Астрахань. Признание в любви

Дина Немировская 2
(стихи и высказывания в прозе об Астрахани профессиональных литераторов и юных авторов, воспитанников литературных студий «Подснежник», «Ранний рассвет» и «Лукоморье» (руководитель Д.Л. Немировская)

Город у нас удивительный. Волшба волжской волны нашёптывает строки поэтам. Отчаянно кричат с небес чайки: «Посмотрите на нас! Вскиньте головы! Мы скажем важное!»
 
Всевышний невидимый художник ежечасно меняет небесные декорации над закатным небом над Волгой – да так, что ни одна с другой не схожа – что там воздушные замки! Он с зеркальной точностью копирует силуэт древнего кремля – не замечали?

Астраханским поэтам и выдумывать ничего не надо – стоит лишь вдуматься, всмотреться, вслушаться в перепев колоколов на старой Пречистенской башне – даруется само, свыше. И зовётся вдохновением.

У волжских поэтов стихи особенные, раздольные и напевные. В творчестве поэта-фронтовика Михаила Луконина (1918-1976), уроженца села Килинчи, Волга предстаёт в образе живой женщины, Родины, матери. Поражает смелый исторический размах поэта – стремление расширить горизонт в веках русской истории. Для современных астраханских литераторов солнечного волжского края Луконин, олицетворивший себя с каплей Волги, является примером служения классическим традициям строк о великой русской реке:

Волга-родина,
прости слова восторга,
и прости меня за всё,
что умолчал.
Я живу тобой,
плыву тобою, Волга,
знаю твёрдо –
ты последний мой причал.
Я плыву тобой,
все створы отмечаю,
каждый раз
читаю снова по складам.
Проблесковыми огнями
отвечаю
всем идущим на сближение
судам.

Повесть Юрия Селенского (1922 – 1983) «Не расти у дороги» - по сути - летопись Астрахани двадцатых-тридцатых годов, изложенная в самобытной художественной форме. В произведении описаны забавные похождения астраханского подростка Гошки Потехина, прототипом которого является сам писатель Юрий Галишников (псевдоним «Селенский» он взял согласно месту своего тогдашнего проживания – района под названием Селенские Исады), что ещё раз свидетельствует о крайней необходимости переиздания этого уникального произведения.

В повести «Не расти у дороги» прекрасно показаны все нюансы быта астраханцев 20 – 30-х годов. Есть любопытные экскурсы в историю, написанные с одной, ему присущей усмешкой. Например: «К православному кладбищу вела не ахти богатая, но прямая, как луч света, улица Духосошественская. В детском сознании Гошки, не без бабушкиного влияния, она представлялась улицей, по которой тихо и торжественно шествуют духи. Мал-то мал, а понимал: сколько ни озирайся, ни крути головой – духов не увидишь, на то они и духи. А того, что она просто, без всякой чертовщины, именуется так по названию небольшой и давно снесенной церквушки Сошествия Святого Духа на апостолов, он не знал. И когда скорбной этой улице присвоили имя Софьи Перовской, то столь высокой чести удивилась бы и сама Софья Львовна, окончившая свой революционный путь на царской виселице. Возможно предположить, что как член исполкома «Народной воли» она бы робко попросила назвать её именем другую улицу, а этой присвоить другое, более нейтральное имя. Но в том-то и закавыка, что памятью о мёртвых правят живые, а мёртвые сраму не имут».

Каждая строка Нинели Мордовиной (1927 – 2001) о родном нижневолжском крае, в котором «солнце золотым сазаном медленно вплывает в синеву», где воды Волги «величавей лебединой стаи» и такие, как нигде, «красота, ширь и воля», где плещет Луна «словно лещ икряный» и «подплывают к рукам астраханцев белые лебеди средь бела дня», - истинное и искреннее признание в любви.

Нинелью Мордовиной об астраханцах и судьбах земляков с «пристани радости» написано столько добрых и светлых стихов, многие из которых стали песнями, что достаточно назвать «Астраханочку», «Незабываемое или как сгорела «Аркадия», «Иволгу», «Лотос», историческую поэму о пребывании в нашем городе Петра Первого – и любая беспристрастная душа отзовётся. Эти стихи хочется читать и перечитывать, настолько добрый заряд дают они. Их оросил живою водой поэт:

Как в Астрахани ночи хороши!
Брожу, не уставая до рассвета.
И воздух из цветастой кружки лета
Сметает лень и суетность с души.
Стоит вокруг такая тишина,-
Хоть режь ножом, и ломоток – на память.
Над городом, над Волгой, над веками
Переплывает через ночь луна.
Река блестит, как рыбья чешуя,
К причалам волны прибивают пену…
Потом во мне заметят перемену
Степные и степенные края.
И станут удивляться неспроста:
«Водой живою, что ли оросили?»
Меня в негромком городе России
Коснулась летней ночи красота.

«Для меня Астрахань – город моей мечты, - признавалась Нинель Александровна. Не люблю больших городов с их суетностью, нелюбовью к человеку как таковому. Астрахань мне приснилась давным-давно – «белый город над рекой с золотыми куполами».

И любовь эта, несомненно, была взаимной. Нинель Мордовина стала победителем телевизионного конкурса, посвящённого 440-летию нашего города, а земляки, ценители её творчества, без устали признавались ей в любви:

«Поэзия Мордовиной – это духовное цементирующее начало нации. Отсюда и та колоссальная, истинно всенародная любовь к Н.Мордовиной, и неуклонно возрастающий в обществе интерес к её творчеству, личности, жизни. Талантливый художник – это всегда бескомпромиссная, несгибаемая, совестливейшая правда – правда чувств и мыслей, правда истории и современности. Это мир светлых чувств и женских мечтаний, душевных страданий и сердечных дум, мир, полный любви к человеку», - такими словами выразил признание поэту на одном из творческих вечеров давний поклонник лирики Мордовиной, известный хирург, профессор Астраханской медицинской академии, Почётный гражданин Астрахани, член Союза писателей России Николай Петрович Демичев (1929-2012).

Астраханская весна:
Лёд на реках табунится,
По дорогам пыль клубится,
Трав тускнеет новизна.
Только зелень камыша
Льёт всё ярче свет в полоях,
Для голодных глаз коровьих
Упоительно свежа.
Потому и можно их, -
И бредущих, и плывущих –
Встретить здесь, в зелёных кущах,
Край пустынь,
коров морских, -

когда читаю эти стихи на могиле поэта Николая Ваганова (1934-2011), сжимая в руках пожелтевшую от времени подборку стихов под названием «Солнце Астрахани», набранную Николаем Васильевичем самолично для какой-то очередной так и неизданной некогда антологии астраханской поэзии, то поневоле думаю: «Солнце Астрахани закатилось…». Кто ещё мог так оптимистично описать наше изнуряющее знойной духотой лето?

Лето астраханское –
Африканское.
На пляже публика,
Что на поду…
Источник бодрости
Ищу я, странствуя
По пеклу города
В седьмом поту.
Искрят кресты кремля, как электроды,
В асфальт впечатываются следы.
Пылают вывески со словом «Воды»,
Как будто улицы кричат: «Воды!»

И дарит Волга себя в каналах,
В арбузах, яблоках, садах, садках
И в помидорах, от солнца алых,
Как раки-грешники от кипятка.

… Асфальт фонтанами листва взрывает,
Гуляет волжская во мне волна.
Я думал, в сказках – вода живая,
А вышло –
В Астрахани она.

Живая вода… Николай Ваганов орошал нас ею при жизни своим мастерством литературного тренера, порой хлёстко, жёстко (но так и нужно!) отсекая сонную одурь иных неумелых виршей. Мощь, азарт – вот как жил он сам и какими хотел видеть тех, кто идёт следом.

Стихи Ольги Касимовой (1929 – 2001) – это всегда чувства и мысли в неразрывной связи с природой, спокойные раздумья о жизни, о вере в доброе начало:

Пылали лотосы для нас, и дивный цвёл закат.
И рассыпался и не гас счастливый звездопад.
И паутинки сентября, и снежный первоцвет,
Дорогу нашу серебря, оставили свой след.
Не миновали стороной, не разлучили рук –
Ни грозы – чёрною стеной, ни злые тени вьюг…
И лунной строчки соловья серебряная нить
Душа моя – Любовь моя, нас не разъединить.

Касимову недаром называют самым песенным поэтом Астраханского края. На её стихи написали песни более двадцати композиторов, в числе которых и астраханцы Анатолий Гладченко, Исай Пиндрус, Анатолий Бочкарёв. Московский композитор Борис Емельянов включил две песни в свои компакт-диски, одна из которых – «Танго на костре» - в 1999 г. заняла первое место в конкурсе песен радиостанции «Маяк». Песня на стихи Касимовой "Горе горькое моё" и сейчас звучит в исполнении Николая Трубача.

А как не вспомнить заповедные строки Ольги Степановны об астраханской степи, олицетворением которой считала себя эта поэтесса:

Степь волшебная, степь весенняя,
Кружишь голову от цветения.
Маков цвет ты мой, Степь-Степановна,
И Полыновна, и Тюльпановна.

Прозаик Геннадий Пикулев (род.в 1938 г.) лиричен во многих жанрах. Есть у него такие стихотворные строки, которым может позавидовать иной представитель секции поэзии областной писательской организации:

А может быть, чем родина печальней,
Тем горше и сильней тоска по ней? –

такие стихи не нуждаются в комментариях, как и заключительные строки последней на сей день изданной этим талантливым писателем повести:

«Астрахань всегда хороша. Хороша она и поздней осенью. Вязы и тополи почти облетели, сухие листья хрустят под ногами. Дворники сметают их в кучи и жгут. Пахнет дымом и скорыми заморозками. Вода в Волге темна, и остывшее небо высоко и покойно.

Затих летний гул. Фиолетовыми утрами далеко-далеко слышны одинокие шаги. Возвышенные и грустные мысли наполняют душу.

Радостно сознавать, что с окончанием твоей жизни жизнь человеческая не замрёт. Радостно сознавать, что и после тебя будут вот так же смеяться и плакать дети, любить и страдать взрослые, мечтать и вздыхать старики. И если повезёт, то и через тысячу лет будет стоять на горе Кремль, окруженный каменной стеной, и будут плыть и плыть в голубом небе золотые кресты наших предков.

Хорошо жить и знать, что печали не вечны: придёт время, забудутся обиды и закончатся горести».

Поэтический сборник Юрия Щербакова «Тайны полёта» открывает цикл стихотворений, объединённых автором в раздел с ёмким названием "Историческая Родина". Привычный стереотип этого словосочетания как чего-то дальнего, отчасти утерянного и запредельно-манящего, разрушается с первых же строк: историческая родина для поэта – это близкие
и родные Замьяны, бывшая казачья станица, которую отделяют от Астрахани всего лишь сорок вёрст. Милый отчий край, где родился и рос, где полсела родни, изображается автором светло и искренне, предстаёт со страниц «светлым спасением от суеты».

Юрий Щербаков – один из тех, кого с полным правом можно назвать поэтом долгого дыхания, поскольку единицей измерения творчества у него является не стихотворение, а книга. Как и предыдущие сборники этого автора, книгу «Тайна полёта» отличает чёткое и предельно продуманное композиционное построение, при котором стихи начинают по-настоящему строить себя лишь на большом разгоне, на разлёте почти фольклорной естественности.

Автор ведёт с читателями задушевную беседу, поэтому ему веришь, погружаясь в лиричный образный мир малой Родины, где всё вокруг – родное, милое сердцу, сокровенное:

Село как село,
А зовётся станицей…
– Ста-ни-ца –
Скрипит старичок журавец
И память врачует
Живою водицей:
Отечество, отчество,
Отче, отец.

Новое стихотворение Бориса Свердлова «Прогулка по городу», созданное совсем недавно и не включённое пока в поэтические сборники и антологии, звучит как молитва о мире на родной земле:

Восточный ветер воет волком.
Свистит и скачет, как в бреду.
Направо - Кремль, налево - Волга,
А между ними я иду.

На улице в старинном стиле,
Где не увидишь новизну,
Я подстрелю в подвальном тире
На стенке полную луну.

А в самом центре, - это точно -
Где проявился солнца лик,
Помашет мне у главной почты,
Монументальный большевик.

Наискосок пройдусь по скверу,
И вместе с ветром сгинет грусть.
В душе с молитвою и верой
Кремлю я в пояс поклонюсь.

И загадаю: "Город милый!
Пускай тебя хранит Господь!
А грешным нам прибавит силы,
Чтоб все невзгоды побороть! "

Солнечный причал, наша Астрахань, не перестаёт удивлять, радовать и вдохновлять автора этих строк:

Ах, Астрахань! Непреходящее диво.
Любовь здесь нежна и легка.
Как Крымская башня с подсветкой красива!
Как площадь ночами тиха!

В любимом окне отражается юность
И Волга – в счастливых глазах.
Восточное чудо. Славянская лунность.
Мечты запредельный размах.

Когда уезжаю – немедленно каюсь
Без метких амуровых стрел.
Над городом белым взволнованный аист
Не верите? –
утром летел!

(Дина Немировская)

Эту любовь и восхищение родными просторами, природными щедротами родного края и мирным небом над ним я стремлюсь передать своим ученикам – воспитанникам литературных студий «Подснежник» (областная юношеская литературная творческая мастерская), «Лукоморье» (МБОУ г. Астрахани СОШ № 55) и «Ранний рассвет» (МБОУ г. Астрахани «Гимназия № 1»).

Почему литературная студия астраханской гимназии № 1 называется «Ранний рассвет»?

Когда-то давно её руководитель Дина Леонидовна сама была школьницей и вела переписку с Агнией Львовной Барто. В то время известная детская поэтесса, без преувеличения, лучшая в нашей стране, сотрудничала с журналом «Юность». Школьная учительница литературы отправила мои стихи в литературный клуб «Зелёная лампа «Юности». И на адрес школы пришла телеграмма от Агнии Барто, которая позже стала инициатором того, чтобы эти стихи вошли в сборник школьников СССР. А назывался этот поэтический сборник «Ранний рассвет». Поэтому мне как руководителю гимназической литературной студии захотелось продолжить связь времён в названии гимназической студии, гимн которой написала одна из её выпускниц, ныне учащаяся технического лицея и воспитанница областной юношеской литературной творческой мастерской «Подснежник» Вероника Уварова:

Рассвет встречает Астрахань родная.
И, сколько бы ни миновало лет,
Он цвет нежнейший свой не поменяет,
Наш астраханский трепетный рассвет!

Над Волгой птичьи стаи на рассвете
Встречают солнца юные лучи
И белым кораблям попутный ветер
«Иду на Астрахань!» - светло кричит.

Воспитанник литературной студии «Лукоморье», ученик СОШ 55 Михаил Постнов так описал поездку на природу:

Поездка на природу – событие благое.
Всегда найдётся место неплохое,
Где можно вдоволь расслабляться,
Весёлым делом заниматься.
Купаться в речке,
бегать,
загорать,
стремглав большого змея
запускать
Не будем вовсе уставать!
Немного станем выше ростом,
Чтоб мир казался ярким, пёстрым!

Искренней любовью к родным просторам пронизаны строки самых юных астраханских поэтов, воспитанников литературной студии «Ранний рассвет» астраханской гимназии № 1, среди которых – немало победителей различных региональных литературных, притом вполне «взрослых» конкурсов:

Есть большие города –
Петербург, Париж, Москва,
Но люблю её одну –
Солнечную Астрахань мою!
Здесь соединилось всё, что нужно человеку –
Спокойствие степи и тишь лугов,
И тёплый, и приятный Волги зов!
На берегу стою величественно, гордо,
И нежный лотос озаряет всё вокруг.
Не приведи Господь с тобой разлук,
Мой добрый и уютный тихий город!

(Вероника Люлякина)

Ко Дню Города Астрахань прихорашивается – осень украшает многоцветием её скверы и парки, вечерний праздничный салют вскоре окрасит гроздьями фейерверков ночное небо над умиротворённой Волгой. Более четырёх с половиной столетий в каспийской столице России небо отражается в Волге, словно в зеркале. Пусть в этот день солнечные колокола сольются с выдохом многих губ в едином нежном признании: «Я люблю тебя, Астрахань!»