Тосенька глава 1

Павлова Наталья Ивановна
               
                Маленькая, кроткая моя,
                Просто мать,
                каких не счесть на свете
                (Ованес Шираз)
                Ваня
      
      У Натки, младшей дочурки,появился ухажер. А ей еще это не нужно. Она в свои пятнадцать лет еще ребенок. Парень ходит за ней, как на поводке. Он студент медик. На практике делал ей операцию и влюбился.Побывал у нее дома - и вообще потерял голову. Юра детдомовский, из блокадных ленинградских детей. Попал в домашнее тепло, окунулся в доброту, которая царила в семье, и совсем растаял. А она над ним подтрунивает, избегает встреч. "Хотя, чего избегать? - думает Тося, - Юра парень интересный: школа с золотой медалью, в институте - ленинский стипендиат, и на скрипке играет, как Бог, много читает. Ну стали бы просто друзьями". Но Натка чувствует своим девчоночьим сердцем, что Юре просто дружбы мало. Ей же пока большего не надо.

      ...Тося задумалась, унеслась мыслями в свою юность. Ей тоже не было шестнадцати, когда Ваня позвал ее замуж. И она сразу согласилась. А чего было раздумывать? Ей, сироте, не до капризов.

      Отец умер, когда ей было три года. Старшие братья и сестры сразу после его смерти выгнали из дому неродную им, ее мать. Не ровня она им была. У них - крепкое казачье хозяйство, да сапожная мастерская с десятью работниками. Обувь шили только модельную, для богатых. Они уже семьи имели, когда отец - вдовец привел в дом молоденькую нищую турчанку, сказал, как отрубил:
          - Матерью, коли не хотите, не называйте. Но она - моя жена. Обижать не позволю.
Зная крутой нрав отца, старшаки помалкивали, а как только его не стало, выбросили Рано на улицу.

      Тося унаследовала от матери кроткий нрав и смоляно-черные брови, а от отца - синие глаза, и какую-то внутреннюю твердость. Отец говорил:
          - Тосенька у меня - камень в воске. Вроде тихая, а казацкий стержень имеет.

      Росла Тося у старшего брата Степана.Все звали ее Тосенькой, и лишь Степан - Антониной. И относился к ней соответственно: неча сироту даром кормить. С пяти лет Тосенька нянчила племянников, а с восьми ее отдали внаймы - нянчить поповских детей. Пусть, мол, себе на приданое зарабатывает. Да и кормить дома не надо. Может, потому и до полутора метров не доросла, что сызмала таскала поперед себя детей.

      В тот день Степан с женой Марией собрались в гости к Арсению Немченко. Степан сурово бросил:         
          - Антонина, приоденься, пойдешь с нами. Ты там нужна.
"И зачем я им там, - ломала голову Тося, - у дяди Арсения с тетей Настей детей нет, нянька не нужна. Может, еще какая работа?"

      Дядя Арсений хорошо играл на мандолине. А в тот день они играли вдвоем с Ваней, младшим братом тети Насти. Ваня играл на гитаре, красиво пел романсы.
Потом оказалось, что не хватило водки. Тосю с Ваней отправили в лавку. Пока ходили за водкой, договорились пожениться. Степан давно заприметил младшего брата Насти. Но Ваня знал, что родня его выбор не одобрит (им подавай "врачиху" или артистку). А тут деревенщина из пригорода, да еще и сирота. Но он лишь глянул в бездонные озера синих глаз под густыми черными бровями и растворился в них.

      Тося, юная девчонка, в тот момент даже не могла предположить,что этот долговязый очкарик станет для нее самым дорогим человеком на всю оставшуюся жизнь, и что уже через год она будет любить его всем своим сиротским недолюбленным сердцем. А она для него на всю жизнь так и останется Тосенькой.