старая машина

Нелля Базарова
         
новая редакция
          
             В переулке, под развесистой чинарой, хозяин поставил старенького жигуленка, вышел из машины, похлопал его по спине и, что-то пробормотав, ушел не оглядываясь.
«Странно»,- подумала Машина, - «почему здесь, почему не в гараже? Хотя  там  уже давно не стою, а только рядом, у стены. Но все же у себя, во дворе!»
                Она и поверить не могла, что это был прощальный жест!
                Время шло, но хозяин не возвращался.
   Днем мимо проходили прохожие, иногда останавливаясь, чтобы покурить или побеседовать.
           Проезжали машины, обдавая пылью.
   Школьники складывали на багажник  портфели, рюкзаки и играли в войнушки. Прятались в салоне, как в танке, кричали, стреляли из палок, изображая автоматы. Нашелся «художник» и выцарапал гвоздем на дверце свое имя.

   Ночью, под ней прятались кошки от собак, в салоне пауки плели паутину, ящерицы сновали взад и вперед. Даже завелся сверчок, который выписывал звонкие рулады, скрадывая одиночество старой машины.

   Наступила осень. Ночи стали холодными. Пошли дожди, заливая салон. Сломанные дверцы, повисли на петлях, напоминая крылья больной птицы. Чинара, под которой стояла машина, щедро осыпала ее желтыми листьями, стараясь укутать  от непогоды, и как бы сочувствуя жалкому, брошенному созданию.

   Старая машина ёжилась, врастая колесами в промокшую землю, впадая в забытьё.

   Ей снился светлый, теплый, радостный день, когда её, новенькую, беленькую, блестящую привели к дому. Хозяин, только отслуживший армию молодой парень, вышел из салона, громко хлопнув дверцей. Ошалевший от счастья, сам не верящий, что чудеса свершаются,  он весело потирал руки.

     Дело в том, что эта машина была небесным даром. На празднике, по поводу его благополучного возвращения из армии, кто-то подарил лотерейный билет. Тогда это было модно. И вот он, на несколько миллионов человек, стал тем единственным счастливцем!
     Он украдкой поглядывал на окна соседей, которые прильнув к стеклам расплющенными носами, с завистью смотрели на это чудо.
 
    «Смотрите, какая у меня машина! У вас ни у кого нет!» - всем своим видом показывал он,то садился за руль, крутил баранку, будто хотел её проверить, то закуривал, обходя машину кругами, похлопывая  ее по бокам, то лихорадочно поднимал капот, усердно разглядывая внутренности, дергал за ручку дверцы,  открывая и закрывая её.
     Проходившему мимо соседу, долго тряс  руку, едва справляясь с волнением, благодарил за поздравление.
     Собрались многочисленные родственники, каждый старался погладить, прикоснуться. Совершили священный обряд. Окурили дымом юзарлика, посыпали мукой, руль украсили аладжа, из верблюжей  сплетенной нити. Наконец, насладившись своей радостью, пригласили соседей разделить сачак и благословить приобретение, чтобы оно служило долго……

     Старая машина вздрогнула, оттого, что пробегавшая мимо бродячая собака              окатила ее горячей струей.
   «Ну вот, до чего я дожила», подумала она и, горько вздохнув, продолжила вспоминать.

     «Хозяин обожал меня. Ласково называл «Джана». Разговаривал со мной. Спрашивал здоровье. Каждый день мыл, чистил, ухаживал за мной. Никогда и никому не доверял ремонтировать. Сам часами лежал на земле, подкручивая гайки, меняя детали. Не разрешал садиться за руль посторонним. Оттого я всегда выглядела, как говорят французы- «комильфо», то есть в полном порядке».
     Вспомнилась ей весна, когда хозяин привез в дом юную красавицу, отпраздновали свадьбу.
     Как привезли, захлебываясь от счастья, своего первенца, а потом ещё одного сына, и дочку. Как провожали в последний путь родителей хозяина, сначала мать, потом отца.
     Память выхватывала лишь яркие, пронзительные страницы её жизни.
 
                Наступили трудные времена.
 
     В те дни каждый выживал, как мог. Вот когда я превратилась в настоящую кормилицу для всей семьи. Мы стали заниматься извозом.
Куда  только и кого только я не провезла на себе! Исколесили всю страну вдоль и поперек! Мы не расставались с хозяином ни на час. Я выдерживала многокилометровые переезды и ни разу не подвела хозяина.  Он был очень доволен мной.
                Однажды меня украли.
 
     К тому времени у меня уже был свой скромный гараж. Жизнь налаживалась в лучшую сторону. Каждое утро, заходя, хозяин здоровался со мной. Но той ночью со мной никто не поздоровался, а грубо, с диким смехом мне открутили ручку, разбили стекло, и дня два гоняли  по городу, в конце концов, бросили в овраге. Когда меня вернули хозяину, он лежал в больнице с инфарктом. Так и говорили: зашел в пустой гараж, увидел, что меня нет, упал без сознания».

      Время шло. Дети выросли. Старший сын, теперь  большой  человек – бизнесмен! Построил свой дом, огромный гараж, но для меня там не нашлось места.    Сын привел в дом иномарку.

                Это слово Машина услышала в первый раз.
    «Конечно, куда мне тягаться с ней! Ладно, ничего, постою возле гаража, лишь бы видеть своего хозяина рядом. 
     Он стал часто болеть, реже шутил со мной и подолгу сидел задумчивый за рулем, не трогаясь с места.
     Я же,  продолжала безукоризненно помогать своему стареющему хозяину. Раз в месяц, мы ездили получать пенсию. В этот день, хозяин был веселый, катал внуков, возил их в парк, покупал сладости. Иногда мы выезжали за город, в красивое ущелье, слушали, как журчат ручьи, поют птицы, дышали свежим целебным воздухом».
     Старая машина вздохнула от проснувшихся воспоминаний. Ей было горько и обидно, что ее, верную подругу, выбросил из своей жизни человек, которому она беззаветно верила и служила.
                А может, все было совсем не так?

     В последнее время, ей часто приходилось слышать, как старший сын ссорился с отцом.
    «Зачем тебе эта старая рухлядь»? – говорил он. Давай я куплю тебе нормальную машину. Стыдно моему отцу ездить на этой истории века, возить внуков, позорить меня перед людьми»!

     От этих слов, хозяин еще больше сутулился, становился маленьким, сжимался, и однажды я увидела, как он смахнул слезу. После очередного скандала, он тщательно помыл меня и…. Стоп! Точно! Ведь именно в этот день он отвез и поставил меня сюда, под дерево!
 
                АХ!

     Я поняла-а-а, он не хотел сдавать меня на утилизацию и решил спасти, поставив в другом районе города, чтобы потом украдкой приезжать ко мне в гости, и посидеть со мной!
 
     Нашел это большое, с огромной кроной дерево, что бы мне было уютно, чтобы оно укрывало меня от солнца и непогоды!

              Точно, вот так видимо и было задумано!

     Тогда, почему же он ни разу не пришел ко мне? Неужели забыл»?

                Старая машина разволновалась.

    «Нет, не может быть, не забыл! Ах, как же я не поняла сразу? Неужели он…? Неужели его больше… ? Нет, нет, пусть живет, пусть забыл, только пусть живет!»
                Старая машина заморгала, готовая расплакаться, но вздрогнула от сильного удара в бок.

     Огромный ЛЕКСУС, похожий на танк, не заметил под ворохом желтых листьев, крошечного жигуленка.  Из машины  выскочил мужчина, явно навеселе,  ругаясь и проклиная того человека, который поставил эту дрянь, эту «копейку» на пути.

     Он осветил  свою машину светом мобильного телефона, заметил царапину и с яростью пнул ногой в лакированном ботинке в бок Старой машины. Тонкая проржавевшая стенка не выдержала пинка, и нога провалилась в расщелину. От неожиданности потеряв равновесие, мужчина, смешно взмахнув руками, рухнул на мокрую землю.
     Свет мобильного телефона выхватил его лицо, и Старая машина узнала в нем…. Ну конечно, это был он! Первенец, старший сын хозяина, которого она когда-то привезла из родильного дома!

     «Ты не знаешь, кого проклинаешь! Не делай этого, успокойся»! - хотела сказать Старая машина.

      Мужчина, поднявшись с земли и  отряхиваясь от грязи, продолжая ругаться и кричать, стал грозить, что немедленно сообщит полиции об этом безобразии.
 
                Только Старая машина уже не слышала его
.
      Она глубоко вздохнула и душа её полетела к звездам, где тишина и покой, где нет зависти и злобы, где царит  ДОБРО, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ВЕРНОСТЬ и ЛЮБОВЬ.
 
                Утром, эвакуатор увез ее.

                15.09.2015.