Фотошоп - 57

Николай Шурик
     Многие считают, что фотошоп – это достижение компьютерной техники. На самом деле, правка фотографий под названием "ретушь" появилась практически одновременно с самой фотографией, той самой, еще черно-белой. Сначала это было оформление наружных краев фото, добавление текста, «мушек» на лице, затем, удаление морщинок, «правка» причесок…
    Затем в разных странах, и в Союзе тоже, появилась «политическая ретушь», когда на фотографиях прошлых лет нужно было «удалить» бывших друзей, соратников (однопартийцев, членов ЦК), которые к этому моменту перешли в разряд нежелательных элементов, а, порой, даже были «выретушированы» из жизни. Потом эта проблема закончилась.
    Объединение разных фото было востребовано во все времена.  Понятно, что наиболее частым  вариантом были «он и она в сердечке», кроме того, одиночные, парные и групповые фотографии на фоне цветов, памятников, достопримечательностей  или рисунков. (Это сейчас многие россияне могут похвастаться НАТУРНЫМИ фотографиями своей личности на Эйфелевой башне, рядом с египетскими пирамидами, в буддистском храме... Но ранее даже мечтать об этом было смешно).  Фото печатались на тонкой фотобумаге, вырезались, компоновались, проводилась ретушь заготовки или негатива после пересъемки.  Такой коллаж порой было невозможно отличить от натуры.

     Увы, два раза, когда я касался этого вопроса практически или на словах, ситуация для меня (и не только) заканчивалась не лучшим образом. Думаю, за давностью лет, эти истории уже не несут на себе гриф секретности, почему я и помещаю их на своей страничке.

     Первая история – чисто школьная. Где-то я уже признавался, что с фотографией у меня часто были проблемы. Конечно, старшекласснику ходить с фотоаппаратом «Любитель» было не очень солидно, но в те годы понятие «дресс-код» еще не было определяющим, да и классическое «На безрыбье и рак – рыба» позволяли мне пользоваться этой вещью, тем более, - натуральная зеркалка. Короче, много ли, мало ли, но снятых мной школьных фотографий, понятно, была не одна и не две…
          
     После объединения мужских и женских школ мальчишки и девчонки еще долго не могли найти «общего» языка. Мой друг Гриша Ременюк был одним из тех,  у кого этот процесс шел особо медленно.  Может,  поэтому, я выбрал именно его для объединения с девчоночьей компанией. Короче, он оказался в центре, по левую руку была Неля Климко (генеральская дочь), а по правую - Рита Гоптаренко.   
     Сам он, увидев мою работу, только покачал головой, но не выразил ни возмущения, ни восторга.  Фото он молча взял, а девчонкам (они - малявки, года на два младше нас) передал через Максимова, их одноклассника, что вместе со мной занимался в радиокружке. Пара дней прошла спокойно, а на третий…  Гришка подошел ко мне и, глядя в сторону, попросил зайти к ним и поговорить с его мамой.
     Оказывается, одна из девчоночьих мам, увидев у свой дочки это фото, тут же позвонила Гришиной маме, которая была не в курсе (сын не спешил хвастаться дома своей "раскованностью", а шутки и приколы приветствуются далеко не во всех семьях). Короче, разговор принял не самую лучшую форму.  По тем временам кадр, на котором он на людях держит под ручку двух девушек, свидетельствовал, либо об очень серьезных намерениях, либо дискредитировал девушек (из приличных семей), что, в любом случае, говорило о нем не с лучшей стороны.  То, что это была фотошутка, было отвергнуто сразу, потому и нужен был автор «компрометирующего» снимка, который смог бы объяснить историю его появления.
     Вообще, Гришина мама всегда ко мне относилась хорошо и часто ставила ему в пример. Потому, для нас этот 15-минутный разговор был весьма напряженным, и я впервые услышал в свой адрес серьезные упреки, если, и не во всех смертных грехах, то в половине их. Учтите, тогда в Союзе в помине не было терминов «папараццы»,  «желтая пресса», «жареные факты». Все, что было написано в газете или сфотографировано, не подлежало сомнению…
     После того, как я смог убедить, что снимок – фотомонтаж (девчонки – в пальто, а Гриша – в пиджаке и летней рубашке), он тут же был уничтожен, разорван на мелкие клочки.  Полгода, если не больше, Гриша меня к себе не приглашал (да я и не особо к этому стремился). После этой истории у меня отпала охота экспериментировать с «фотошопом».



    Однако, не прошло и десяти лет, как я опять наступил на фотошопные грабли, вовсе того не  желая… Году в 66 довелось мне пожить полгода на съемной квартире.  С хозяйкой у меня сложились хорошие отношения, а с хозяином – почти никаких, после работы ему уже ни до кого не было дела. Как-то, Даша разоткровенничалась,  принесла фото, где они с Колей, совсем молоденькие,  вдвоем в сердечке, сбоку еще цветочки, а внизу написано: "Люби меня, как я тебя!"
    И дернул меня черт за язык рассказать, как это все просто сделать. За один вечер, лишь бы имелись фото каждого из пары…  Смотрю, улыбки уже нет, глаза затуманились, затем - подозрительно заблестели. Потом, глядя в сторону, она медленно и глухо говорит: «У меня тогда три ухажера было, и какие!  А, когда Николай принес это фото, я обо всех забыла и сразу сказала ему «Да!».  Оставив фото на столе, она быстро ушла в спальню. Как я думаю, чтобы отплакаться.  Я же побыстрей шмыгнул в «свою» комнатку и в этот вечер уже не выходил.  До сих пор чувствую  вину, ведь я ненароком что-то разбил или порвал в ее душе…


    Конечно, с годами приходит опыт и способность просчета ситуации. С тех пор, пожалуй, я никого не обидел, но эти два «фото»пятна так и остались на моей совести…  Может, и к лучшему,  потом, вспоминая эти истории, я неоднократно останавливал себя, дабы не обидеть кого-то...

    Кстати, в тексте не упомянуто, где происходила реальная фотошопная история, но человек с детективной жилкой наверняка присмотрится к зданию с колоннами, просвечивающему рядом с головой Гриши. Не знаю, что сказал бы доктор Ватсон, но любитель скрипки, трубки и дедуктивного метода уже через минуту заявил бы: "Бьюсь об заклад, что этот домик с колоннами украшен фигурами скульптора Коненкова,  который вместе со своей женой, известной и удачливой русской разведчицей, уже покинул к тому времени Америку и вернулся в Советский Союз.  Соответственно, это здание музыкально-драматического театра в столице Карелии (Тогда еще К.Ф.ССР). Кстати, Ватсон, именно о жене Коненкова и основном предмете ее профессиональных интересов знающие люди с улыбкой говорили: "О! Мастер и Маргарита!". Вы не помните, о чем я говорю?"
  Увы, Ватсон не часто отличался эрудицией, потому, он не смог назвать ни этот город, ни фамилию человека, скрываемую под званием Мастера. Вниманию читателей, кто первый правильно поможет Ватсону, получит 300 баллов! (100 за город и 200 за фамилию Мастера.)  Итак, время пошло... 13.12(Мск) 19.09.2015