Ученье -свет, а не учёных тьма. глава 4 у крепостн

Владимир Галин
                Глава 4

       УЧЕНЬЕ СВЕТ, А НЕ УЧЁНЫХ ТЬМА.

                « Рыба ищет где глубже, а человек-
                где лучше» (Из школьного альбома)



         В наше время, о котором я веду повествование, когда Никитой Хрущёвым был развенчан культ личности Иосифа Сталина, было известно его высказывание: «Кадры решают всё!» И это верно по сей день, потому что без кадров,как без воды-и не туды,и не сюды, нельзя сделать никакого дела.

       При организации  спец училища никакого специального  отбора и подбора кадров не производили. Соответственным образом первым директором спец училища был назначен Пархоменко Роман переводом из г.Ош,где он работал в системе профтех образовании. Да и я сам был назначен директором Беловодского СпецПТУ-2 благодаря сложившейся ситуации. Когда райкому партии потребовалось заменить проштрафившегося Пархоменко, то всплыла моя кандидатура,как топор, который лежал под лавкой.

       Когда я принял училище под своё руководство, то со временем увидел, что не все работники , так сказать ,не на своём месте, но просто так взять и заменить их на соответствующих было не так просто,как принять на работу работника, согласно трудовому кодексу, стоящим на страже интересов трудящихся. А с другой стороны, таких работников для спец училища нигде специально и не готовили.

         Педагогический коллектив учителей сложился само собой, кто успел, тот и сьел. Работающим в спец училище к основной ставке и окладу доплачивалось ещё 25%  за трудность.Это привлекало всех, но не все могли быть приняты. Самым слабым звеном учительского коллектива был второй зам директора училища по общеобразовательной подготовке учащихся, он же завуч школы Умаралиев, который проживал в городе Фрунзе, и поэтому систематически опаздывал к началу занятий, а когда по расписанию у него не было уроков, то он и вовсе в этот день не приезжал в училище.С таким положением мне пришлось мириться до окончания текущего учебного года. За время летних каникул в школе я по рекомендации РрайОНО подобрал из учителей Беловодской СШ-2 Орлова Николая Григорьевича и уговорил его перейти на работу в училище и возглавить учебный процесс в обще образовательной школе.

       Кандидатура оказалась удачной. Николай Григорьевич преподавал физику и активно занимался внеклассной работой с учениками, вёл кружок по физике «Умелые руки». Это было то, что я считал необходимым. На этой почве я с ним сдружился и после создание собственными силами документального фильма о создании в училище комсомольской организации и выпускниках , отслуживших в Советской Армии, мы стали общаться семьями. В озвучении фильма активное участие принимал зам по воспитательной работе Вячеслав  Михайлович Володин и учительница Анна Степановна Долгополова.

       Этот фильм сиграл большую роль в стабилизации дисциплины и учебного процесса в училище. При приёме в училище нового учащегося ему индивидуально покаывали этот фильм, который сразу вводил его в курс жизни училища и помогал новичку правильно сориентироваться в коллективе.

        Столпами учительского коллектива были супруги Чаплыгины Зоя Александровна, преподавала русский язык и литературу, и Алексей Васильевич, которого ученики за глаза называли Слон, за его большой рост, медлительность и неповоротливость.Он преподавал географию, любимый предмет гастролёров. И супруги Стереховы Нина Ивановна- преподавала химию и биологию  и Виктор Александрович, учитель математики. Лидерами в этих семьях были жёны.Они же задавали тон на педсоветах.

       Литературу и русский язык преподавала Антонина Григорьевна Крупиянская, математику Николай Васильевич Ковалёв, немецкий язык Труханова Клавдия Александровна и Бальцер Анна Францевна, физкультуру вёл Хлевной Николай; физику-Орлов Николай Григорьевич, и позже Кисельников Павел Петрович,которого я пригласил из Полтавской средней школы на должность завуча,после назначения Орлова директором СПТУ-28.

       Общим упущением наших учителей школы, было то, что они вели преподавание своих предметов как в обычных школах, без учёта общего отставания учащихся по всем предметам с начальных классов. Общей бедой учащихся было слабое умение читать. Это о таких учениках говорят: смотрит в книгу, а видит фигу. Многие ученики потому и оказались на улице, что ещё с третьего-четвёртого класса потеряли всякий интерес к учёбе из за постоянных укоров в том, что они ни в зуб ногой, ни бу, ни му, ни ку-ка-реку. А их надо было просто научить читать и писать.

       Учитель не должен возмущаться, если ученик не знает заданной ему темы, потому что он её может просто не понимать. Обязанность преподавателя, если он учитель, найти индивидуальный подход к каждому ученику класса, а не вообще изложил тему по программе и будь здоров. Выставляя ученику двойку за знание, учитель ставит плохую оценку себе, с чем ,конечно, не каждый может согласиться. Мне с первых дней пришлось внушать некоторым ,что наша главная задача суметь возбудить у наших воспитанников интерес к  учёбе без нравоучений и морали, которых они наслышались и без нас. Пока сам ученик не захочет знать,заставить его знать невозможно.

       При всей значимости общеобразовательной школы  в развитии и воспитании ребенка вообще и в частности,я всё-таки на первое место поставил значение профессионального обучения воспитанников, так как детство своё они уже оставили позади и фактически начали вести самостоятельный образ жизни. Важно  не то, что ты знаешь, а важно то,что ты умеешь делать. Мастера  с учащимися занимались делом и это ставило их на первое место в жизни учащихся.

       Задача воспитателей состояло в том,чтобы в свободное от учёбы и работы время организовать их культурный досуг, но не только развлекать ,но и прививать правила хорошего тона, гигиене и культуре поведения и взаимоотношений.

          Учителя учили уму-разуму ,преподавая основы наук, по своему умению и разумению. И чаще других жаловались мне на поведение учеников на своих уроках, требуя принять к нарушителям дисциплины меры. Порою сами допускали не простительную бестактность в своём отношении к ученикам. Показательный пример, когда учитель Ковалёв потребовал наказать ученика Волкова за нецензурную брань в его адрес. Когда я стал разбираться  с «нарушителем», то выяснил, что Волков вертелся на парте и мешал заниматься соседям, Ковалёв ему сказал: «Волков, чот ты крутишься,как б..ть?»  Волков ему ответил: « Сам ты б..ть!» Пришлось  внушать не ученику, а учителю: «Как аукнется, так и откликнется»  А учительница по русской литературе К. ещё лучше, пришла с урока и в учительской поделилась: « У меня Колокольцев весь урок выкрикивал похабщину, не давал вести урок, так я подошла к нему  и перчатками нахлестала по щекам!»  Ну совсем по дворянски. Пришлось тоже делать детское внушение.

         Я осознавал, что наши воспитанники не просто завтрашние взрослые люди,но это ещё растёт чья то судьба, с кем ей придется встретиться и связать свою жизнь с жизнью другого человека на радость или на горе себе и людям. За два-три года пребывания в училище воспитанника мы должны суметь просветить его сознание для понимания, что такое хорошо, а что такое плохо. И плохо прежде всего будет и ему самому если он не научится делать хорошо другому. Нам было не известно, что эти, будущие взрослые люди, впитали с молоком матери, но жизнь на улице им на их собственной шкуре показала, будешь сладким , съедят. Будешь слабым-заклюют, как клюют слабого между собой желторотые цыплята.

         Мальчишке быть слабаком, тихоней, и оказаться в закрытом коллективе -самое последнее дело, задолбят, как ,например, Сашу Грязнова.Все его наравят обидеть даже те, кого самих обижают те, кто постарше их,а защитить его  нельзя. Сам пацан должен уметь защитить себя.А если будешь ябедничать, то только себе будет хуже,как нарушителю закона: «не фургалить». 
      

      Повседневной моей задачей было не только улучшение учебно-воспитательной работы в училище, но и укрепление её материальной базы. Рядом с существующим училищем буквально за его забором с западной стороны , завершалось строительство по спецпроекту компактного учебно-производственного комплекса из совмещенных зданий в три этажа общежития, кухни -столовой, спортивного зала, клуба, производственных мастерских, учебных классов спец дисциплин и школы.

       Строительство подходило к концу. Прием комплекса намечался на май месяц. Время шло быстро, а завершение строительство из-за перебоев с поставкой строительных материалов и оборудования , медленно. Надо было расшивать узкие места.

       3 февраля позвонил из Госкомитета зам председателя Ноговицын В. И. И предупредил что намечается слушать на самом верху, на Совете Министров республики отчёт о деятельности  нашего спец училища.К этому надо было как следует подготовиться. Но как я могу отчитаться о работе училища , если я сам в нём не проработал ещё и полного месяца.Но мероприятие для слушания на Совете Министров республики запланировано и мне следует из этого извлечь пользу для приобретения оборудования мастерских в новом строящем комплексе.