БАЗА 211

Многие годы в литературе обсуждается тема секретной «БАЗЫ 211» которая якобы была создана немцами в Антарктиде в годы Второй Мировой войны и следы которой ищут в Антарктиде до сих пор. Поскольку я несколько лет работал в Антарктиде в том месте, где якобы и находилась эта база, то хотелось бы высказать и свое мнение по этому поводу.
О деятельности немцев в Антарктиде в годы Второй мировой войны существует много достоверных фактов, предположений и вымысла. Я постараюсь разделить всю информацию об этом, полученную из разных источников, на две части:
 1. Достоверные факты
2. Недостоверные сведения
Проблема заключается в том, что зачастую информация о каких-то событиях начинается с достоверных фактов, к которым впоследствии добавляются документально неподтвержденные, то есть недостоверные сведения, и в результате делаются выводы, которые зачастую уже относятся к чистому вымыслу.
Достоверные факты: В 1933 году, почти сразу же после прихода к власти нацистов, в Германии был создан Институт «Ананэрбе» («Наследие предков»), целью которого являлось изучение всего, что было связано с историей, культурой и традициями древних германцев. В 1937 году в Институте был создан Антарктический отдел, которым руководил Отто Готт, автор работы «Антарктические цивилизации». В 1938-39 годах германские экспедиции под руководством Альфреда Ритшера создали в Антарктиде две базы - «Новая Швабия» и «Хорст Вессель». В 1938 году германская экспедиция заявила права Германии на часть Земли Королевы Мод, на которую уже претендовали норвежцы. (Для справки: Земля Королевы Мод - обширная область на атлантическом побережье Антарктиды, лежащая между 20° западной и 44°38' восточной долготы. Площадь - около 2,5 миллиона квадратных километров. Названа в честь норвежской королевы Мод - Мод Шарлотты Марии Виктории, принцессы Уэльской (1869-1938).
   Вся обследованная территория получила название Новая Швабия и стала считаться частью территории рейха. Новая Швабия (нем. Neuschwabenland) - территория Антарктиды между 20° восточной и 10° западной долготы, на которую предъявлялись территориальные претензии Германии в период от 19 января 1939 года по 8 мая 1945 года. На эту территорию с 1938 года до сегодняшнего дня претендует и Норвегия.
В январе 1939 года немецкие гидросамолеты «Бореас» занимаясь аэрофотосъемкой Земли Королевы Мод, открыли в Антарктиде горный массив Вольтат и горное озеро Унтерзее, а также оазис, который был назван в честь открывшего его летчика оазисом Ширмахера. Название "оазис" применительно к условиям Антарктиды впервые предложил в 1938 А. Стефансон - участник экспедиции Дж. Римилла на Антарктический полуостров.
    Многие журналисты и писатели, которые пишут о немцах в Антарктиде, ни разу сами там не побывав, считают, что эти оазисы аналогичны оазисам в пустыне и покрыты буйной растительностью. Поэтому они пригодны для жизни. На самом деле, кроме редких мхов и лишайников на камнях, никакой другой растительности там нет. Оазис Ширмахера сложен массивными гранито-гнейсами и кристаллическими сланцами, возраст которых превышает 1 миллиард лет и на оазисе нет никакого почвенного покрова, а также известняков, в которых могли бы образовываться карстовые пещеры.

Справка: Aнтарктические оазисы - свободные от снега и льда участки суши в Антарктиде. Оазисами их называют по аналогии с оазисами в пустыне, только в Антарктиде они окружены не песками, а льдом. Местами оазисы занимают значительные, площади и имеют большое количество озёр. Первый Антарктический оазис (Сухая долина) был открыт у пролива Мак-Мёрдо английской экспедицией Р. Скотта в 1901-04 гг. Оазис расположен в ложе отступившего ледника и окружен горами, покрытыми снегом. Его длина около 11 км, ширина около 3 км.
Относительные размеры оазисов невелики, они занимают менее 1% территории Антарктиды. Площадь их составляет примерно 10 тыс. кв. км, а общая площадь не занятых льдом районов, включая скалы и ледниковые морены, равна 30-40 тыс. кв. км (почти территория Московской области). Летом в оазисах текут ручьи и небольшие реки, существуют озера с положительной температурой воды, на камнях произрастают лишайники.
   Происхождение большинства Антарктических оазисов до сих пор окончательно не выяснено. Существует несколько гипотез на этот счёт. В частности, причинами появления в Антарктиде этих экзотических образований являются: затруднение притока льда из-за особенностей рельефа, летнее тепловое воздействие на темные поверхности ("оазисный эффект"), повышенное выделение тепла Земли. В последние годы установлено, что Антарктические оазисы возникают в краевой зоне антарктического ледникового покрова. По мере его сокращения надо льдом выступают наиболее повышенные участки, которые обтекаются льдом, поступающим из внутренних районов материка. По мере освобождения тёмных скал от ледяного покрова они начинают аккумулировать солнечное тепло, что благоприятствует дальнейшему развитию оазисов, а ветер сдувает снег с их поверхности.

   Недостоверные сведения: После немецкой антарктической экспедиции 1938-39 гг. ее руководитель капитан Ритшер доложил фельдмаршалу Герингу: "Каждые 25 километров наши самолеты сбрасывали вымпелы. Мы покрыли зону приблизительно 8600 тысяч квадратных метров. Из них 350 тысяч квадратных метров было сфотографировано". Странно то, что до сих пор нет ни одного рисунка, фотографии или однозначного описания, как эти вымпелы выглядели: разные авторы описывают их как стальные вымпелы со свастикой, как бронзовые свастики, как пирамиды с фашистской символикой или как красные треугольники с черной свастикой в центре.
   До сих пор на территории Земли Королевы Мод не обнаружено НИ ОДНОГО из этих вымпелов. И если их отсутствие на прибрежных ледниковых территориях легко объясняется тем, что в летний период частичного таяния ледников, вымпелы ушли («втаяли») глубоко в лед, то их отсутствие на свободном от снега и льда оазисе Ширмахера, на котором нет процессов почвообразования и осадконакопления, которые могли бы скрыть эти вымпелы - необъяснимо. При этом, начиная с 1961 г., года оазис исхожен вдоль и поперек, не одним поколением полярников с Российской антарктической станции Новолазаревская, а также полярниками восточногерманской станции Георг Форстер (станция была открыта 25 октября 1987 г. рядом со станцией Новолазаревская, и уже в конце девяностых годов была закрыта) и индийской станции Мэйтри, которые расположены на этом оазисе.
     Вымпелы могли сохраниться на так называемом «холодном» льду, то есть на поверхности ледников с постоянно низкой температурой, которые удалены от побережья и расположены на высотах свыше 1500 м над уровнем моря. Именно на поверхности таких ледников и находят в Антарктиде метеориты, которые из-за низких температур воздуха не уходят глубоко в лед и столетиями перемещаются вместе с ледниками в сторону океана. К сожалению, эти территории до сих пор мало исследованы.
   Кроме вымпелов, немцы сбрасывали с самолетов на лед и снежный покров Антарктиды специально изготовленные металлические стержни более метра длиной, которые, судя по предварительным испытаниям в горах Австрии, должны были вонзаться в лед на глубину до 30 см, и на концах которых были флажки со свастикой. Их тоже никому до сих пор не удалось найти.

           База 211
 
Достоверные факты: В годы войны достаточно крупные военно-морские силы Германии были отвлечены для охраны пустынного побережья Земли Королевы Мод, где нет ничего, кроме огромных ледяных полей. Немцы, однако, не подпускали туда никого, топили даже китобойные суда невоюющих государств. Причин для активности немцев в Антарктиде могло быть несколько. Это расширение китобойного промысла, поскольку потребность Германии в китовом жире ежегодно составляла несколько сотен тысяч тонн. Что касается затопления китобойных судов других стран, то китобойным промыслом у берегов Антарктиды активно занималась Норвегия, у которой были претензии к Германии из-за притязаний последней на территорию Земли Королевы Мод, которую норвежцы считали своей.
      Кроме того, Антарктида интересовала Германию, как источник полезных ископаемых, прежде всего урановых руд. В уране нацисты Германии, стремившиеся создать ядерное оружие, крайне нуждались. А о том, что необходимое им сырье имеется в Антарктиде, они знали. Исследовав образцы пород, привезенных из Антарктиды немецким полярником Вильгельмом Фильхнером еще в 1912 году, руководитель нацистского «атомного проекта» Вернер Гейзенберг предположил, что в недрах Земли Королевы Мод могут находиться богатейшие запасы высококачественного урана.
  И, наконец, не следует забывать о геополитической роли Антарктиды, как плацдарма для расширения границ Третьего Рейха.
Недостоверные сведения. В литературе очень часто ссылаются на то, что в 1943 году немецкий адмирал Карл Дениц обронил загадочную фразу: «Германский подводный флот гордится тем, что на другом конце света создал для фюрера неприступную крепость». Эта фраза является «ключевой» для всех авторов, кто пишет о создании немецких баз в Антарктиде в период с 1938 по 1943 годы. Но А. В. Васильченко в своей книге «Загадочная экспедиция» (М. «Вече» 2011 г.) опровергает ее, ссылаясь на то, что Дениц, когда его попросили прокомментировать эту фразу, заявил, что никогда ее не произносил.
    Активность немцев в Антарктиде чаще всего объясняют тем, там была построена германская база "Новый Берлин" или "База 211". С 1939 года началось систематическое освоение Новой Швабии. Раз в три месяца в Антарктиду совершало рейсы исследовательское судно Schwabenland. В течение нескольких лет в Антарктиду переправлялось горнопроходческое оборудование и прочая техника, в том числе рельсовые дороги, вагонетки и огромные фрезы для проходки тоннелей. Самыми "толстыми" в немецком подводном флоте были субмарины типа XIV "Milchkuh" («Дойная корова»), служившие лодками снабжения в Атлантике. Они обеспечивали боевые субмарины топливом, запчастями, боекомплектом и продовольствием. Всего было построено 10 субмарин типа XIV. Все они были потоплены, причем известны координаты гибели каждой. Поэтому конкретно они не могли быть теми "большими грузовыми субмаринами", но лодки, подобные данным, могли использоваться для рейсов к Базе-211.
    Ближе к концу войны в германском ВМФ было создано секретное подразделение, называвшееся “Конвой Фюрера”. В него входило 35 самых мощных для того времени подводных лодок. Какие задачи выполняло это подразделение до сих пор не известно. Только две из входивших в него субмарин (“U-977” и “U-530”) были захвачены союзниками в июле-августе 1945 года. Все остальные бесследно исчезли. Ни одна из них не была обнаружена среди военных трофеев.
     Нет доказательств подлинности выложенной в интернете фотокопии рапорта руководителя главного управления контрразведки «СМЕРШ» В. Абакумова в Народный комиссариат государственной безопасности СССР на имя начальника Главного управления государственной безопасности В. Меркулова, датированное 22 июня 1945 года. В нем говорится, что 11 июня 1945 года сотрудниками контрразведки «СМЕРШ» в Берлине, в здании штаба ВМФ Германии были обнаружены «карты прохождения морских глубин» в количестве 38 штук, на которых показаны пути прохождения подводных коридоров для входа в «АГАРТУ» подо льдами Антарктиды (для справки: Агарта (Agarty, Agartha) - легендарная подземная страна, расположенная в Тибете или Гималаях).
Карты отпечатаны в 1500 экземплярах в концлагере Дахау в 17 км от Мюнхена в январе 1944 г. и предназначались для капитанов подводных лодок А-класса зондерконвоя фюрера 
     Сравнительно недавно американские климатологи, исследуя ледник Фильхнера (Западная Антарктика) обнаружили под морской частью льдов длинную сеть «каналов-рек». По ним течет талая вода, образующаяся в результате таяния ледников. Высота некоторых из этих каналов подо льдом достигает 250 м, а протяженность составляет несколько сотен километров. О существовании разветвленной сети подледных рек и каналов недавно сообщили британские ученые - Дункан Уингхэм (Duncan Wingham) из университетского колледжа Лондона с коллегами, - опубликовав соответствующую статью в авторитетном научном журнале «Nature». Их выводы основаны на данных, полученных со спутников и, по их мнению, эти подледные каналы полноводны, как река Темза.
     Таким образом, теоретически подводные коридоры для подводных лодок могли существовать. Но эти лодки должны где-то в конечном счете всплывать. И такими местами могут быть только антарктические оазисы. Поэтому местом, где создавалась немецкая База- 211 чаще всего называют оазис Ширмахера, который расположен прямо на берегу океана, покрытого в этом месте шельфовым ледником.
Оазис Ширмахера (англ. Schirmacher Oasis) - район в центральной части Берега Принцессы Астрид, Земля Королевы Мод, Антарктида. Представляет собой свободный ото льда участок площадью примерно 35 км;, отделённый от моря Лазарева шельфовым ледником Нивлисен шириной около 80 км. Сглаженные холмы оазиса высотой до 221 м разделены ложбинами, в которых располагаются многочисленные озёра. Вдоль северной части оазиса расположены водоёмы, соединённые под шельфовым ледником с морем, о чём свидетельствуют отчётливо выраженные приливные колебания уровня воды. Длина этого оазиса около 17 км, а ширина колеблется от 1 до 3 км. В настоящее время на этом оазисе в трех с половиной километрах друг от друга расположены Российская Антарктическая станция Новолазаревская и индийская станция Мейтри.
    Лично я провел в окрестностях оазиса Ширмахера девять летних сезонов, с 2004 по 2012 годы и все это время пытался найти хоть какие-нибудь следы пребывания немцев в годы войны на этом островке суши. С каждым годом мой энтузиазм угасал до тех пор, пока из сторонника предположения о наличии там так называемой немецкой Базы 211 я не превратился в скептика. Если на оазисе была создана база и туда завозилось горнопроходческое оборудование, топливо, строительные материалы, продукты и снаряжение, то там должны были остаться хоть какие-то следы антропогенной деятельности в годы войны. Например, наличие извлеченной из недр раздробленной горной породы, пустые емкости, предметы личного пользования. Там нет НИЧЕГО, что указывало бы на длительное пребывание людей на этом оазисе до 1961 года, когда там было построена Станция Новолазаревская. Да, оазис примыкает к океану, точнее к шельфовому леднику, покрывающему океан в этом районе. Вода в некоторых из многочисленных талых озер в северной части оазиса солоноватая на вкус, следовательно, эти озера соединяются с океаном. Поэтому подводная лодка чисто теоретически могла достигнуть оазиса подо льдом и всплыть в озере, в чем я правда сильно сомневаюсь. Но в таком случае на берегу озера должна была сохраниться хоть какая-то инфраструктура типа причала или пирса для приема и разгрузки подводных лодок. Этого там нет, причем ни малейших следов.
   Почему я упомянул про это соленые озера на оазисе? В начале 2000–х годов на взлетно-посадочную полосу ледового аэродрома Станции Новолазаревская приполз тюлень (у меня до сих пор хранится фотография этого тюленя, лежащего прямо на взлетной полосе). Он был в крайней степени истощения и почти не двигался, но главное не это. От свободного ото льда морского побережья до нашего аэродрома – более 100 км. Очень трудно предположить, что тюлень прополз все это расстояние, поднимаясь при этом от уровня моря на высоту свыше 500 м. А от озера, о котором я упоминал выше до аэродрома – всего 10 км, поэтому более вероятно, что тюлень вынырнул или из лунки на льду неподалеку от оазиса или в озере на оазисе и оттуда дополз до аэродрома. Зачем он туда приполз –это другой вопрос.
В любом случае подводными лодками тяжелое горнопроходческое оборудование и технику на оазис не завезешь, а если оно доставлялось кораблями, то как выгружалось на барьере, многометровой вертикальной ледяной стене, обрывающейся в океан? Каким образом и на чем оно доставлялось с барьера, от которого до оазиса Ширмахера почти 90 км? Сейчас грузы с барьера доставляются на станцию тяжелыми тягачами, которые кроме всего прочего потребляют много топлива. Запасы этого топлива ежегодно пополняются после прихода судна, и оно какое-то время хранится в огромных емкостях прямо на краю Барьера. Если вернуться к 40-м годам, то куда же бесследно исчезла вся техника для транспортировки топлива и топливные емкости?
   Для функционирования базы в Антарктиде без тепла и электроэнергии обойтись нельзя. Запасов нефти и угля в недрах Антарктиды очень много, но это все скрыто или подо льдом. Бурение льда над озером Восток показало с какими техническими трудностями сталкиваются буровики в наше время. Поэтому рассуждать о добыче угля из-под ледникового покрова в те годы нет смысла. А на самом оазисе месторождений угля нет, как нет и природных теплых источников воды, наличие которых предполагали участники немецкой экспедиции 1938-39 гг., когда объясняли существование самого оазиса, как участка суши, не покрытого льдом. Солнечных батарей в те годы еще не было. Использовать ветрогенераторы в условиях, когда скорость ветра на оазисе иногда превышает 45 м/сек – также весьма проблематично. Следует также помнить, что гидропоники тогда еще не существовало, а никакой почвы, точнее растительного гумуса на оазисе нет.       Проблема обеспечения людей свежими фруктами, овощами, зеленью на несколько лет автономной жизни в Антарктиде неразрешима и в наши дни. И если в годы войны база могла в летнее время более-менее регулярно пополнять запасы продовольствия и топлива за счет приходящих из Германии судов, то после капитуляции Германии снабжать ее всем необходимым было уже некому.
    И, наконец, долгое пребывание людей в Антарктиде вызывает постепенную потерю иммунитета, поскольку здесь нет микробов, с которыми человеческому организму нужно бороться. Поэтому полярников на антарктических станциях никогда не оставляют на третью зимовку подряд, максимум на две, и то в исключительных случаях.
Поэтому версия о долговременной антарктической нацистской базе на оазисе Ширмахера выглядит фантастической и нереальной.
    Вторая версия сторонников существования Базы 211 – это подземная база. Теоретически принципиальных препятствий для создания такой базы не было. Многие крупнейшие заводы Германии, например, завод в горе Нордхаузен, заводы Юнкерса, в годы войны были размещены под землей в проложенных тоннелях и штольнях. Подобные базы строились перед Второй мировой войной и в Советском Союзе. Одна была построена в районе Куйбышева, ныне Самары, теперь убежище рассекречено, и в нем находится музей «Ставка Сталина». Но построить большое подземное убежище в Антарктиде, в толще чрезвычайно плотных магматических и метаморфических пород – это не то же самое, что построить его в осадочных породах в Германии или СССР. Для этого нужно колоссальное количество специальной техники, которую в Антарктиду нужно доставить, и людей, которых нужно во время строительства где-то размещать, обогревать, кормить и одевать. Естественных пещер на оазисе нет, а небольшие ледниковые пещеры в склоне тающего в теплое время года ледника - не в счет. Единственное действующее «убежище», которое существует сейчас на оазисе Ширмахера – это небольшой бункер, всего около трех метров глубиной. Его с большими трудностями выбили в скальной породе, чтобы защитить сейсмографы станции Новолазаревская от внешних помех. Еще один небольшой тоннель был в свое время пробит в скале на станции Молодежная для хранения продуктов.
     Многочисленные упоминания в литературе о наличии в Антарктиде естественных пещер и огромных полостей с теплым воздухом внутри, сеть которых пронизывает чуть ли не всю Антарктиду – относятся к «Гипотезе полой Земли». Это часто употребляемое название псевдонаучных или фантастических гипотез о существовании внутри Земли обширной полости или полостей, размеры которых сравнимы с размерами самой Земли. Входы в эти полости расположены на Северном и Южном полюсах Земли. Некоторые варианты гипотезы утверждают наличие там воды, атмосферного слоя, изнутри покрывающего внутреннюю поверхность, и обширной полости с безвоздушным пространством по центру сферы, в котором светит маленькая внутренняя звезда.

             Экспедиция адмирала Берда в 1946 году.

    Эта экспедиция, получившая название «Операция Highjump» («Высокий прыжок») обросла такими слухами и догадками, в которых переплелись правда и вымысел, что нельзя не упомянуть и про нее, поскольку цель этой экспедиции напрямую связывают с немецкими базами в Антарктиде, точнее - с попыткой их найти и уничтожить.
Достоверные факты: В августе 1946 года американцы отправляют в Антарктиду научную экспедицию под командованием адмирала Ричарда Бэрда. Любопытен состав этой “научной” экспедиции. В нее входили авианосец, 13 крейсеров и эсминцев, а также более 4000 человек личного состава, в том числе элитные подразделения морской пехоты США. И вся эта эскадра отправляется к Земле Королевы Мод. Операция началась 26 августа 1946 и закончилась в 3 марта (по другим данным - 23 февраля) 1947, на шесть месяцев раньше планового срока из-за раннего прихода антарктической зимы (по официальной версии). Главными целями экспедиции были развертывание очередной антарктической исследовательской станции «Литл-Америка IV», тренировка персонала и тестирование оборудования в условиях антарктического холода, а также расширение знаний в области гидрографии, географии, геологии, метеорологии, распространения электромагнитных волн в Антарктике.
    Экспедицией был проделан большой объем работ по аэрофотосъемке, было сделано около 50 тысяч фотографий, была, как и планировалось, развернута новая полярная станция, в трех километрах от предыдущей станции. Но конечно же главной целью экспедиции являлось проверка возможности проведения боевых операций авианосных соединений в полярных районах. Другими словами, это была не научная экспедиция, а военно-морская операция. Тем более, что экспедиция адмирала Берда хоть и считалась научной, но финансировалась ВМС США. Материалы экспедиции были сразу же засекречены.
    Официальные потери экспедиции составили 4 человека: 30 декабря 1946 года во время бурана потерпел крушение гидросамолёт, в результате чего погибли три члена экипажа, а шесть выживших членов экипажа были спасены спустя 13 дней. Позднее в память погибших была установлена мемориальная доска на станции Мак-Мёрдо. Кроме того, при разгрузке судна погиб матрос, который был раздавлен катком для трамбовки снега.
     3 марта 1947 года все работы в Антарктике внезапно были прекращены, и экспедиция на полгода раньше запланированного срока вернулась в Америку. Официальной причиной преждевременного ее завершения были названы сильные снежные штормы, непроходимые ледовые поля и резкое похолодание в районе плавания.
     В 1948 году была организована следующая военная экспедиция под названием «операция Windmill» («Ветряная мельница»), которая провела аэрофотосъёмку тех же территорий Антарктиды.
Недостоверные сведения: Существует предположение, что в 1947 году США предприняли попытку нанести заключительный удар по гитлеровской Германии и уничтожить Базу 211. Для этого к берегам Антарктиды и была послана эскадра под командованием адмирала Ричарда Бёрда. Спустя год, весной 1947 г. в бельгийском научно-популярном журнале «Фрей» было напечатано, что экспедиция вернулась преждевременно и не в полном составе из-за короткого боя с неизвестным противником, в результате которого был потерян один корабль (эсминец «Мэрдок»), были выведены из строя 13 самолетов и 68 человек личного состава убиты. И что Ричард Бёрд в докладе писал, что на ледовом континенте они столкнулись с таким сильным противником, одолеть которого американская армия не способна. По словам адмирала, флотилия потерпела поражение от «летающих тарелок», которые выныривали из-под воды и расстреливали корабли.
    Адмирал Бёрд на борту «Маунт-Олимпус» дал интервью журналисту из «International News Service», где рассказал об уроках экспедиции. Интервью было опубликовано 5 марта 1947 года в чилийской газете «Меркурио». В нём он, в частности, сказал, что США должны приложить усилия по обеспечению защиты от нападения вражеской авиации из приполярных районов. Быстрота, с которой сокращаются расстояния в мире, является одним из уроков этой полярной экспедиции. Прошло время, когда большие расстояния, океаны и полюса гарантировали безопасность.
    Позднее журналисты перефразировали его две последние фразы как: …Америка может подвергнуться атаке врага, обладающего способностью летать с одного полюса на другой с невероятной скоростью. Обратите внимание: всего то изменено несколько слов, и у читателей уже подспудно возникает мысль о летающих тарелках.
По поводу того, кто именно атаковал эскадру Берда существуют разные предположения. Упоминаются и немцы, атаковавшие экспедицию со своих баз в Антарктиде и НЛО, выныривающие из-под воды и даже Советский военно-морской Антарктический флот. Каждое из этих предположений обрастает такими фантастическими подробностями и деталями, что комментировать их не хочется. Чего, например, стоит утверждение Ольги Грейгъ в ее книге «Секретная Антарктида» (М. изд-во «Алгоритм», 2000 г.), что советская военно-воздушная база, построенная в годы войны на Земле Королевы Мод, имела несколько взлетно-посадочных полос и несколько подземных аэродромов для размещения сотен истребителей…
   
 Для справки: Самолеты Ил-76 начали летать в Антарктиду в 1986 году. Полет проходил по маршруту Москва – Ленинград - Ларнака – Джибути – Мапуту – станция Молодежная – станция Новолазаревская и обратно. В 1980 году завершилось строительство на станции «Молодежная» первого снежно-ледового аэродрома пригодного для приема тяжелых транспортных самолетов на колесных шасси.      Плановые полеты самолетов Ил-18 и Ил-76 из нашей страны в Антарктиду продолжались до 1991.
    Полеты Ил-76 в Антарктиду возобновились в 2001 году из Кейптауна (ЮАР) на аэродром станции Новолазаревская. В настоящее время на Земле Королевы Мод расположены всего два ледовых аэродрома длиной 3 км, пригодные для приема тяжелых транспортных самолетов типа Ил-76: один, как уже упоминалось выше - в районе станции Новолазаревская, другой подготовлен в 2008 году в районе норвежской станции Тролл.

     Преждевременное завершение экспедиция адмирала Бёрда стало темой различных документально неподтвержденных предположений и теорий, которые объявляли экспедицию военной операцией ВМС США с целью уничтожения секретных подземных баз нацистской Германии (Четвёртый рейх, Новый Берлин) и захвата летающих тарелок Vril, прототипов космических кораблей Туле с ртутным двигателем и прочего тайного оружия нацистов, которые якобы заключили оккультный союз с внеземным разумом.
    Один из вариантов широко распространённого мифа гласит, что Адольф Гитлер не кончил жизнь самоубийством в 1945 году, но бежал в Аргентину, откуда перебрался на секретную антарктическую базу СС «Новая Швабия». И поимка Гитлера была главной целью экспедиции.
Сейчас уже трудно установить, кому первому пришла в голову идея поведать всему миру о немецкой военной базе в Антарктиде. Одной из самых ярких оказалась сказка, вышедшая из-под пера журналиста из Буэнос-Айреса Ладислава Сабо, который в 1947 году опубликовал книгу под названием "Гитлер все еще жив". В ней аргентинец рассказал, что Гитлер и Ева Браун проживают в Антарктиде на базе, называемой "Маленький Берхтесгаден". Свое утверждение он подкреплял тем фактом, что в июле 1945 года в аргентинском порту сдались в плен две немецкие подводные лодки. Участники конвоя слышали, что якобы фюрер и Ева Браун между 22 апреля и 2 мая 1945 года отплыли от берегов Норвегии. В те времена многие еще отказывались верить в самоубийство Гитлера, и подобная информация была встречена с большим интересом. Тогда же появилась предполагаемая цитата из Деница, в которой адмирал сообщал «о неприступной крепости, построенной для Гитлера на краю света".
      Подводя итог всему вышеизложенному, я считаю, что создание на Земле Королевы Мод постоянно действующей круглогодичной немецкой «Базы 211» в те годы было технически невозможно. Поэтому ее там не было.


Рецензии
Восемь лет назад в издательстве «Гидромет» вышли в свет воспоминания некоего Владимира Кузнецова, одного из членов первой советской антарктической инспекции под эгидой Госкомгидромета СССР, совершавшей в 1990 году инспекционный рейд по всем научно-исследовательским антарктическим станциям с целью проверки выполнения статей 7-го Международного Договора по Антарктиде.

В главе, описывающей посещение советской станции Новолазаревской (бывшей Лазаревской) имеются такие строки:
«...Оазис Ширмахера, где находится Новолазаревская — узкая вереница обледеневших сопок, похожих на верблюжьи горбы. В понижениях между сопками — многочисленные мелкие озера, в солнечный день отражающие безмятежное на первый взгляд антарктическое небо. Новолазаревская, думаю, самая уютная и самая обжитая из всех наших станций в Антарктиде. Крепкие каменные здания на бетонных сваях живописно расположились на коричневых холмах и радуют глаз своей фантасмагорической раскраской. В домах очень тепло. Кроме дизельной, энергию дают многочисленные ветряки. Зимовщиков тут около четырехсот, летом — до тысячи и более, очень многие с семьями. На станции оборудован прекрасный аэродром — самый старый аэродром в Антарктиде и единственный, имеющий полосы с металлическим покрытием и бетонированные ангарные стоянки. На каменистом холме, расположенном меж двух особо крупнх озер — кладбище полярников. Давно списанный вездеход »Пингвин«, загнанный озорным механиком на вершину холма, стал памятником, который даже изобразили на почтовой марке. Я поднялся на холм. По мемориальности кладбище не уступает многим знаменитым кладбищам мира, Новодевичьему, например, или даже Арлингтонскому. С удивлением вижу на могиле летчика Чилингарова залитый в бетонный постамент четырехлопастный пропеллер и дату захоронения: 1 марта 1947 года. Но мои расспросы остаются без ответов — нынешнее руководство Новолазаревской и понятия не имеет о деятельности станции в том далеком году. Это, как видно, уже дело историков...»

Кузнецов, несомненно, оказался прав — это дело историков. Но его книга вышла более десяти лет назад, а никто из этих самых историков так и не удосужился объяснить миру, ЧТО ИМЕННО делал в самом начале 1947 года в Антарктиде четырехлопастный пропеллер, «принадлежавший явно советскому самолету».

Как удалось установить впоследствии, пропеллер, «принадлежавший явно советскому самолету», являлся продукцией американской фирмы «Белл». Попутно с этим выяснилось, что капитан А. В. Чилингаров во время Великой Отечественной войны служил в перегоночной авиадивизии, которая занималась доставкой на советско-германский фронт авиатехники, предоставленной американцами по ленд-лизу (*36). Командиром этой самой дивизии был уже известный нам полярник — полковник ВВС И. П. Мазурук, и обслуживала эта дивизия самую длинную и самую тяжёлую в мире авиационную трассу АЛСИБ (сокращенное от Аляска — Сибирь).

Юрий Казаков   04.01.2019 18:20   Заявить о нарушении
Юрий, на Оазисе Ширмахера и на станции Новолазаревская НИКОГДА НЕ БЫЛО аэродрома с ангарами и бетонной полосой. Самолеты там всегда, и раньше и сейчас садятся на ледовую полосу (я более 10 лет был там начальником аэродрома, включая 2018 год), которая расположена в 12 км от станции. Кроме того, там нет и никогда не было кладбища, оно есть около станции Мирный на о.Уединения, а единственный монумент на подъезде к станции Новолазаревская - чисто символический, под ним никто не захоронен. Это выдумка про 1947 год, я там все излазил и точно могу сказать,что автор просто все выдумал.

Владимир Кирьянов   07.01.2019 20:54   Заявить о нарушении
Не готов с вами вступить в спор, так с тем, что написано знаком лишь поверхностно и по немногочисленным источникам.

Юрий Казаков   08.01.2019 10:16   Заявить о нарушении
Зато какая тема для художественных произведений и прочего.)))
Так что База-211 - это надолго!

Отец Всех Зеркал   04.04.2019 23:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.