Рассказ 4. Глас

Хксенофонд
Они сидели на лавочке во внутреннем дворе и разговаривали о всякой ерунде. Марта научила мальчика по прозвищу «Малина» играть в «похожести». Такая игра на развитие воображения… Они придумывали сравнения всему, что видели перед глазами.
- Вон та ветка похожа на руку старика… - мальчик указал на ближайший дуб.
- Сашка! – с упреком прозвучало имя из уст девчушки.
- Что?
- Не старика, а дедушки!
- Ну, ладно, де-душ-ки…
- А вон тот пенек похож на стульчик! – Марту играть научила мама. Каждый раз, когда она не могла подобрать нужное слово для сравнения – вспоминала маму. Мама обязательно подсказала бы это нужное слово… Горло сжал предательский  комок, готовый задушить, а веки крепко зажмурились, чтоб удержать тяжёлые камни слез…
- А вот та стрекоза похожа на вертолет…
- Ах, вот вы где! – завопила воспитательница. – Быстро в группу! Сейчас же!

В детском доме царил какой-то хаос. Необъяснимый. Зловещий хаос. Воспитатели собирали детей. По коридору неслись ребята и чуть не сбили девочку с ног. Они с «Малиной» тоже побежали.
 
- Война! Война! – кричал кто-то из пацанов. Марта остолбенела. «Как война? Какая война?» Она нахмурила брови, пытаясь вникнуть в глубину этих пяти букв. Когда-то в семье она уже слышала, что это такое. Родители вспоминали   Польшу,  далёкую неизвестную Родину и то, почему её оставили. Однако девочка родилась уже в Союзе, в городе  Одессе.
 
Всех согнали в большую комнату, откуда вещало радио.
 
- Граждане и гражданки Советского Союза! (1) – раздался громовой глас из радио. Дети насторожились, словно маленькие испуганные зверьки.
- Советское правительство и его глава товарищ Сталин поручили мне сделать следующее заявление: «Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну… - Кто-то из воспитательниц  закрыл лицо ладонями. Одна воспитательница в голос зарыдала, но потом быстро выдохнула и замолкла, чтоб не пугать детей. Девочка не могла понять, почему радио, которое передавало утреннюю зарядку, а вся группа дружно выполняла упражнения, теперь же вещает о страшных событиях…
- …атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города:  Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие, причем убито и ранено более двухсот человек. Налеты вражеских самолетов и артиллерийский обстрел были совершены также с румынской и финской территории. Это неслыханное нападение на нашу страну является беспримерным в истории цивилизованных народов вероломством… - почему-то у Марты тоже покатились слезы. Возможно, она не понимала так глубоко смысл всех слов, но она чувствовала. Порой, чувства глубже любых слов. Слова скудней, слова не болят, не ноют… Слово «чувствовать», не чувствует так, как оно в сердце на самом деле. Только сердце  чувствует…
 
- Война… - шепотом повторила Марта. Глас из радио вещает о смерти. Выходит, на нас напала сама смерть? Так уже было с ее семьей. На ее семью тоже напала смерть… Поляков Коссовских объявили врагами народа. Но они не были врагами народа. Просто кто-то допустил ошибку. Ошибку, из-за которой осиротели две девочки – Марта и Ванда Коссовские. Но кто допустил ошибку, из-за которой может осиротеть вся страна?  Она сразу  уловила разницу между смертями. Смерть родных забирает их и оставляет грудь разрываться от неистраченной, не выплеснутой любви к ним. А другая смерть – война. Война забирает и любовь тоже. Война забирает все. «Ну, разве наша семья – враг народа? Разве братья Стасик и Олек – враги? Война- вот кто истинный враг народа!» - подумала девочка злобно и сильней сцепила зубы.
 
(1)- сноска. ВЫСТУПЛЕНИЕ ПО РАДИО В. М. МОЛОТОВА 22 июня 1941 г.