Мастерская

Василий Макаров
                «Природа не храм, а мастерская,
                и человек в ней работник»
                И. Тургенев

Погода стояла хмурая, дождливая. Воздух был наполнен влагой. Густой и тяжёлый он пропитывал одежду, стекал по складкам. Холод пробирал до костей. Серые голые деревья напоминали мне одну старинную чёрно-белую фотографию. Они стояли вдоль дороги как очередь нищих к полевой кухне. В выцветшем серо-коричневом пространстве яркими желтыми пятнами выделялись лишь наши плащи дождевики.

Мы с Алексеем уже второй час месили грязь непролазной грунтовой дороги, возвращаясь на станцию № 42. Любая колёсная техника, окажись она здесь, увязла бы в два счёта. Внезапные неполадки в атмосферном модуле вынудили нас совершить этот девятикилометровый пеший марш-бросок.

- Как мне эта грязь надоела, - отирая капли дождя с лица сказал Алексей. - Знаешь, это весьма символично - убить природу именно в такой день.

Я даже немного вздрогнул от его фразы. Проект по глубокой трансформации биосферы с промежуточным терраформингом как то не вязался у меня в голове с таким грубым архаичным словом.

- Стой, - я схватил его за рукав и потянул к себе, - ты действительно считаешь, что мы её…

- Убьём? - он закончил за меня предложение, поскольку мой язык отказывался это выговаривать. - Ты совсем за своей проектной документацией света белого не видишь.

Алексей мягко высвободил свой рукав, сунул руки в карманы и отошёл на пол-шага. Его прищуренные голубые глаза пристально смотрели на меня, как будто пытались решить задачу записанную где-то внутри моей головы.

- Что ты видишь вокруг? - словно найдя ответ спросил он.

- Ну… дорогу, берёзы тут растут, ёлки. Там вон поле травой поросло, а за ним ещё лесо-полоса виднеется.

- И вот этого всего, - его голова сделала неопределённый жест в сторону от дороги, - вот этого всего завтра не будет.

Судя по выражению лица Алексея, вид у меня был глуповатый. Ну конечно я знал, о чём он говорит. Проект трансформации биосферы, или трансбио, как мы называли его в лаборатории, подразумевал полную смену климатических поясов Земли. После завершения проекта на Земле настал бы рай, по крайней мере именно таким его представляют 90% людей. Умеренная температура, не выше 35 градусов почти по всей поверхности суши, никаких засух, сезонов дождей, заморозков. Ну и смены времён года тоже не будет. Выравнивание оси вращения Земли было одним из самых ответственных этапов проекта. Конечно такие перемены не могут не затронуть живых существ. Но наши биологи хорошо потрудились и подготовили несколько десятков видов растений и животных наиболее приспособленных к новым условиям жизни.

Алексей уже не смотрел на меня, а перевёл взгляд на поле, открывающееся нам в просвете деревьев. Дождь вроде прекратился, но водяная пыль висела в воздухе туманом создавая ощущение чего-то таинственного и загадочного.

- Я с одной стороны рад конечно, не будет больше этого холода, слякоти, комаров. - при слове «комаров» Алексея аж передёрнуло, до того он не любил этих вредных насекомых.

- А с другой стороны… я тут подумал, а ведь мы потеряем часть себя. Я имею в виду не нас лично, а человечество. Тысячелетия мы боремся с природой, завоёвываем себе место под солнцем, потеплее да поуютнее. Борьба за выживание сменилась борьбой за комфорт. А сейчас и эта борьба подходит к концу - мы победили.

Он резко повернулся ко мне, - Знаешь, я иногда думаю, что мы ошиблись, - Алексей пожал плечами и как то виновато посмотрел на меня. Вид у него был совсем не как у победителя.

- Но расчёты проверены тысячу раз… - начал было я.

- Я не про расчёты, я тебе про смысл толкую. После того, как мы убьём природу, не останется ничего хоть отдалённо сравнимого с человеком, такого же сложного, многообразного. Мы останемся одни. И знаешь что произойдёт?

- И что же? - я всё не мог понять к чему он клонит.

- А вот что! Представь себе, что наша сложность, богатый внутренний мир и всё такое, это лишь отражение сложности внешней. Знаешь как работает камера обскура? Изображение проецируется внутрь пустого ящика. Красиво снаружи - значит будет красиво внутри, и наоборот. Но сам по себе ящик пустой!

Алексей прервался на полуслове, посерьёзнел и зашагал, чавкая грязью, к станции № 42. Там сейчас велись последние приготовления, проверяли состояние модулей, тестировали сейсмо-генераторы. Через восемь часов начнётся эксперимент, подобного которому ещё не видел свет.