Из опыта эмиграции

Николай Петрович Мосин
Смотрю я на этих ребят, что толпами к нам в Германию лезут. С одной стороны я здесь 20+ лет и считаю себя немцем, хоть и говорю с акцентом. С другой стороны, не забыл, как приехал сюда голый-босый, с двумя клетчатыми сумками. Куда мне деваться? Ткнулся в местный университет, и мне почти стразу дали стол с компом и свой закуток, адрес эл. почты и многое другое, очень  все солидное. Вот только зарплаты не дали.  Через пару месяцев такой работы добровольцем я понял, что и не дадут.  Хорошему физику - да; математику - может быть; а философу с советским дипломом - нет. А вокруг полно соблазнов, от новеньких машин до поездок в Италию. Денег нет только. Как быть? Руками я делать ничего не умел, да и сейчас не умею.
---
Таксистом - нет, не для меня, я плохо в городе ориентируюсь. Пошел учиться на водителя грузовика дальних рейсов. Там познакомился с ребятами-турками, разузнал кое-что и перешел на курсы мусорщиков. То есть водителей мусороуборочных машин, тоже чуть не год надо учиться.  Жена в слезы, скандал -  я буду женой не доцента, а мусорщика!? Потом, когда начал работать, еще того хуже - от тебя помойкой воняет.  Но как я стал получать зарплату сначала помощника оператора, а потом оператора, и из тесной квартирки мы перебрались в домик за городом, все оказалось не так страшно. А запах, так это тьфу, принял душ и как новый.
---
Ладно, пока я боролся за чистоту нашей планеты за штурвалом мусороуборочного комбайна, мои коллеги на территории бывшего СССР продолжали академические карьеры. Иногда заезжают. Старый друг Юрик нынче профессор социологии в крупном российском провинциальном городе. Был на конференции в Сорбонне. Позвонил, приехал в гости. Ладно, выпили, расслабились. Он профессор, я оператор. Он ездит на конференцию в Сорбонну, я на нашу городскую свалку. Но я (и даже мой ассистент Мустафа) совершенно самостоятельные люди. А Юрик, получив приглашение на конференцию, начинает искать спонсора. На билет Новосибирск-Париж даже эконом-класса и самую дешевую гостиницу у российского профессора нет средств.  Дальше, из Парижа он приехал (с молодой женой!) на автобусе, как те же мигранты.  Моя жена повела его жену (его же бывшая аспирантка) по магазинам. Так ей обычные магазины не по карману, только всякие уцененные, армия спасения и все такое. Я человек робкий, застенчивый и мне предложить Юрику подержанный планшет или какую электронную безделку неловко. А жена его жене без всяких какие-то тряпки дает, а та берет с радостью. При том, что Юрик уважаемый ученый в своей области.  Запах свалки легко смывается, а вот запах нищеты - стоек.
Что до престижа, то в античном мире философы имели нетрудовые доходы, а если нет, то не брезговали самым случайным заработком. Жили в бочках, пытались трахаться прямо на улице, хипповали одним словом. Вот как раз софисты, то есть профессиональные преподаватели, имели дурную славу. Продавать мудрость за наличку считалось у них западло. Впрочем, я не философ. Никогда им не был. Случайно туда попал, хотя в основном все это мне нравилось. И нравится. Эмигранту нужна гибкость.