Незачет

Сергей Ирюпин
– Группа, равняйсь! Смирно! Товарищ полковник, группа номер один для сдачи зачёта по физической подготовке построена!
– Вольно!
Мы стоим в две шеренги возле спортивного городка. Форма одежды номер два – галифе и сапоги, голый торс. Рижский июнь нежарок. Легкий ветерок с Киш-озера овевает обнаженные спины. Мы сдаём норматив по подтягиванию на перекладине. Подтянуться надо минимум шесть раз. На зачёт.

Скажу честно, никогда не был любителем физических упражнений. Бег, прыжки, подтягивания – не моё. В школе был самым «неспортивным». Ненавистную «физру» пропускал с удовольствием. Лишь незадолго до поступления в училище начал уделять внимание физподготовке. Стал делать пробежки по утрам, подтягиваться, отжиматься. Но этого, видимо, оказалось недостаточно. С первого курса по всем этим показателям я самый последний: медленнее всех бегаю, хуже всех прыгаю, меньше всех подтягиваюсь. И, как правило, не укладываюсь в требуемый минимум. Вот только марш-броски на длинные дистанции выдерживаю. Они мне даже нравятся.

– Курсант! – слышу свою фамилию.
– Я!
– К снаряду!
– Есть! – привычно чеканя шаг, подхожу к турнику. Парни нашей группы шутят про меня: отход-подход – пять баллов, выполнение – два балла, общая оценка – три с половиной.
– К выполнению упражнения приступить!
– Есть!

Бросаю взгляд на группу. Кто смотрит насмешливо, кто – ободряюще-сочувственно, кто – безразлично. Нахожу взглядом командира отделения, сержанта Витю Агафонова. Вот уж кому точно не всё равно. Придя в училище из армии, он имеет опыт военной службы и звание сержанта. И, с первого курса, став командиром отделения, берёт неуклюжих вчерашних школяров под свою опеку. Меня в том числе. Терпеливо и без раздражения учит всему. Как наматывать портянки, пришивать подворотничок, расправлять складки под поясным ремнём, заправлять постель, складывать одежду перед отбоем. И многому, многому другому. Занимается со мной «физо», учит подтягиваться, объясняет технику выполнения. Теперь, благодаря его стараниям, я запросто могу подтянуться гораздо больше шести раз.

Но если бы всё было так просто… Первый год в училище, по большей части, ушел у меня на привыкание, адаптацию. На втором курсе вполне освоился, учёба и служба пошли своим привычным чередом. Ещё немало времени и сил заняли сердечные дела: влюбился, после второго курса женился. А с начала третьего стал всерьез задумываться: профессия военного политработника – это действительно моё призвание? Засомневался… Потом открыл мир компьютеров и программирования. И вот что странно: на втором курсе были какие-то занятия с компьютерами – внутри ничего не шелохнулось. А вот сейчас – прямо первая любовь. Таскаю с собой повсюду микрокалькулятор Б3-34 и программирую. Пять месяцев назад я подал рапорт об отчислении «по нежеланию продолжать обучение». Только начальство не верит в серьезность моих намерений. Но из комсомола на всякий случай исключили. И на совет училища вызывали, стыдили, ругали, пугали отправкой в Афганистан. Стою на своём. Однако приказа о моём отчислении всё нет и нет. Поэтому решил «валить» эту сессию. Я должен не сдать ни одного экзамена, ни одного зачёта.

Слегка подпрыгнув, хватаюсь за холодную трубу турника. Начинаю подтягиваться. Раз, два, три, четыре, пять… Сил более чем достаточно. Но… Прости меня, Витя, мой командир и тренер. Впрочем, ты всё знаешь, я тебе уже всё рассказал. Разжимаю пальцы, отпуская перекладину. Докладываю:
– Выполнение упражнения окончил!
– Стать в строй!
– Есть!
Становлюсь в строй, не обращая внимания на сочувственные взгляды. Зачёт не сдан. Мой будущий институт, мои компьютеры и программы – ждите меня. Я уже скоро.

// Июнь '86