УмнЫе вещи

Андрей Тюков
- УмнЫе вещи человека сделали. Слыхал про такие, нет? Ну, слушай. Когда Бог создал Адама, то отдал ему все вещи земные и небесные, кроме ангелов: владей! Человек взялся - а не даются ему вещи... Неудивительно, ведь природа их совсем другая, и нет в других вещах духа сближающего, как у людей. Человек так, человек - сяк... нет, не даются. По-другому надо, а как? И придумал человек имена для всех вещей, земных и небесных, видимых и невидимых. И обрели все вещи вторую сущность: умнУю. Стали умнЫе вещи. Вот они-то и составили вторую природу человека, человеческую. Был человек - образ и подобие Бога, стал человек - образ и подобие себя. Нет, не так: образ Бога человек в себе и обрёл, умнУю вещь. Вот так. УмнЫе вещи, они много значат. Они - наше второе "я", а может, и первое уже...

- Умствование это, - нерешительно молвил Коля. - При чём тут образы какие-то? Нет ничего. Сказки.
- Сказка ложь, да в ней намёк...
- Жить нужно. Просто - жить! А будешь по всякому поводу рассуждать на пять копеек, так и жизнь пройдёт мимо, хвостиком помашет.
- А тебе нужна она - такая, с хвостиком?

- Человек не умеет читать. Всё, жизнь его, судьба, всё это знаками написано. Нужно уметь увидеть - раз, и отождествить - два. Знаки перевести в систему реальности. Непонятно тебе? Ну, объясняю. Вот я с некоторых пор, а с каких, не знаю, знаю только, что в детстве-юности такого за собой не примечал, стал переступать лежащее поперёк. Веточка, трещина в асфальте, черту кто-то провёл в земле острым - я не наступлю, я - переступлю... Почему? А не знаю! Но не могу наступить, не хочу... Так, а сегодня я этот момент понял и для себя прояснил. Это же правильный modus operandi, вот что это! Не наступай - переступай. Не атакуй - иди дальше. Переступить не можешь, тогда обойди. Это ведь тоже переступить, только - себя. Вот так, в зашифрованной форме, мне дали понять, как поступать - именно мне, о других ничего сказать не могу. Кто дал понять? Ну... кто. Она. Природа.

- А я хожу, куда нога ступит. И ничего. У вас, может, мозоли? Больно ступать... ну и оберегаетесь, чтобы не потревожить ногу. А сами наворачиваете всякого-якого. По своему обыкновению. А в Греции в бочке сидели бы. Как Диоген.
- Да, это что-то в генах.

- Две ноги у тебя, если они мёрзнут - можно вместе сдвинуть. Так и люди: один греет другого. И это главное. А если мой человек меня не греет - да зачем же мне такой? Пусть он Горацием наизусть шпарит на латыни - зачем? Мудрости особой в этом нет, и не претендую, а так - обычное наблюдение за своими ногами...
- Рука руку моет, нога ногу греет, - высказал Коля.
- Примерно так.
- А если он греется от тебя? Ты нет, а он - да?
- Это мне, стало быть, как осине - трястись всю жизнь? Не-ет... Та приютила Иуду, теперь кается. Нет дураков.

- А сказано: "Возлюби ближнего своего, как самого себя"...
- Ну, правильно. Я себя и не люблю. За что любить? Срамная дыра с ограниченной возможностью автономного существования.

- Человек себе первый враг. Лишнего не говори! Всё сказанное пишется и потом считывается во сне, для суда.
- Кто пишет?
- Дикие ангелы, сотрудники богини справедливости Дике.

- Дикость какая, - глянул на него Коля. - Кто их видел?
- Ангелов? Люди видели. И я видел.
- И какие они?
- Телом чёрен и мохнат. Имеет крылья для полётов. Очень сильный.
- Чёрный? Да разве это ангел? Это же бесы.
- Разницы никакой.

- Судьба - что, по-твоему? Предопределение?
- Да. На роду написано... Против судьбы не попрёшь... И всякое такое.
- Начать с того, что судьба - не результат, а процесс. Сама жизнь человека - вот его судьба. Гульба, нудьба - процессы? И судьба.
- Нудьба что такое?
- Это когда нудят много. Мне моя говорила: "Нудишь, нудишь... хватит нудить!". Против судьбы... как против судьбы, когда это и есть жизнь? Жизнь - это суд, в процессе. А не решение. Решение вынесут потом.
- Кто?
- Не знаю. Мой знакомый каждый день моет голову с утра. А потом никуда не идёт, дома сидит. Я спрашиваю, зачем моешь, дома и так сойдёт? А он мне - а вдруг? А я не готов...

- Так это, значит, болезнь.
- Так всё - болезнь. Жизнь есть болезнь белковых тел. Слыхал? Маркс.
- У него же вроде по-другому.
- Другими словами, а суть такая же.

- Отношения всегда компромисс. Сколько готов отдать, это характеризует прочность отношений. Сколько сам принять - их глубину. Вторая величина меньше, принять чужое - труднее, чем отдать своё.

- А вы были женаты?
- А как же.
- И дети есть?
- Потому и расстались, что не было. Дети... да я бы их съел. Мне нельзя детей, кровожаден больно. Господь таких метит особой метой. Во избежание ошибок.

- Смерть - вот единственный линейный вывод из жизни. Путаясь, сбиваясь, сворачивая в сторону и отступая, человек неумолимо движется к смерти, и предотвратить смерть нет у него никакой возможности. Смерть помещает человека в месте, которого он достоин. Все достижения и потери, перемены и перевоплощения суть промежуточные ступени на пути к смерти. Смерть - единственное, что достойно человека, каким бы он ни был. Она снимает всё наносное, лишнее, фальшивое и оставляет то, чем всегда был человек при жизни, и чем он будет после смерти. Смерть - это победа живущего над жизнью.

- Можно и здесь найти место, которого достоин. И жить с пользой для себя и для других. А у вас философия упадническая. Вас послушать, так и жить не захочешь.
- Вся философия упадническая. Человек упал и смотрит округ себя, и видит - вставать обратно нет смысла. Тогда он смотрит вверх - и там видит простор неограниченный. Но туда попасть можно только через умнЫе вещи. А это философия.

- Искания, стремления... метания... Надо не искать себя, а искать - где себя приложить, как сделать что-то хорошее. Хоть лапти сплести. Да подарить. А всё это... человекостроительство на пустом месте оканчивается оскотиниванием, о-оскоплением, - Матвей Тимофеевич даже запнулся на слове, - и одиночеством.

- Во-о... это же самое то, что и я вам говорил, - оживился Коля и даже встал на ноги. - Правильно, Матвей Тимофеевич! Давайте, в кино сходим?

- Для того, чтобы точно знать - где напортачил, желательно увидеть всю свою жизнь, от начала и до самого конца. Это невозможно. Но возможно. Думаешь, чего мы так напиваемся - вусмерть? А вот, для этого самого. Аид и Дионис - один и тот же бог. Вот тебе и временная "смерть", как мечталось. Утром в себя пришёл - мама родная... так это вот что было, так вот где я напортачил, эта тоска-доска вот откуда, а этот болт надо было туда, а не туда... Картина жизни делается ясной для оживающего организма. Нет ничего приятнее знать, что ты понимаешь что-то, а не просто так... похмеляешься. Лучше других санфаянс ренессанс удаётся женщинам. Мужик часто увлекается "бездны на краю", он и вообще склонен к упоению без дна. А это ни к чему. Жизнь одна, но есть и переменки, как в школе.

- Апология пьянства, - внушительно хмыкнул Коля.
- А ты в обществе трезвости? Скажи, наливать более не стану...

- Имя предателя - не называть. Пускай живёт "кротом". Имя назовёшь - появится причина. Вот, назначили предателем Иуду, с тех пор маются: не было, ну, не было у любимого ученика причины предавать учителя... если только такая, о которой знали двое, а другим лучше не знать. Подавать руку при встрече, обнимать-целовать. Обмениваться новостями. Но о главном - ни-ни. Молчок. Кто, знаю. Знаю, почему. И он - знает. Предатели - самые близкие, любимые, неотъемлемые люди, знающие причину.

- Это как я?
- Если знаешь.
- Назначьте.
- Ты же Николай. А это вымышленный святой. Он никогда не существовал на самом деле. Житие списано с другого, на соборе не был, и недаром католики исключили его из списка святых.
- А мы?
- Мы - ничего. Терпим. Нам он не мешает.
- А мне жаль его. Николая. Ведь он Дед Мороз и Санта Клаус. Нельзя ли позвонить?
- Куда?
- Туда... чтобы вернули его в пантеон, - Коля всхлипнул, так он расчувствовался от рассказа о злоключениях вымышленного епископа Мирликийского. - Он же совсем один... ведь, это про него сказал поэт: "Но ходят по морю святые и носят звёзды над водой"!
- Да, он покровитель моряков. Пойдём. Мы там наведём шороху.

Двое друзей поднялись с ящиков из-под яблок "Слава победителю" и пошли со двора, поддерживая друг друга.


19 сентября 2015 г.