Встреча с Покрова на Нерли

Валентина Яроцкая
                Когда оглядываешься на прожитые годы, то разные события, различные якобы «случайности», вдруг выстраиваются в какую-то логическую цепочку. Так случилось у меня в жизни с храмом Покрова на Нерли.

         Много храмов довелось  видеть на своём веку.   Владимирский  собор  в Киеве, в который  зашла  первый раз в жизни, будучи  шестиклассницей,  помню  уже смутно.  Но прочно запечатлены в памяти  храмы Москвы, Петербурга, Вологды, Мурманска, которые видела  недавно.  А из  множества храмов, увиденных не воочию, а на картинах и фото,   –  этот,  боголюбовский,  Покрова  на Нерли, особенно  запал в душу. Как-то сразу открылось, осозналось, запомнилось, что именно в нём – душа России. Такая красота, такая гармония воплощена  в этом  белокаменном строении,  так  точно вписавшемся в русские просторы. Душа русская, наверное,  сильнее  откликается не на помпезные величественные соборы, потрясающие воображение своей мощью, – душа просит простоты, добра и правды.  Нет, я вовсе не отрицаю   необходимость и значимость исполинских  столичных соборов, поставленных в  ознаменование эпохальных исторических событий, как памятники русской силе и мощи, как символы величия  державы. Но  моя  душа именно в облике храма Покрова на Нерли угадала  само явление Христа – именно русскому народу.

        И ныне, спустя  десятки лет после первой заочной встречи с прославленным храмом, я понимаю, как выстроились случайные события в одну неслучайную, закономерную  цепь.

        Первое звено в этой  цепочке  – давний  эпизод  из прошлого. Поезд идёт с Севера на Украину. «Дела  давно минувших дней»,  ещё никто и помыслить не может,  что вакханалия «незалежностей»,  прокатившихся по Союзу в конце двадцатого века, приведёт к кровавому месиву  века двадцать первого.  За Белгородом пересекаем тогда  ещё просто обычную географическую  границу между Россией и Украиной. В вагон заходит пожилая монахиня с кружкой  для  сбора пожертвований  на реставрацию храма. Чёрный подрясник, чёрный клобук. Лицо строгое, спокойное.  По истечении многих лет восстановить черты её лица я уже не могу, но почему-то запомнилось мне выражение доброты и  одновременной строгости.
 
       Слышу призывы  монахини о  пожертвованиях и   поднимаю голову от вышивания.  Монахиня  уже увидела, что  у меня  иголка с ниткой в руках , обращается ко мне строго:
       – Не знаешь разве, что воскресенье сегодня?

       Да-да, помню, что воскресенье. И помню ещё с детства наставления бабушки: «Нельзя в воскресенье  работать – грех». Воскресенье Богу надо посвящать  –  знаю. Но ведь у меня не просто вышивка. На каждом крестике, если не надо уже считать их по схеме, звучит в голове  ( в сердце никак пока не получается-то!) Иисусова молитва: «Господи,   помилуй!» Да и вышиваю  ведь  я не сентиментальные цветочки-птички, не лебедей на пруду, а храм! И какой храм! Покрова на Нерли. На схеме вышивки, разложенной на столике   вагона,  два храма: один стоит на холме, а другой, отражение первого, плавает в водах реки.  Взяла вышивание в поезд, потому что  это хобби – в отпуске не расстаюсь   с ним  ни на день. До  завершения работы  ещё далеко, но контуры  храма уже  проступили на картине  очень  чётко.

         И я молча,  без объяснений-оправданий, поднимаю канву и поворачиваю её так, чтобы монахиня увидела то, что я вышиваю.  Она минуту сосредоточенно рассматривает будущую картину и нарушает молчание  благословением:
        – Храм вышиваешь… Это хорошо. Не грех и в воскресенье. Господнего тебе благословения!..

         Много было  вышивок у меня –  иконы и  пейзажи с  храмами. Три десятка картин – увлечение вышиванием-молитвой  было длительным. Пока  позволяли глаза – вышивала. И душу  этим  лечила. Молитвой и красотой.  Раздарила все картины, часть  отдала в храмы. С каждой картиной связана какая-то история  жизни. А храм Покрова на Нерли отвезла на свадьбу  старшему сыну  как материнское  благословение.

         И всё-таки  главный  эпизод соприкосновения с  Покровом на Нерли  (второй  эпизод цепочки)  – это уроки русского языка. Девятиклассники  готовились к выпускному экзамену по русскому  языку по   открытым  текстам. Очень мне нравился  этот вид экзамена: не   оцифрованные  тесты,   превращающие   язык в схемы, а живые тексты. Есть такая книга  – Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной средней школы.   9 класс. Изложения.  Автор –  Рыбченкова Л.М.  Около   семидесяти текстов  вмещал  сборник,  который   целый год прорабатывали на уроках и вне уроков. Один из  текстов становился  на экзамене заданием для  изложения с элементами сочинения. Семь  десятков замечательных отрывков из художественной, исторической,  публицистической прозы. Ребята не просто учились  писать изложение, но  входили в мир истории,  литературы, культуры музыкальной и  изобразительной.  Тексты о поэтах и писателях, художниках и музыкантах,  о переломных событиях истории, о народных промыслах и родной природе –   это чтение  становилось подспорьем не только в учебной, но и в воспитательной работе. Увы,  чиновники от образования замечательную форму экзамена  забраковали, стали «совершенствовать» итоговую аттестацию, начались  бесконечные  «инновации»,  перемены…  Не  к лучшему.  Обязать  учителя  ВСЕХ научить писать «лингвистическое сочинение» – это  был явный перебор.  Не  филологов  ведь  мы  должны  из школы выпускать, а в первую  очередь Человека. С гражданской позицией, с твёрдыми моральными принципами, человеколюбием,  с уважением к истории и культуре своего народа.  Увы… Но я отвлеклась, к слову пришлось.  Не об этом сейчас речь. (Однако убирать  высказанное в адрес  чиновников не буду: « лирические отступления»  имеют право на жизнь!)))

          Все  семьдесят текстов  через  изложение на уроке пропустить  не было   возможности( 8-9 изложений в год), а  вот для  рассказа  о  церкви Покрова на Нерли обязательно находилось время. Я любила  этот текст   больше всего,  поэтому  выбирала  его  в любом девятом классе,  где  приходилось работать. Это был отрывок из книги Е.И.Осетрова «Живая Древняя Русь». 
           Я  до сих пор  помню, какая тишина воцарялась в классе,  когда восьмиклассники или девятиклассники слушали  на изложении  этот  текст.  И  дело не только в том,  что ученики напрягали слух и память,  чтобы  потом перенести на  бумагу  содержание услышанного.  Сам  текст  завораживал.

       Е.И.Осетров   не жалел   красивых   слов для  описания  памятника  архитектуры: «Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени. Иногда прославленную белокаменную церковь под Владимиром уподобляют лучистой безмолвной звезде, уплывающей в бесконечность мироздания».
     Проза тоже может быть поэзией.  Поэзией  можно назвать  и творчество художников, скульпторов, зодчих. Те  безвестные зодчие, которые возвели в пойменных лугах Нерли белокаменное чудо,  были  творцами красоты и поэзии в камне. «Душа России, запечатлённая в камне», – так  говорят об  этом храме. И я вспоминаю,  как девчонки и мальчишки, современные  «отроки»,  воспринимали  этот  чисто описательный  текст со множеством абстрактных  конструкций,  казалось бы,  трудных для  восприятия. Сидели    притихшие, какие-то очарованные, незнакомые,  торжественные ( а может, мне так  казалось?)

        Слова  описания  врезались в память   надолго: «Благородные пропорции белого храма, отражающегося свыше восьми веков в водах, точно и естественно вписываются в окружающий пейзаж – луговое среднерусское раздолье, где растут духмяные травы, лазоревые цветы и звучат нескончаемые песни жаворонков».

       Конечно, во вступительном слове к уроку я обязательно  на пару минут  превращалась в  историка и  экскурсовода,  давала  дополнительную информацию. Цифры, факты,  различные сведения, ссылки на историческую литературу…

       Как найти храм Покрова на Нерли? Вот точный адрес: Боголюбово, Суздальский район, Владимирская область. Крестово-купольный храм, выстроен в двенадцатом веке. Существуют гипотезы,  что павший в лютой битве семнадцатилетний сын Андрея Боголюбского Изяслав, в честь которого построен храм, погребён на нерлинском холме или в самой церкви.  Выстроен храм в месте слияния рек Нерли и Клязьмы, на заливных лугах, в низине. Посвящён Покрову Богородицы, которая, по старинному поверью, держала покров – плат над городом,  чтобы защитить его от врагов.
       Интересно, что в 1784 году  была попытка разобрать храм из-за низкой его доходности. Парадоксально,  что такое распоряжение  было отдано служителем  церкви – игуменом Боголюбова монастыря. Не  удалась затея,   не нашли средств на разборку церкви.  На века  была она построена.
        Впечатляют  цифры:  фундамент уходил  на глубину  свыше пяти метров. Сначала   был заложен фундамент высотой 1, 6 м, а  потом возведены  стены высотой 3, 7 м  – и  засыпаны глинистым грунтом насыпного холма,  облицованного белым камнем. 
       Современное состояние храма  тоже интересовало любознательных учеников.  В 1992 году Покрова на Нерли был внесён в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. После разрушений атеистической эпохи храм был восстановлен. Сейчас в нём   регулярно проводятся службы, а в промежутках между ними здание служит музеем.

        Каждый  абзац  описания  храма  осмысливали, анализировали,    благодарными сердцами впитывали  его красоту.

        «Недвижимый белый камень удивительным и таинственным образом перекликается с временами года», – отмечал Е.И.Осетров. Вместе с писателем  любовались  храмом и мы: «Очень хорош Покров на Нерли летом, когда косари выходят на пойму, когда замолкают кукушки и на зелени появляются солнечные подпалины. С высокого холма, где стоит храм, открываются луга, с травами и цветами, которые, как ковер, ведут к храму».

        Не раз эта картина, дополненная  воображением, подкреплённая фотографией, очаровывала меня на уроке. Читать    затем письменные работы  учеников  было радостно – для меня как будто бы  продолжалась встреча с Покрова на Нерли. Конечно, в  школьных   тетрадках   попадались и смешные казусы-ляпсусы, и недопонимание-искажение текста, но в основном   ребята с изложением  справлялись и  размышления по тексту (так называемые «элементы сочинения» – экзамен ведь так и назывался:  изложение с  элементами сочинения) были интересными.

         Вспоминаю эти уроки не  зря…

          Храм Покрова на Нерли я увидела неожиданно, нечаянно, случайно – и всё-таки закономерно.  Я поняла, что получила милость и награду за свою любовь к этому белокаменному  чуду.  Третий  эпизод,  третье  звено   было  просто удивительным.

          Весной 2015 года я ехала с Урала в Петербург.  Поезд   Пермь – Петербург шёл по своему  обычному  маршруту. Переполненная  уральскими впечатлениями, я  сидела в купе,  тщетно пытаясь сосредоточиться на чтении. Но перед глазами снова и снова  возникало видение   Уральского Афона – Белогорского  Свято-Николаевского монастыря,  который  удалось посмотреть в поездке. Пассажиры-попутчики ( мама с   семилетней дочкой и молодой  человек) к общению  были не расположены. Девочка   увлечённо рисовала,  мама  помогала ей советами,  молодой  человек на верхней полке спал или читал.  Приходилось без  конца  развлекать  себя фотографиями на планшетнике, поэтому   батарейка скоро разрядилась, и я   отправилась в коридор, где была розетка,  чтобы  подзарядить  батарейку.  И заодно решила  полюбоваться  пейзажем. Откинула  сиденье  у окошка, села и стала  смотреть. Перед глазами  быстро замелькали   деревья, шлагбаумы, дома…

           Не поверила своим глазам! Передо мной проплывал храм, который я ни с чем не могла спутать. Я не знала  маршрута  поезда ( хоть и находилась в нём  целые сутки) , не полюбопытствовала посмотреть  названия станций,   по которым  проезжала. Я   не  знала даже приблизительно и даже предположить не могла,  что поезд пойдёт мимо Покрова на Нерли,  но какая-то сила  вытолкнула меня  из купе к окошку в коридоре ( в купе я  бы ничего и не увидела!)  как раз в тот  момент,  когда  можно было   заметить  храм!
           – Не может быть! – ахнула я.

По какой ты скроена мерке?
Чем твой облик манит вдали?
Чем ты светишься вечно, церковь
Покрова на реке Нерли?
Невысокая, небольшая,
Так подобрана складно ты,
Что во всех навек зароняешь
Ощущение высоты...
Так в округе твой очерк точен,
Так ты здесь для всего нужна,
Будто создана ты не зодчим,
А самой землей рождена.
Среди зелени – белый камень,
Луг, деревья, река, кусты.
Красноватый закатный пламень
Набежал – и зарделась ты.
И глядишь доступно и строго,
И слегка синеешь вдали...
Видно, предки верили в Бога,
Как в простую правду земли.
(Наум Коржавин, Церковь Покрова на Нерли, 1954)

       Видение исчезло  так  же  быстро,  как появилось,  а  поезд проехал Боголюбово, остановился во Владимире. Сомнений   и  быть не могло: я нечаянно увидела  храм Покрова на Нерли! Тот  храм, который  всегда  дарил мне столько радости!

        И я тогда изумилась  странной  «случайности»:  выйди я из купе и посмотри в окно  минутой раньше или минутой  позже,  я  бы  ничего не увидела. Я «угадала» просто потрясающе,  попала к окошку  именно в нужную минуту,  чтобы воочию увидеть любимый храм.

        Вернувшись домой, в книге Е.И. Осетрова я нашла, конечно,  полный  текст о храме. Там  была и такая  фраза: «Зима обволакивает бахромой деревья, кустарники, дома, железнодорожный мост. Храм растворился в окружающей белизне и стал плохо виден издали». В тексте изложения ( я  уточнила, не надеясь на свою память) упоминания  о мосте   не было, ведь текст  был  «адаптирован» для   учащихся: «Зима обволакивает бахромой деревья, кустарники, и храм растворяется в окружающей белизне. Зимние припорошенные деревья похожи на цветущие вишни». Вот с этого выброшенного из  текста изложения железнодорожного моста  и увидела  я  белокаменное чудо – церковь Покрова на Нерли.

        Неслучайная случайность  –  только так  можно назвать эту мимолётную встречу.  Бывают встречи с людьми,  бывают вот такие – со своей мечтой!

         Вспоминаю точное и великолепное сравнение храма с  белоснежным  лебедем, которое  наверняка осталось в памяти  учащихся: « Храм возвышается среди волн, как белоснежный лебедь. Текут речные потоки. Дни и ночи, месяцы и годы, столетия уносит река жизни. Сменяются поколения, а лебедь-храм плывет и плывет среди неоглядных просторов. Любуясь Покровом на Нерли, думаешь об истории храма, о веках, что пронеслись над его стенами...»

       Самые сокровенные и  самые  лиричные  строки посвящают поэты белокаменной  церкви Покрова на Нерли,  вдохновляющей  многие  поколения  русских людей:
Словно облако с неба
В поля опустилось,
И не будет такого
Ещё на Руси.
Как прощение нам
От распятого Бога
Этот храм на лугах
Покрова на Нерли!..
(Леонид Грайворонский)

И  когда меня бы ни спросили, 
Где бы, на каком краю земли:
– В  чём душа пресветлая России?
Я отвечу – в храме на Нерли.
(Айк Лалунц – Елена Лалаева)
Белая церковь на фоне небесного ситца,
Полная нежности и неземного покоя,
Тихо и кротко в свое отраженье глядится,
Сердцу даря утешенье своей красотою.
(Арман)


        Е.И.Осетров  так горячо  и  эмоционально   воспевает в книге каменную поэму Руси, так  убеждённо говорит о том,  что храм нужно увидеть своими глазами – и увидеть не однажды: «Заблуждается тот, кто, увидев храм один раз, считает, что знает его. Лирическую поэму из камня, именуемую Покровом на Нерли, надо перечитывать многократно. И тогда, быть может, во всей полноте вы поймете, в чем прелесть этого небольшого сооружения, гармонирующего с окружающей природой».

       И я знаю, что после мимолётной, почти фантастической встречи с храмом обязательно будет встреча настоящая. Господь знак  послал: трудись, молись – будет и  тебе награда. Будет и тебе в жизни щедро отмерено красоты, гармонии и благодати.

Послесловие.
     6 ноября 2015 года я  с благоговением подходила к храму Покрова на Нерли...
Мы приближаемся к нему неспешно…
Мы понимаем: здесь – душа России!
И радости не может быть безгрешней,
и ничего не может быть красивей!

Из глубины веков виденьем белым
храм  Покрова  в воде плывёт навстречу…
Здесь воспарит душа над тем пределом,
где  претворяется  мгновенье в вечность.

Храм  на реке Нерли  – поэма в камне,
творенье-чудо безымянных зодчих…
Стою у входа… Исполненье давней
молитвы-просьбы: «Дай прозреть мне, Отче…»


Фото автора. Храм Покрова на Нерли.