной покупки этой картины велись переговоры с российским императорским двором, но картина куплена не была,вероятно, из-за слишком высокой цены, которую просил за неё художник. Как сообщал Павел Чистяков в письме к Павлу Третьякову, Семирадский просил за картину «Светочи христианства» 40 тысяч рублей.                Кроме этого, художники Крамской и Боголюбов не советовали покупать эту картину, считая, что в случае покупки «русские деньги отдаются поляку за это космополитичное по духу полотно»

            Позже Семирадский подарил эту картину создаваемому Национальному музею в Кракове (в то время этот польский город принадлежал Австро-Венгрии), тем самым фактически основав коллекцию живописи этого музея — картине принадлежит первый номер в этой коллекции

           Правда, это стало причиной того, что Павел Третьяков перестал считать Семирадского русским художником и не покупал его картины для своей коллекции.

ОТЗЫВЫ
           В 1877 году писатель Всеволод Гаршин написал подробную статью об его впечатлениях о картине, в целом положительную, но с указанием некоторых недостатков. Он писал:
              "О технике Семирадского, где она касается человеческих фигур, тканей, украшений, мрамора, сосудов и других аксессуаров, вряд ли можно сказать что-нибудь, кроме того, что она безукоризненна. Золото некоторых сосудов блестит точно так же, как и позолоченная рама картины.

             Блестящее перламутровое сиденье в паланкине императора как будто вырезано из настоящего перламутра и налеплено на картину. Роскошные ткани только что не скатываются с женских плеч. Мраморы представляют совершеннейшую иллюзию; особенно хорош мраморный барельеф, с группою людей, колесницею и конями, на стене дворца."

         Как и ожидалось, с критикой картины Семирадского выступил Владимир Стасов. В своей статье, посвящённой итогам Всемирной выставки в Париже 1878 года, он писал:
              "Семирадский, как известно, получил самую высокую награду за своих «Светочей христианства». Иностранная критика произнесла об этой картине приговор почти слово в слово одинаковый с тем, что высказывала у нас здесь русская критика.
            Все признали у г. Семирадского много блеска и виртуозности в исполнении, особливо в изображении мрамора, бронзы, материй и других второстепенных подробностей. Но что касается до типов и выражений, общей концепции и настроения, все в один голос находят все это у г. Семирадского неудовлетворительным и слабоватым"

Текст с иллюстрациями.http://maxpark.com/community/6782/content/3696890