3000 метров над уровнем моря

Игорь Лазарев
Нас было 8 человек, не считая водителя, который с трудом поднимал свою желтую старую маршрутку по горному серпантину, то и дело успевая за крутыми поворотами. Некоторые из нашей группы уже были в горах, но большинство шли в поход впервые, мало имея представления о том, что ждет впереди. Поездка занимала около пары часов, которые мы активно знакомились, потому что в таком составе встретились впервые. Руководил нашей группой и восхождением Тимур, перспективный Майкопский психиатр, который последнее время работал в Москве и еще верил в медицину (правда больше в частную), любил женщин и жизнь. Последние несколько лет он постоянно ходил в горы, и был самым опытным по этой части, поэтому смело получил роль лидера нашей разношерстной команды. Младший брат Тимура Рамазан и его друг Амдул, которого я почему-то всю дорогу называл Абдул, ехали на переднем сиденье и наигрывали на гитаре партии из своих песен (оба играли в хард-рок группе). Они тоже несколько раз уже были на восхождении - их глаза горели в предвкушении покорения новой вершины. Еще двух ребят я не знал совсем. Руслан был обут в военные "берцы" и камуфляж,  поэтому я сделал вывод, что он служит либо в армии либо в МЧС, он мало говорил, но единственный из всех взял фотоаппарат, чему я был несказанно рад. Сергей, кажется его друг, которого все называли "напер" (потом я узнал, что так называется фольга для курения травы в южных городах) работал "следаком" в Москве, его отличали хитровато-скользкая улыбка и татуировка святого Патрика на ноге. Единственную девушку звали Рита, она тоже работала психиатром и пошла в горы вместе со своим парнем Сашей - помощником капитана из Новороссийска, он недавно вернулся из плавания и ждал приключений теперь на суше. Замыкал эту интересную компанию я - нарколог из Питера, который к своим 30 года разочаровался во всем, в профессии и любви, раз в неделю ходил к психотерапевту, а по выходным любил выпить абхазского вина или виски с колой. Я, собственно говоря, был рад любой смене обстановки, климатического пояса и высоты над уровнем моря.
Последние 30 минут поездки все зачарованно смотрели по сторонам: из окон "Газели" открывался сказочный вид на горные вершины, перевалы, реки, облака, до которых вот-вот и достанешь рукой. Всю бессмысленную суету столичной жизни вымело поганой метлой из головы минут через 15 и я так бы и сидел в безмолвном созерцании, пока не услышал голос Андрея (так звали водителя): "Выгружайтесь, дорога кончилась!". Дальше предстояло идти пешком. Телефон уже не ловил, чему я был несказанно рад, и, прошептав про себя "свобода", закинул на плечи рюкзак, который оказался самым легким из всей комынды. Мне как наркологу доверили нести только "полторашку" спирта, из которой нужно было сделать первоклассный джин, смешав этанол с водой из горного ручья и ветками молодого можжевельника. Остальная часть рюкзака была набита теплыми вещами, которые должны были пригодятся во время ночевки в горах. Полные энтузиазма и жажды приключений мы двинулись в путь! Стройной цепочкой мы пошли вверх: аромат южных трав, пение птиц и солнце (большая редкость для жителя Петербурга)радовали душу и тело! Однако энтузиазм стих через 15 минут подъема под небольшим наклоном, пробираясь между деревьями и прыгая через горные ручьи. Рюкзак неожиданно показался набитым свинцом, в горле пересохло, я проклинал каждый килограмм жира, каждую конфету, съеденную после 6 вечера, которые делали таким невыносимым этот подъем. Тимурчик бежал вверх как сайгак, казалась слово усталость было ему не знакомо. Через час был первый привал - долгожданное спасение для "забитых" ног, возможность перевести дыхание и напиться воды из горной реки, прекраснее которой казалось тогда нет ничего на свете! Дальше мы шли, преодолевая перевал за перевалом, спускаясь и поднимаясь, пока усталость не стала чем-то привычным, жажда - временным дискомфортом, а боль в ногах просто болью в ногах. Я почти не разговаривал ни с кем из-за сильной усталости, только мысли как пчелы роились в голове, припекаемой южным солнцем: потеряна любовь и смысл жизни, которые, уходя, оставили невыносимую пустоту, скуку, и нелюбимую работу. Что ждет впереди? Но впереди была только дорога вверх до последнего перевала, за которым начинался спуск к приюту, где нам предстояло ночевать. Через час палатки были уже поставлены, "джин" охлаждался в горной реке, а рядом с костром голоса уже пронизывали воздух бессмертными песнями группы "КИНО". К черту эти поганые мысли, жизнь здесь и сейчас и она прекрасна!
После нескольких кружек спирта усталость как рукой сняло, настроение отдавало привкусом эйфории: хотелось петь, пить, танцевать и смотреть на горы! Из соседних палаток доносились песни Высоцкого и Розенбаума, воздух становился прохладно-умиротворяющим, хотелось остаться здесь навсегда. Как я раньше мог так не любить жизнь? Постоянная гонка: учиться лучше всех, любить как в романах, работать с великими учеными. Где это все? Что стало с любовью? Скитание из города в город, что бы исправить ошибки, которые не возможно исправить, загубленная карьера, не видеть как растет твой сын....Только не сейчас, здесь некуда бежать, некого обгонять, только ты, туман, нежно сбегающий с вершин, Высоцкий, все здесь и сейчас, только здесь и сейчас.
Но счастье не может продолжаться вечно, на следующий день запланировано восхождение на вершину - основная часть нашего похода, поэтому все легли спать, что бы в 5 утра выдвинуться вверх, к вершине, и ни шагу назад.
В 5.30 Тимурчик повел нас новой тропой, где через 30 мин начался постоянный подъем. Через час ноги "забились" так, что боль пронизывала каждый шаг, суставы скрипели, еще через час я понял, что не могу больше идти, тогда сделали первый привал. Назад пути уже не было. Вскоре начались скалы, стало немного легче, приходилось использовать руки, и в этот момент ноги немного отдыхали. Еще через час я начал понимать, что каждый шаг станет последним, тело напрочь отказалось меня слушать. На последнем привале ребята объяснили, что скоро начнется ледник, а там могут быть расщелины, через которые нужно прыгать, что нужно быть аккуратными, или лучше остаться, если ты не уверен в своих ногах. Но я не хотел, что бы вся группа возвращалась из-за меня назад, тогда собрал последние силы и пошел.
Дельнейшее восхождение я молчал, голова как арбуз наполнилась семечками разрозненных мыслей: какой я был дурак, что думал о самоубийстве еще пару лет назад, какими смешными казались те проблемы здесь на 3000 метров над уровнем моря. То, что я считал любовью, было зависимостью. В постоянной гонке и самосовершенствовании нельзя победить, нельзя стать лучшим из лучшим, - ты всегда будешь несчастен. Но главное что я понял, что можно стать счастливым и это можно сделать только сейчас, например, здесь на 3000 метров над уровнем моря...

P.S. Эти рукописи мы нашли в рюкзаке Никиты, он трагически погиб при восхождении на вершину (сорвался в расщелину практически сразу, как мы взошли на ледник, до вершины он так и не дошел).
Я напечатал этот текст, ведь это были его последние слова и мысли, его друг, Тимур.