Глава 6. Зеркала Архимеда

Пилигрим Ос
                Зеркала Архимеда.

'' Если мы согласимся, что вред душе наносит порок и нечестие, то даже и в этом случае остаётся признать, что порок не приводит душу к смерти, а просто извращает её и делает её нечестивой'': -  писал Платон, старательно выводя пером каждую букву.
  - Учитель! - позвал Сократа юноша.
- Да Платонушка! - Сократ отставил чашу, из которой пил чай, и повернулся к мальчику.
   - А вот в моём сочинении я правильно излагаю свои мысли? : -''Ведь суть порока, его природа, такова, что не приводит душу к смерти, а только делает её нечестивой!''
     - Я удивляюсь тебе Платон! Ты так молод, а мыслишь как умудрённый опытом философ,- пожалуй мне в пору у тебя учиться!
    - Просто я не хочу подвергаться порокам, ибо они душу губят! А иногда так хочется кому нибудь напакостить, - ну просто удержу нету! - сокрушался юноша,- я даже спать не могу ночами, если за день кому нибудь подлянку не сделаю!
-   Вот и вчера напакостил соседу! - Платон отложил перо и задумчиво уставился в окно... - Сосед втихаря от жены привёл в дом любовницу и только они разделись, и расположились на ложе, я поджог большой ворох тряпок и положил соседу под дверь.  На пороге я расположил бревно, и рядом разлил ведро дёгтя! Густой и чёрный дым пополз к ним в комнату, а я при этом как заору: - ''Пожар''!
          Оперев подбородок о ладонь, Сократ с восхищением смотрел на ученика, думая: - ''какие же мудрые мысли приходят Платонушке в голову, и как он ловко претворяет их в жизнь! Да...Я бы до такого не додумался бы, вот только поработать с ним надо, а так; далеко пойдёт''.
  - Завидев  густой дым, - продолжал Платон,- собралась толпа народа около дома соседа, а я спрятался за угол дома и стал наблюдать...Сначала послышались крики и шум из спальни, а потом дверь резко открылась, и оттуда выбежали сосед с любовницей, голые. Споткнувшись, в спешке о бревно, они рухнули за порог прямо в лужу дёгтя!
     - И чего было дальше? - Спросил Сократ, продолжая с любовью смотреть на ученика.
   - Публика неиствовала, - сказал со вздохом Платон, - но дело не в этом!
   - А в чём?
  - Понимаешь, учитель!, - при этом я словил такое удовлетворение, что спокойно спал до обеда следующего дня. Мои поступки меня очень беспокоят. Ведь они наносят вред моей душе, делая её нечестивой.
    - Но в твоём поступке есть доля  справедливости! Ведь ты вывел безнравственное поведение соседа на ''чистую воду'' так сказать,- ответил Сократ.
  - И вот недавно,- продолжал Платон, - подловил момент когда бабушка Аглая шла по улице, и несла на голове амфору с дорогим и душистым маслом...А я как выпрыгну из за угла! Аглая от страха так и села! Амфора разбилась и масло разлилось по мостовой улицы!
   - Так вот  почему Эллины так любят гулять по этой улице! - воскликнул Сократ,- они вдыхают неземной запах благовоний, ароматы цветов и горных трав!
   - А задница деда Пифагора пострадала от моей рогатки уже два раза!, - эх, да что там говорить! - вздохнул сокрушённо Платон и с грустью посмотрел в окно.
    Вдруг, глаза Платона расширились от страха, и он быстро залез под стол. В дверь постучали...
    - Заходи любезный друг! - оживился Сократ, - поняв, что за гость стоит за дверью. Дверь распахнулась и появился Пифагор. В руках он держал корзиночку с пирогами!
    - Вот принёс тебе, философ, пирожки с изюмом и привет от Эфталии! И он торжественно водрузил корзиночку на стол!
   - Наливай чай, дружище! И я расскажу тебе новость!
Философы уселись за стол и стали пить чай...
  Длинная скатерть, которой был  покрыт стол, скрывала Платона от посторонних глаз, особенно он боялся, что его может увидеть Пифагор! Он то сразу вспомнит его рогатку, и тогда ему не миновать трёпки! Но в тоже время его тянуло снова напакостить деду.
    - ,,Я же пишу трактат о чистоте помыслов бессмертной души, и вдруг меня тянет делать людям подлянки,,! - думал сокрушённо Платон, вертя в руках щипцы для раскалывания грецких орехов.
  Этот инструмент,  Сократ, по всей видимости, обронил со стола, когда колол орехи, да и забыл про него! Платон долго боролся с вожделением порока пакостить, и вожделение его победило...
  - Так какую новость ты мне хотел сообщить, Пифагор? - спросил друга Сократ, отхлёбывая из чаши ароматный напиток, - на тебя сегодня снова метеорит упал, или же скульптор Фидий, работающий сейчас в Акрополе, наконец то закончил ваять статую Деметры?
  - Небесный камень, слава богам, сегодня меня миновал, а вот Фидий бросил сегодня работу над Деметрой, и сейчас вырубает в стене барельеф,-  кого бы ты думал?! - Пифагор хитро посмотрел на Сократа.
    - Ну, не думаю, что профиль Диогена! - Сократ засмеялся.
   - Вот, вот! - он вырубает профиль самого Архимеда! Он сегодня утром приплыл из Сиракуз, забежал ко мне и оставил на сохранение какую то круглую, медную болванку, а сам побежал в Акрополь к Фидию!
    - Любит он позировать, то скульпторам, то живописцам, - а что за болванка то? - спросил с интерессом   Сократ.
     -  Да тонкий медный диск какой то, диаметром с локоть, но отшлифованный с одной стороны до блеска, - он его назвал ''зеркало''! Да он сам скоро придёт сюда, и всё  расскажет!
     Что бы привлечь к себе внимание, Платон поскрёб пальцами по ножке стола, где он прятался, и ему порядком надоело сидеть на корточках.
   - У тебя мыши, Сократ!,- прошептал  Пифагор, снова прислушиваясь, - слышишь шкрябают, около стола!
  - Да нет, - тебе послышалось!
- А я говорю шкрябают! - Пифагор снял сандалию, и тихонечко приблизился к столу. Снова послышался шорох, но уже как буд то над столом. Занеся сандалию над головой, Пифагор посмотрел на стол, но мыши там небыло, а лежал листок, исписанный аккуратным почерком. Философ взял его в руки и стал читать...
   - Сократ!,- обратился к другу Пифагор, показывая ему листок с сочинением, - я всегда считал тебя мудрецом, - но в этом трактате ты превзошёл самого себя!
   Босая нога деда Пифагора, находилась совсем рядом, и Платон занёс над большим пальцем его ступни раскрытую пасть щипцов для колки грецких орехов!
      - Да это не мой трактат, - ты же знаешь, у меня темы немного в другом жанре, - смутился Сократ, - это сочинение моего ученика Плато...Он не договорил,  подпрыгнув за столом от оглушающего визга Пифагора. Философ, прыгал на одной ноге и орал от боли!
     - Старый ты пердун! - мычал Пифагор!, - а говоришь мышей нету!? Вон как тяпнула!
   Сократ бросился к другу, чтобы помочь добраться до ложа, а из под стола выскочил Платонушка, и пустился бежать на улицу.
   Ох! - выдохнул Пифагор укладываясь на мягкие подушки.
   - ''Ай!''- послышалось за дверью, - помогите!
Сократ открыл дверь, и увидел Архимеда! Великий учёный лежал возле порога, согнувшись и охая! К груди он прижимал своё изобретение: медный диск. Он бросился поднимать Архимеда, и с трудом дотащил  его до ложа, где и положил рядом со стонущим Пифагором.
   - Возвращаясь из Акрополя, я зашёл к Пифагору, но дома его не оказалось, - начал рассказ Архимед, - тогда я взял зеркало и направился к тебе. Подхожу, я значит, к твоему порогу... Вдруг дверь резко распахиваеться, и вылетает из твоего дома какой то мальчик, и тараном влетает мне в живот головой! У меня в голове тут же проявилась формула расчёта применения таранов в военных целях, но из за боли я всё забыл!   Пока друзья охая и стоная поднимались с ложа, Сократ приготовил ароматный чай, разливая его в чаши!
-  Какое же срочное дело заставило тебя покинуть Сиракузы, и приехать в Афины, - спросил учёного Пифагор, - только не говори о том, - что бы  Фидий вырубил твой барельеф на стене зала Акрополя!
   - Да нет, - начал рассказ Архимед, - вы ведь знаете, что я изобрёл рычаг?
   - Конечно!, - воскликнул Пифагор, - в то время я гостил у тебя и мы крепко нализались, обмывая твоё изобретение!
  - А потом мы вышли на улицу и ты кричал: - ''А предоставтье, сволочи, мне точку опоры, чтобы я имел счастье перевернуть проклятую Геру''! Потом мы и сами потеряли точку опоры!
   - Конечно помню, мой друг, - продолжил рассказ Архимед, - и я предложил правителю Сиракуз -  Гелону, использовать моё изобретение в военных целях! На стены морской крепости установили несколько рычагов, огромных размеров...
   Черезь неделю на мой любимый город напали проклятые римляне со стороны моря. На кораблях они подошли  вплотную к стенам, и вот тут то, обученные мной воины, стали переворачивать корабли неприятеля вверх тормашками с помощью рычагов! Много кораблей перевернули, а остальные в спешке уплыли в Италию!
   - Ну, наверное, правитель Гелон отщипнул от своей казны тебе мешок золотых! - воскликнул Сократ.
  -  Если бы! - грустно вздохнул Архимед, - ведь воины так увлеклись потоплением кораблей моим изобретением, что случайно перевернули и несколько наших! Узнав об этом, Гелон весь вскипел от гнева: ''- Приведите мне этого гения, я порву его на Сицилийский флаг!''- орал он.
 - Пришлось мне срочно смыться, пока гнев правителя не утихнет! А в то время, я работал уже над новым изобретением, малую копию я и привёз с собой в Афины, что бы в тишине и спокойствии продолжить эксперементы!
  Архимед достал медный диск, и повернул его отшлифованной стороной в сторону друзей!
     - Ух ты! ,- неужели я такой страшный, - отшатнулся от своего отражения Сократ.
   - Это мы к тебе просто привыкли, - засмеялся Пифагор, - а так ты просто ужасен! Помнишь, как упал в обморок надзиратель Тантала, когда ты просто высунулся из за камня?!
     - Так какой же принцип действия  твоего зеркала! - в чём тайна или хитрость?
 - О, друг мой! - это не кулаками махать на арене! Кстати, о твоём поединке с Диоксипсусом - великим, знает не только вся Греция, - улыбнулся Архимед,- твоя слава докатилась и до берегов Сицилии, а я с гордостью всем говорю, что ты мой друг!
   - Зеркало это не простое!, - продолжил Архимед, - отшлифованная его поверхность не плоская, которая рассеивает лучи, а немного вогнутая, которая собирает свет в одну точку, на определённое мной расстояние, я назвал его фокус! Фокусное расстояние этого опытного образца примерно тридцать локтей!
       - И как мы можем его использовать?, - спросил Сократ, отодвигаясь подальше, что бы не видеть своего отражения!
  Архимед задумался, потом улыбнулся и спросил: - ''А где у вас в Афинах находиться рынок?''
  - В конце улицы Дромос  есть небольшой рынок, где торгуют в основном старенькие бабушки разными фруктами и орехами,- ответил улыбающемуся Архимеду Пифагор, - а чего ты улыбаешься?
  - Да так, - есть одна задумка для успешного эксперимента!,- рассмеялся Архимед,- ну а сейчас пойдём спать, завтра нас ждут великие события!
       Небольшой рыночек гудел многоголосьем продавцов, расхваливающих свой товар, и покупателей, которые спорили о ценах. Продавцов на рынке было человек двенадцать, в основном одни старенькие бабульки, которые кряхтя раскладывали на столики всякие фрукты, орехи, плетеные вручную корзиночки, и разные поделки. Все были увлечены своими делами, и никто не обратил внимание на трёх стариков, которые пришли, и спрятались возле стены, за уголом соседнего   дома.
   - Отличное место!,- прошептал Архимед, разворачивая тряпку, и доставая из неё своё зеркало, - солнце как раз напротив, и расстояние подходящее!
   - А что мы будем щас делать?, - спросил Сократ, и почему мы прячемся?
   - Ради чистоты эксперимента, мы используем задницу вон той бабульки, которая наклонилась, и считает орехи, - ответил Архимед,- очень удобная мишень!
   - И что мы будем делать с её задницей?, - снова спросил ничего не понимающий Сократ,- любоваться что ли?
    - Всё за нас сделает зеркало, - ответил Архимед, - я получу подтверждение своей теории, ну и конечно же усладу и счастье душе! При этих словах он погладил своё пузо.
    - А разве душа находиться в пузе?, - не унимался Сократ, - вот мой ученик Платонушка, ведёт серьёзные исследования в этой области, и в его трактатах о месте души в пузе ничего не говориться!
   - Слушай Сократ! - не упоминай нам о Платоне больше, а то у меня палец разболелся, - прошипел Пифагор.
  -Тише!,- прошептал Архимед,- эксперимент начинается!
    При этих словах, он выставил своё зеркало напротив солнца.
На стене противоположного дома засияла яркая точка фокуса, где, видимо, и собрались лучи солнца. Архимед стал медленно двигать зеркалом; точка поползла в сторону рынка и упёрлась в задницу, выбранной учёным,цели!
   Туника  на бабушке быстро задымилась и вспыхнула ярким пламенем! Бабулька затанцевала на месте, хлопая себя ладонями по заднице, а когда ей удалось локализовать пожар, схватила корзину, что бы закрыть ей прореху, и быстро засеменила в прохладу боковой улочки.
   - А ха! ха! ха!, - нет, вы это видели внатуре!, - Архимед заливался неуёмным смехом, катаясь по земле держась за живот, - какое гениальное подтверждение моей теории, а душа моя от вожделения, и полученной услады готова вырваться из пуза!,- я и не знал что бабушки так быстро бегают! - Давай повторим эксперимент, - уж дюже  он интересный!
     - Послушай, Архимед! Ведь мы уже не юноши так забавляться, - прошептал Сократ, - вот и мой ученик Платон, начал бороться с вожделением кому нибудь напакостить! Такие поступки оскверняют нашу бессмертную душу!
   - Не знаю где твой Платон помещает всем душу, - а моя душа в пузе, и требует продолжения услады, - ответил Архимед выглядывая из за угла.Но на рынке никого не было, а сзади послышался сердитый голос: '' - Вот они! Эти три старых пердуна подожгли нашу Идофею!''
  Философы в ужасе оглянулись, и увидели всех бабулек которые торговали на рынке! Они видимо обошли их с тыла, и сейчас начали окружение. В руках у них были амфоры, горшки и прочее оружие. Боевой клич: - ''Бейте их''! Не прибавил услады в души друзей. На их головы и спины полетело всё, что было в руках у бабушек!
   - Спасайся кто может!,- вскричал Архимед,- и первым бросился к дому Сократа, друзья припустились за ним, - насилу вырвались...
     - Ну почему мне больше всех досталось!, - щупая перевязанную голову стонал Сократ, - ведь я всячески увещевал Архимеда не делать такую пакость! Я весь в бинтах, а у него ни царапины! В чём же истина, а!
  - Истина проста, мой друг!,- ответил Сократу Архимед, - просто мы с Пифагором быстро бегаем, и ещё не отказываемся от услады естества, - при этих словах Архимед погладил своё пузо.
  - У тя пожрать что нить есть?....