Жидкий грунт

Олег Фадеев 2
- Ну что, Николаич, не пора на сто восемьдесят погружаться?

- По времени пора, товарищ командир, - ответил командир электромеханической боевой части, поглядывая на циферблат морских часов. - Прошу добро, - и не ожидая ответа командира, скомандовал, в просвет между выдвижными устройствами, - трюм, принимать в уравнительную через клапан точного отсчёта!

- Боцман, погружаться на глубину сто восемьдесят метров!

И боцман с механиком, составлявшие отработанный дуэт, занялись одним им ведомым таинством погружения послушного им огромного подводного корабля.

Боцман, управляя горизонтальными рулями, гонял по трубам гидравлику, пытаясь переломить дифферент на нос, сфокусировать гидродинамические силы так, чтобы их равнодействующий вектор придавил лодку и направил её вниз.

Механик управлял весом, чуть утяжеляя корабль путём приёма дополнительного балластной воды в уравнительную цистерну.

Виртуозность этого дуэта состояла в том, чтобы при любых условиях плавания сохранять отношение общего веса лодки к её объёму несколько меньшим, чем плотность морской воды. Чтобы лодка, как говорят подводники, была "легка". Тогда она, имея дифферент на нос, будет "держать" или увеличивать глубину только лишь за счёт действующего на корпус набегающего встречного потока воды.

- Принята тонна! Две! Три!

- Ничего себе слой! - Пробормотал боцман, косясь то на неподвижную стрелку глубиномера, то на застывший в центре шкалы дифферентометра пузырёк воздуха.
- Какой плотный жидкий грунт! - Покачал головой командир. - Бортовые вперёд малый!

Электрики в шестом отсеке переключили реостаты на ходовых станциях. Завыли бортовые моторы.

- Работают бортовые моторы, мотор экономхода вперед малый!

- Есть! - Командир и с интересом посмотрел на глубиномер. Стрелка не колыхнулась!

- А может быть это не жидкий грунт? - Как-то не очень смело произнёс вслух озарившую его догадку командир боевой части пять.

- Аааа какой же? - Вскинул брови командир и вдруг неожиданно резко взвизгнул:
- Глубина под килём? Вашу мать!

- Расчётная, по карте триста двадцать метров! - отрапортовал голос из штурманской рубки.

- На хрена мне ваша расчётная! Включить эхолот!

Замолотил эхолот. Полетели под киль лодки пучки ультразвуковых сигналов.

- Не работает!

- Что не работает?

- Эхолот! - Грустно ответили из штурманской, - на указателе глубин и самописце "ноль"!

Лицо командира багровело, на лбу вздулись вены.

- Когда поворот на семьдесят пять градусов? - заревел командир.

- Сорок пять минут... назад, - скорбно ответила штурманская рубка и затихла в ожидании апокалипсиса.

- Так что же вы, вашу мать, спите в своей конуре? Хорьки вонючие! Мудаки! Судоводители Астраханские!

И ещё!

И ещё!

Эхо реверберации разносило командирский рык по мировому океану.

 Акустики глохли, как карпы в пруду.

- Где мы?

- Мы на грунте, стратеги! - Язвительно спокойно заявил командир электромеханической боевой части.

Штурман проспал поворот!

Вахтенный офицер не проконтролировал штурмана.

Командир, полагаясь на своих офицеров не проконтролировал их действий.
И вот уже командир видит себя стоящим посреди просторного кабинета на красном пушистом ковре. Перед ним за большим письменным столом ценных пород дерева сидит его главный начальник.

- Значит, говорите: "штурман проспал?" А где были вы, товарищ командир? А куда вы смотрели? - Трёт очки начальник. - Лишить его, подлеца, допуска по кораблевождению! Пусть зачёты сдаёт! А не сдаст, так снять с должности, к чёртовой матери! Я смотрю, они там совсем заплавались!

Вспотел командир.

Вместо того, чтобы сорок пять минут назад повернуть параллельно линиям изобат и, маскируясь гидроакустическим эхом, пройти вдоль жёлоба, имея под килём значительный запас глубины, лодка, двигаясь прежним курсом, упёрлась обтекателем гидроакустической станции в отлогое морское дно.

Благодаря малому уклону и мягкому илу, момента касания грунта никто не ощутил.
Как бульдозер пахала субмарина своим тупым рылом столетний покой липкой девственности морского дна.

Старательно гребла!

Трудно!

Нагребла огромную кучу грязи и остановилась.

Под мотором экономхода разница давлений в трубопроводах гидродинамического лага до того мала, что его показания остаются в пределах погрешности, так называемого гидродинамического нуля. А тахометры показывают обороты винтов, несмотря на то, что фактически скорость равна нулю.

- Ну что я дождусь от вас доклада? Штурман, где мы теперь?

- Судя по глубине погружения, здесь! - Указал, наконец, успокоившийся штурман точку на карте. - Вот наш курс. Вот изобата нашей глубины "восемьдесят пять". Мы на пересечении!

- Всплывать на шестьдесят! - скомандовал командир.

- Пошёл ГОН из уравнительной за борт!

Загудел главный осушительный насос.

- Не проскочите глубину!

- Не проскочим! Плавали! - Упёрся механик в глубиномер взглядом.

Вот стрелка колыхнулась и поползла вверх медленно, точно сонная муха.

- Восемьдесят! Семьдесят пять! Семьдесят! Шестьдесят пять! Шестьдесят!

- Глубина шестьдесят метров! Отсеки осмотрены, замечаний нет!

- Где мы должны быть?

- Здесь!

- Курс в расчётную точку!

- Сто двадцать три!

- Право руля на курс сто двадцать три!

- На румбе сто двадцать три градуса!

- Так держать!

Противолодочные силы рыскали вдоль линии заранее известной им схемы маневрирования подводной лодки.

- Где лодка?

- Должна быть здесь!

Акустики до звона в ушах вслушивались в шумы моря.

- Слышите?

- Никак нет!

- Уши прочистите!

Ковыряли в ушах. Чесали крутые затылки. Сличали место с калькой.

Тщетно!

Индикаторы гидролокаторов светились ровным фосфорическим светом.

Надёжно укрыло море отважных витязей морских глубин.

Боевому мастерству нет предела!