Совершенство души

Марина Лебедь
Человеческие устремления таинственны и непостижимы, они не исчерпываются биологическим потребностям или  требованиями общества. 
    Духовное совершенствование человека трудно объяснить необходимостью эволюционного изменения или индивидуального приспособления к изменившимся условиям. У некоторых  людей потребность духовного совершенствования выражена гораздо больше, чем у других, она  будто заложена изначально и не имеет прагматического смысла.  Такие люди действия,  поступки и даже  ключевые моменты жизненного выбора осуществляют исходя из потребности духовной реализации. При этом человек в своей активности превосходит данную обществом и воспитанием норму. Такой человек легко и естественно трансцендирует за свои пределы, совершая  то, что от него не ждут и не требуют, он даже делает то, что ему вредит или сокращает его жизнь.  Его поступки словно исходят из  таинственной  внутренней движущей силы.
   Духовное совершенствование не осуществляется само собой, автоматически или незаметно для самого человека. Поскольку человек превосходит то, что в данное время принято считать нормой, его поведение окружающими людьми может восприниматься как ненормальное. Совершенно не обязательно духовное самосовершенствование сопровождается психической патологией. При том таковая,  действительно, может иметь место одновременно или в сложном переплетении с реальными духовными достижениями. Целый ряд паталогических, пограничных состояний можно объяснить сложным, противоречивым процессом духовного роста.  Резкий скачок в любом развитии - умственном, чувственном, духовном, всегда риск. В случае успешного восхождения на новый, более высокий уровень, личность становится более адаптивной, более успешной, более эффективной. В то же время развитие, предполагающее не просто восхождение на новую ступень, а организацию личности на новом уровне, несет в себе зародыши расстройств и дезадаптации. Целый ряд паталогических, пограничных состояний можно объяснить сложным, противоречивым процессом духовного роста, в том числе  развитием аутодеструктивных  состояний – от неявных безобидных стертых симптомов до завершающего коллапса,  открытой, уже ничем ни контролируемой манифестации психиатрической патологии.
   Яркий пример, жизнь Ван Гога. Великий художник  был сверхнормален и, одновременно,   ненормален. Художник  пытался сделать  больше, чем мог.   Гений не только в живописи, но и в самом духовно-художественном поиске, Ван Гог  оставил после себя не только шедевры живописи, но и письма брату Тео,  в которых с предельной искренностью и удивительной глубиной выражал муки и радости духовного и художественного поиска. Ван Гог страдал психическим заболеванием,  но, при этом,  находился на высшей ступени развития. В страстном стремлении духовного саморазвития он  далеко превосходил не только окружающих его людей, но и наших современников.  Что это за зов, который так активно побуждал  Ван-Гога к духовному совершенствованию? Его трудно объяснить эволюцией или необходимостью выживания рода. Мы не можем ни понять его, ни объяснить.  Эта загадочная сила Бытия.


Иллюстрация: Картина Ван-Гога Сеятель