Новая великая идея

Андрей Козлов Кослоп
Начал и уже набросал план статьи про  "Великую идею", как вдруг попался ролик Николая Старикова, где тот говорит, что "великая идея" должна обязательно быть, она есть "метафизика власти". Мы рассуждали о в "великой идее" не в связи  жестко с природой и задачами Власти. Но это та же самая"великая идея".
"Великая идея" - религия, идеал, социальная идеология, миф перспективы, мифологема светлого будущего.
Историко-культурный опыт, где мы не имеем и даже стремится не учитывать легенды и сказки - тоже миф.
"Великая идея" - вид веры. Не "тоже вера", но именно вера в сущности, инвариант разного рода вер.
"Великая идея" формирует класс ответственных людей, у которых запущена поисковая активность, которые имеют сверхзадачу, которые общественно и культурно ориентированны.
Великая идея - не элитарность, хотя семантика высшее в обоих терминах. Когда в высшее попадает зависание над прочими миллионами  двуногих тварей, что в обиходе западных традиций и означает элиту, то такое высшее-элитарное как раз является отсутствием или потерей великой идеи, её падшим ангелом.  Зависание над - есть разрывающая, ломающая общественный солидарный принцип человека, составляющей его феномен культуры, которая в свою очередь есть кладезь великих идей, способных электризовать индивида, создавая из него личность. Элитаризм - по существу  тенденция к нарцисизму, социальному десоциализаторскому  инцесту. Так что  антиэлитаризм  (по-французски: эгалитэ = антиэлита)  и ведёт к великой идее.
ВИ (великая идея) носит международный характер. Она универсальна. Она нужна именно как примат, иначе это совсем другое. В религиях ВИ присутствует, но не тождественна им.  Скорее религии  проповедуют, заповедуют верность ВИ. Но религия не создаёт ВИ. ВИ  принадлежит личности.  ВИ генерируется (равно: передается) поэтически, так ВИ абсолютна, универсальна и расположена в плоскости субъективного. Она есть способность индивида к экзальтации, способность индивида принимать решения самостоятельно. 
Великая Октябрьская Социалистическая Революция (ВОСР)  на сегодня максимальная форма великой  ВИ в истории.  Но ВИ в рамках ВОСР она не была осознанна принципиально и  научно, не была в центр. Она была близко к центру, но не в самом центре. Понятия великой идеи в догмате советской коммунистической веры не было..
а) не было сформулировано, что ВОСР - религия (= ВИ),
б) не было понятно, что класс - это адепты, обладающие "верой", ответственно ориентированные на идеалы ВОСР,
в) вера есть универсальное состояние максимально и прогрессивная социальность и это также звучало, но не формулировалось.
Тем не менее, история религии ВОСР,  культура Советского народа и есть  священная история ВИ ВОСР.  ВОСР как религия не смогла стать именно ВИ.  Центром советского коммунизма был рабочий класс, партия, госсобственность, коллективизм. Идеи вообще не могли быть "первичны". так первичным была "материя", то есть, экономика, материально-техническая база. Даже политическая власть становилась над экономикой, только в некоторые особые моменты.
Сейчас и общество РФ и всего мира переживает отпад от ВИ, что является деградацией, декадансом, тяжелой социальной болезнью.
То есть, необходим либо Ренессанс очищенной до ВИ идейности ВОСР, либо новая ещё более универсальная чем коммунизм ВИ. 
Миф как бы "состоит" из разных мифов. И мифологических систем много. Но во всех  случаях миф  существует для указания на универсальную всечеловеческую коммунистичность, на социальный Абсолют. Лосев применяет термин Абсолютная мифология.  У Голосовкера есть Имагинативный Абсолют. Видимо, речь об одном и том же.
Бхакти, любовь к ближнему, латинское religare, означающее  "связь, солидарность", космизм, свобода-равенство-братство, холизм-целостность, хилиазм (сверхзадачный соцпроект) , перманентное творчество, поисковая активность, социализм, - это всё состояния и векторы количественного и качественного Абсолюта.
Холизм (целостность) в общем-то так или иначе толкает к тому, чтобы преодолевалось узость и ограниченность. Хилиазм (стремление к царству небесному на земле) - ни что иное как "сверхзадача": должна быть мечта, мечта должна реализовываться на практике.    Коммунизм всему этому не противоречит. Коммунизм  - это вера, это активное и победившее политически количество людей,  которые, сориентированы на "великую идею". ВИ - нравственная идея, но не символ, не назидательство и морализм, а реальная внутренне реализуемая, и являющаяся "внутренней" потребностью качество субъекта, она -высший институт,  художественное мышление. Механизмы великой идеи уже самым разным образом разработаны.  Это не социально-экономический проект, это интеллектуальная алертность, бутстреп, новое научное мышление Ф. Капры. Каста людей, которые обладают поэтическим мышлением, которые являются развивающимися личностями, она несёт ВИ, и при помощи в первую очередь ВИ, как инструмента, осуществляет общественные изменения. Эти изменения могут происходить параллельно с каким-то другими процессами.  Сопротивление ВИ нередко происходит как раз за счет того, что некоторые люди "сознательно" или "ошибочно" смешивают ВИ с примесями иного "происхождения"
У этих Личностей, несущих ВИ,  мышление-ментальность выстроены мифом, то есть картиной,  которая стимулирует стремление увидеть-понять Абсолют, точнее рассматривать реальность с учетом, что Абсолют имеет быть. . . Коммунизм - инвариант христианства, индуизма, буддизма, конфуцианства, даосизма, светской поэзии, романтизма, сказок, игр, истории, мифологий, фантастики, юмора, ироничности, то есть, всякого активного, позитивного и творческого мировоззрения. Не система наставлений и заповедей (религия), именно литература (изящная словесность, поэтическое) генерирует ВЕРУ.  ВЕРА - это сверхзадача, поисковая активность.
            В трактате "Чжаун-цзы" есть притча про силки. Силки нужны, чтобы поймать зайца, когда заяц пойман силки не нужны. Так что в сущности не важна форма или  инструмент в качестве мифа, религиозных преданий, мифов, созданных художественной литературой, фольклором, кинематографом. В сущности это так называемая вера в себя, которая всегда обретается когда  этом Сам, этот Я имеет у веру в Абсолют. Наука может взглянуть на "веру" как на психологический тренинг.  Суть и механика  в атотренинге и вере одинаковая. Технически дыромаляи достигают фефекта. Проблема сектантов и "авторитетных несектантов"  в том , что они отвергают "другие" веры, другие мифологемы (то есть, в том, что они все "сектанты"). И делают это не из крепости своей веры, а из стремления сохранить "силки" и закрепить эффект возникающей веры за "основным капиталом" в качестве своего  церковного института. Такое "отвержение" другого-иного (которое является по сути таким же) их самих зацикливает на форму, поверхность  "своего" предания. Прыгают-скачут через костёр и ничего из этого не происходит.  Смысл же в том, чтобы состоялась  выстроенность мысли в бесконечном универсуме, в бесконечном "семантическом денотате" . Микрокосм осатаневшего униатского священника или какого-нибудь "бога Кузи" (есть таковский) , коли они говорят о Боге и Абсолюте, может поманить какого-то недалекого человека, но "реально" этот микрокосм - симуляция Абсолюта.   Межрелигиозные и религиозно-атеистические диспуты на этот счет малопродуктивны, так чаще всего обе стороны толкуют о манифестированном Дао, которое не есть Дао.
Главное в том, что миф,  привлекая к себе адепта, делает его личностью (субъектом), которая получает Сверхзадачу и перманентную поисковую активность.
Тексты называют, канонизируют, гармонизируют, классифицируют, исследуют, строят. Но Великая идея навевает "сон золотой", она объявляет "охоту на носорога".  По форме "реализм" ВИ прямо противоположен мудростям и порядкам других институтов, она  "тренирует" творческость личности (реальности, открытия, правды - являются лишь расходным материалом). Мудрость высшей (божественной)  ментальности  в художественно-поэтическом творчества личности.
Холизм (целостность), хилиазм (устремленность к большому соцпроекту),  всё это  совпадает с поэтическим. Лишенная поэтического (или  с поэтическим на периферии, с симуляцией ли поэтического состояния)  ВИ  становится декоративной добавкой к соцкультбыту, превращается (о великий русский язык!)  в нечто "убогое".  Такая убогость вполне устраивает бюрократа, технократа, партократа, теократа. Чистая,  дышащая жизнью ВИ с её мечтой о социализме-хилиазме чужда, непонятна  технократу-карьеристу, накопителю финансов и активов.
            Поэтическое не совсем то, что мы чаще про него думаем. Его функция проще (но и возвышеннее), чем заморочки с ямбами, хореями, катарсисами, анатомиями душ, реализмами, романтизмами, срываниями масок,  многоголосьем,  белением снега в хрустальной вазе, чудесами композиции и подводными течениями.  Оно несёт нам художественное мышления автора, и возбуждает поэтичное мышление в нас. Такое мышление несут и фольклор, и природа, и любовь, и слёзы, и физика, химия, математика (конечно, побочно, ибо если есть творчество, то неизбежно появляется поиск, творчество, приглашение Абсолюта и Веры ко всякому поиску).  Косвенно на художественность научного поиска указывают и фантазии Льюиса Кэрролла, и саенсфикшн,   и признания Дарвина,  и  "новое научное мышление" Фритьофа Капры,  и  пручудливая философия-теософия Николая Федорова.  Да и простая логика, если активная, способная, честная, летящая в облаке огня личность, будет работать. Практика часто-часто  рушит предсказания логики, рациональных теорий. Проблема? Да нет никакой проблемы, просто в базисе  общественной культуры совсем не наука, и совсем не религия.  в базисе - личность. Религиозные деятели такую "личность" называют " душой христианина",  а ученые - "наблюдателем" или "субъектом".  Без "субъекта" (активно, желающего, творческого)  не произойдет никакой науки, никакой политики, никакого социализма.  То есть, в базисе  Личность с объёмом  идей, установок, мифов, мечт, самоидентификаций  и фантазий.  Большебуквенная Личность - первична, она создает  миф (коммунистическую мечту-веру),  потом возникает  продвижение к новому лучшему укладу. В условиях нового уклада появляются и вырастают новые люди, создающие  новый уровень социальной материи. Индивид-субъект, принимающий решения сам из своей веры, не взирая на  бытийственные обстоятельства и прочую сермяжность  - первичен относительно  экономики, природы, вещества  и  социально-экономических бурлений.  Расцвет общества осуществляется Личностью (людьми-личностями), сориентированной на сверхзадачу, на выстраивание коммунизма.  Личность - конечно, именно и неизбежно коллективистский "институт".

ВИ - это  неизбежно внешне (в презентациях ) некий виртуальный мир, таинственный остров, неведомая страна, параллельный мир, необычный волшебный человек. Читатель знает и то, что это"вымысел",  и также, что тут истинная правда, вместе получается разряд, так что на мгновенье мы "видим" (вкушаем, чуем, реализуем, а не теоретически догадываемся)  яркую вспышку Абсолютного бытия.  По-видимому, мы всё же уже имеем чистоту  в зеркале сердца, и она вдруг выходит из спящего режима. Этот  опыт  вспышки Абсолюта позволяет нам решать задачи на путях и перепутьях. Мы реализуем, что наследник и предсказанный мессия мы сами. Да, появятся волшебные помощники, которые нам помогут вернуться на правильный путь - к обретению самого себя.
ВИ  не означает, что сансара грязно-шаршавого физического бытия для нас в игноре, совсем нет. ВИ как фонарь, который нас и внутри и вне освещает нам наши дела и мысли об экономике, политике, войне, мире, здоровье, семье, воспитании, переустройстве земного царства, полётах к звездам. 
То есть, научнонаучный коммунизм заключается  количестве и качестве личностей , у которых есть "вера" (понимание всего того, о чем мы говорили выше), обычная простая вера, что надо стараться, искать и непременно получится, а не видение каких-то сверхъестественных неземных чертогов. "Чертоги" - метафора-символ.   

Утрата "Великой Идеи" происходит путём замены Великой идеи её служебными инструментами (самоцельным обрядом). Иной раз средневековая религия рассматривается как обскурантизм, пренебрегавший образованием и знанием фундаментальных причин  материального бытия. Но и рациональное, научное, новаторское, креативное -  тоже лишь инструменты, а не сама Идея. НТР и рацио всё же становятся частенько на место "великой идеи", тогда происходит утрата, наступает декаданс. Научное мышление может обратить внимание на факт такого декадентства, понять, что сухая и серая наука как-то повредила  зеленеющему древу жизни.
То есть, задача состоит в возрождении "Великой идеи" (а потом уж промышленные, финансовые, научно-технические, парламентские проекты) . Классики уповали на диалектику и перманентное развитие. Но "диалектика" не улавливается наукой. Наука лишь наблюдает и теоретизирует. Философия мудрствует лукаво ли, нелукаво ли, но лишь мудрствует. Диалектика, творчество, инноватика - не может быть продуктом ни науки, ни техники. Этот тренд - продукт поэтического, художественно-творческого мышления.

Литература-Поэзия отлична от прочих институтов, видов мышления, форм дискурса тем, что  имеет свойства всех остальных.
Худлит  как техника создаёт конечный продукт.
Как наука Поэтическое имеет светский, нефундаменталистский характер, является разомкнутой недогматической системой образования.
Как религия  имеет дело с идеальным, фантазийным, внутренним миром человека, выстраивает нефизическую метафизику. Как религия видит свою миссию в воспитании.
Как  эстетические ритуалы  Поэзия гармонизирует важное, обязательное, ценное и так далее, создавая этносы, государства, движения..
Как мифология или история сохраняет культуру.
Как язык творит  языковые формы, нормирует, обслуживает коммуникативную потребность общества, культивирует язык и даёт ему быть. 
Но специфика в том, что худлит генерирует и регенерирует "Великую идею", которая и позволяет возникать или восстанавливаться феномену Личности.  Таким образом, мы имеем высший духовный институт.
В предыдущие эпохи ошибочно под таким "высшим"  институтом-дискурсом понимали Технику, Науку, Религию с её богословием, патриотические гимны, древние традиции, язык.  Но "высшим дискурсом" является художественное мышление, порождаемое,  создаваемое  ПОЭЗИЕЙ-ХУДЛИТОМ (поэзия с греческого - созидание) . Стариков покамест в центре видит Власть (то есть государство) , но сам же замечает, что для власти нужна метафизика в виде Великой Идеи (ВИ).  Но как и священники (а Стариков, как политолог,  нечто наподобие священника)  лишь указывают на метафизическую  Великую Идею. Откуда же она (эта ВИ)  берется, они (за исключением святых странников) не знают.  Святые и бодхисатвы в качестве высшей инстанции всегда  называют не церковь и религию, а душу,  её  "спасение" и веру.  Вера - это даже и не качество Личности, это практически синоним Личности. 
     Диспуты на тему, кто выше и правильней православие, ислам, буддизм, Чегевара, Маршак, Булгаков или Аркадий Гайдар, бессмысленны. Выше всегда "реализованная",  "летящая в облаке  огня" Личность. Если такой полёт спровоцируют  частушки Старика Букашкина, то значит ему и спасибо, а Шекспир пусть почивает в пыльных архивных фондах библиотек. Если заяц пойман, Шекспир не нужен.
       Сырая картошка не съедобна, сырая и незрелая ещё и ядовита. Картошку нужно в нужный момент собрать, сварить, немножко посолить, добавить масла, соленой капустки, рюмку водки, кусочек хлеба... И тогда мы вдвоём, втроем, вчетвером сели вокруг стола и вкусно, весело поужинали. А без творческой переработки, сервировки (мы тут имеем ввиду Личность с Её активностью, творчеством, революционностью) мировая культура  (со всеми религиями, литературами, философиями и энциклопедиями) -  не более, чем несъедобный грязный корнеплод.  Вся вчерашняя культура должна быть решительно, смело и радикально преобразована, вплоть до рождения заново Личностью.
           Может эта великая идея не такая уж "новая". Но эта идея никогда ещё не была  на флагах наших баррикад, крейсеров,  наших шхун, идущих из Мексики на остров Кубу... Но в тоже время именно она (эта ВИ) и была над парусами, летя ангелом-хранителем, невидимо  провожая нас к победам.   
                15 сентября 2015
по теме ещё: http://www.proza.ru/2015/09/18/669