Начало сентября в Мумбаи – дождливое. Мансун уже закончился, но отголоски еще есть. Тепло, до +32, но переносится легко – сказывается расположение города на берегу океана. Точнее, Аравийского моря. Та часть города, где находится отель «Трайдент», продувается со всех сторон, и духоты не чувствуется. Об отеле я еще раз напишу. Одно из его преимуществ в том, что он, как модно сейчас говорить, в шаговой доступности от обоих вокзалов, торговой улицы Колаба, Ворот Индии…
Минут пятнадцать – и мы уже в центре, а там – целых три музея. Главный – музей принца Уэльского. Главным архитектором стал шотландец Джордж Виттет, который впоследствии построил в Мумбаи ещё и «Ворота в Индию». Но о нем уже написано много и подробно, а Википедия дает исчерпывающую информацию.
А вот два других музея, находящихся рядом, на той же M.G.Road, менее известны. Очень интересна National Galery of Modern art (Национальная галерея современного искусства). Она находится в старинном здании викторианского стиля, сразу и не подумаешь. Зато внутри – несколько ультрасовременных этажей с соответствующим интерьером. Можно ходить час, два, перемещаясь по узким лесенкам, останавливаться возле скульптур, картин. Одно но – фотографировать запрещено, и даже нашему человеку это сделать невозможно. Повсюду охрана и видеокамеры. В лучшем случае вас попросят стереть изображения и покинуть музей. А дела с мумбайской полицией лучше не иметь. И план-проспект приобрести сложно. Но, надеюсь, мне такая возможность представится.
Но я направился в общедоступную At Jehangir ArtGallery. Свободное выставочное пространство, в котором экспозиции сменяют друг друга раз в две недели. Я стараюсь заходить в эту галерею в каждый приезд в Мумбаи.
Фотографировать вроде тоже нельзя, но, спросив разрешения, одно-два фото сделать можно, чем я и воспользовался. Кстати, возле галереи находятся стенды, на которых тоже выставляются картины. Но сейчас перманентные дождики, и все сосредоточено внутри здания, а самодеятельные художники продают свои поделки на улице, между галереей и музеем принца Уэльского.
Галерея очень престижна, картины поражают своей необычностью. И буквально все запоминается. И расходящиеся концентрические круги, узоры, которые уфологи приписывают инопланетянам, неподвижные и динамические фигуры, и образы, пейзажи и натюрморты. Манера письма отличается от европейской – более яркие краски, никаких тебе библейских и промышленных сюжетов. Все красиво и необычно. Я разжился двумя план-проспектами, один – за 50 рупий, а другой подарили. За столиком сидят то ли авторы, то ли организаторы. Увы, моего английского хватает лишь на бытовое общение, а выразить свое восхищение я смог только элементарными фразами. Впрочем, думаю, и на русском мне это было сложно. Нравится, и все, тем более что сам рисовать абсолютно не умею. Зато расписался в журнале посетителей…
В коллаже – только план-проспекты, бюст того самого Джахангира в холле галереи. И, конечно слон – знаковая фигура! А слева – бог Ганеш (Ганеша), с головой слона. Сейчас как раз его неделя, по окончании которой изображения Ганеша будут топить в океане. А пока возят его гигантское изображение по городу. Таков обычай. У нас ведь тоже сжигают чучело Масленицы!
Посещение галереи занимает минут сорок, чтобы составить общее впечатление. А я надеюсь зайти в At Jehangir ArtGallery недели через две, когда откроются новые выставки.
Возвращаюсь. На Mari Kama Road встречаю двух обалденно симпатичных девушек-полицейских. Одна – в обычной форме, другая – в сари и с погончиками!
Так хотелось их сфотографировать, но, увы, обращаться с такими просьбами более чем опасно. Правда, один коллега сказал, что уж ему-то не откажут в такой любезности. Мне же остается ловить момент.
продолжение следует