Подвиг Януша Корчака и его повесть Король Матиуш I

Дина Немировская 2
Януш Корчак

(1878-1942)

У каждого из нас была в детстве любимая книга. Для меня такой книгой стала повесть польского писателя, врача и педагога Януша Корчака «Король Матиуш Первый».

Имя польского врача, писателя и педагога Януша Корчака известно многим. Подвиг его воистину бессмертен. Януш Корчак не пожелал расстаться со своими воспитанниками, которых отправляли в лагерь смерти, и добровольно разделил с ними смерть в газовой камере Треблинки в 1942 году.

Настоящее имя Януша Корчака — Хенрик Гольдшмит. Впервые его повесть была издана на польском языке в Варшаве в 1923 году. В том же году вышло и продолжение повести «Король Матиуш на необитаемом острове».

Вот краткое содержание любимой книги моего детства:

После внезапной смерти короля на троне оказывается его маленький сын — король Матиуш I (его имя — уменьшительное от имени Мачей, Матвей). В то же время в действительности за спиной у Матиуша королевством правят коррумпированные министры. Когда по их вине разражается война сразу с тремя соседними королевствами, Матиуш с помощью своего друга Фелека бежит из дворца на фронт, где под вымышленным именем становится «сыном полка» и на себе испытывает ужасы войны и тяготы солдатской службы. В конце концов его инкогнито раскрывается, войска охватывает воодушевление, и война заканчивается полным разгромом неприятеля. Матиуш, ставший гораздо решительнее, но не намного опытнее в управлении государством, берет власть в свои руки. Он пытается проводить реформы, направленные на то, чтобы улучшить положение жителей королевства, особенно — детей. В частности, Матиуш создаёт детский парламент, в котором заседают его сверстники. Новшества всё же приводят к плачевным результатам из-за неопытности детей; вновь начинается война, которую Матиуш проигрывает, и победители решают сослать его на необитаемый остров.

В продолжении повести Матиуш совершает побег из заключения и вновь оказывается в своей стране инкогнито. Затем он объявляет о себе и добровольно удаляется в изгнание на необитаемый остров. Нравственно повзрослевшему, ему приходится затем опять вернуться в страну. Наконец, отрекшись от престола, Матиуш устраивается работать на фабрику и гибнет в результате несчастного случая.

Некоторые события в книге напоминают факты реальной истории Польши: разделы Речи Посполитой между тремя державами, приобретение Польшей выхода к морю после Первой Мировой войны и строительство порта Гдыня. Матиуша как короля-реформатора можно сравнить с последним польским королём Станиславом Вторым, который также проводил реформы и, в частности, способствовал основанию первой польской газеты «Monitor».

Считается, что книга Януша Корчака «Король Матиуш I» навеяна также судьбой Наполеона.

Можно усмотреть в книге и предвидения будущих событий и тенденций: катастрофической для Польши Второй Мировой Войны (в финале первой повести), терроризма со стороны мировой периферии (нападение дикарей на королей и дипломатов во второй повести), необратимости изменений мира, произошедших в первой половине XX века.

В нашей стране впервые книга «Приключение Короля Матюша» в перевод с польского языка Ю. Н. Райтлер. Первый полный перевод двух повестей о Матиуше на русский был выполнен Музой Павловой, выпущен варшавским издательством «Полония» в 1958 году и  впоследствии неоднократно переиздавался. В России этот перевод был впервые в 1992 году в Москве. В 1964 году Пётр Фоменко осуществил осуществил первую сценическую интерпретацию повести.

В 1967 году молодой режиссёр Владимир Пахомов поставил на Одесского театра юного зрителя спектакль «Король Матиуш Первый».

В 1988 году на сюжет повести композитор Лев Конов создал одноактный мюзикл для детей. В том же году он был впервые исполнен, а в 1992 году была осуществлена звукозапись (Либретто Льва Конова и Ольги Жуковой, режиссура Али Ибрагимова). В 2009 году Львом Коновым мюзикл был переработал в двухактную оперу.

Кукольный мультфильм в трех частях «Расскажите сказку, доктор» режиссёра Аиды Зябликовой (1988 год) имеет две сюжетных линии, одна из которых посвящена гибели Корчака и его воспитанников, а другая представляет собой рассказываемую Доктором (то есть Корчаком) сказку о короле Матиуше. По сравнению с дилогией Корчака, линия короля Матиуша сокращена: после начала реформ он со своими сподвижниками гибнет в результате взрыва, устроенного теряющими власть министрами.

Недопустимо говорить о книге этого великого Человека, не упомянув о его педагогической деятельности. В его интернатах воспитывались сироты.

К началу Второй Мировой Войны доктор Януш Корчак был уже очень известным в Польше педагогом и гуманистом. Основная суть педагогической теории Корчака состояла в том, что он подходил к ребенку не как к некоему подчиненному субъекту, на которого можно наорать, которого можно завалить двойками, а как к равному, как к другу. И это давало свои результаты - дети его очень любили.

Чем мог Корчак помогал детям бедным и пострадавшим от различных катаклизмов. Еще в Первую Мировую войну он открыл дом для детей сирот в Варшаве, которым руководил вплоть до своей мученической гибели.

В 20-е 30-е годы он писал книги, выступал на радио, выступал с лекциями и был широко отмечен как в Польше, так и за её пределами.

В 1939 году пришла беда. Польшу захватили нацисты. Сразу же после захвата страны они распространили на неё свою "расовую теорию", согласно которой евреи объявлялись недочеловеками и подлежали уничтожению. И с этих пор большинство воспитанников в "доме сирот" Корчака составляли еврейские дети, в одночасье лишившиеся и дома и родителей.

Уже в 1940 году "дом сирот" был перемещен в Варшавское гетто. Доктору Корчаку немцы, видимо желая заработать автортитет среди местного населения, предлагали не идти в гетто, оставить детей.  Но он отказался и добровольно пошёл вслед за своими воспитанниками на смерть.

В жутких условиях гетто Корчак совершал настоящий подвиг. Он не только давал детям образование, он делал всё, чтобы максимально уберечь их от жутких психологических травм, которые на них сыпались из-за окружающей действительности, максимально старался делать всё, чтобы они выросли достойными людьми. И более того, Корчак воспитывал в них сострадание к нацистам как к заблудшим и уважение к немецкой культуре и истории.
 
Рискуя жизнью, доктор Корчак помогал некоторым детям скрыться из гетто.
Но ситуация с каждым днем все усложнялась. В начале 1942 года гитлеровское руководство приняло так называемые "Ванзейские протоколы" основная суть которых состояла в "окончательном решении еврейского вопроса". Целый народ был окончательно приговорён только за то, что с точки зрения гитлеровских палачей посмел быть "неправильным". Исходя из этих дьявольских "протоколов" началась зачистка еврейских гетто по всей оккупированной территории.

В доме сирот доктора Корчака резко прибавилось количество детей, но он и его сподвижники не жаловались и не смотря на ужасающие окружающие условия принимали всякого.

Наконец, настал черёд и дома сирот. В начале августа 1942 года гитлеровцы решили закрыть сиротский приют и уничтожить его обитателей. 3 августа 1942 года в дом пришли эсэсовцы. Доктор Корчак вместе со своей помощницей и сподвижницей Стефанией Вильчинской вывел всех оставшихся двести детей. Он построил их парами и они шли на станцию и пели католические церковные песнопения.. Эта картина потрясла даже эсэсовцев!

Эсэсовский офицер, командовавший этой "акцией" подошел к доктору и предложил ему оставить детей, обещая немедленную свободу. Но доктор Корчак ещё раз повторил: "Я детей не оставлю. Я буду с ними до конца". При этом доктор прекрасно знал, куда они едут и оставить детей действительно не мог. Потрясённый мужеством врача и воспитателя эсэсовский офицер вытянулся по стойке смирно и отдал доктору честь. Доктор вместе со своей помощницей и всеми детьми погрузился в товарный вагон, и поезд тронулся…

Состав отправился в Треблинку - одну из жутких нацистских "фабрик смерти". И там Учитель Корчак был со своими детьми до конца. 6 августа 1942 года они приняли мученическую смерть.

Этот Подвиг Учителя с большой буквы не забыт. Подобные Подвиги, которые совершали люди, казалось бы абсолютно мирных профессий, потрясли нацизм изнутри.

Гитлеровские "хозяева жизни" поняли, что их жертвы сильнее их и даже в смерти они побеждают. Это стало одним из факторов, сломивших дух нацизма.

Спустя два с небольшим года нацистскую мразь настигло возмездие. Советские войска совместно с войском польским принесли на землю Польши свободу. А вскоре красное Знамя Победы взвилось и над рейхстагом, с нацизмом было покончено. И большой вклад в эту Великую Победу внесли именно такие люди как доктор Корчак.

Его Подвиг не забыт.

Детский дом на месте его дома сирот в Варшаве продолжает действовать и поныне. Светлую память о нем хранят в Польше, на территории бывшего СССР и в Израиле, где в знаменитом мемориале Яд-Вашем стоит очень трогательный памятник - Учитель Корчак с детьми.

Книги Корчака переиздаются на множестве языков, включая русский. Многие современные педагоги очень продуктивно используют его методики в своей преподавательской практике.

Вот цитата из Януша Корчака: "Я не желаю никому зла… Я просто не знаю, как это делается…"

Вывод Корчака о том, что воспитание — это процесс постоянного познания ребёнка и развития его врождённых способностей, не кажется неожиданным. Гораздо интереснее узнать о способах, применяемых для реализации этого постулата.

    У Корчака дети воспитывали детей. Пока ребёнок находился в интернате, все его поступки и дела оценивали сверстники. Дети избирали свой детский сейм, свой детский суд, выпускали свою газету. Ребёнок постоянно чувствовал, как относятся к нему товарищи — любят или нет. Дети проводили плебисцит. После тайного голосования ребёнок видел, сколько раз он подрался или поссорился, сколько жалоб поступило на него в суд. "Здесь все станет ясно, как дважды два, когда сами дети вынесут приговор своему сверстнику: восемьдесят четыре минуса, только пять плюсов и одиннадцать нулей. Вот и всё, чего ты заслуживаешь. Так к тебе относятся товарищи. Они тебя не любят и не хотят. Ты спросишь: "Почему?" Тебе ответят: "Прими к сведению, что тебя не любят, потому что ты плохой человек, у тебя много недостатков. Хочешь исправиться? Пожалуйста! Мы поможем тебе. Хочешь — я, а хочешь — твои товарищи".

    Детский суд, действовавший в интернатах Корчака, был судом без наказаний. Кодекс детского товарищеского суда гласил: "Если кто-то совершил проступок, то лучше всего провинившегося простить. Если он и виноват, то по незнанию, а когда узнает, почему виноват, то не повторит подобного. А если повторит, то потому, что сразу исправиться трудно. Если его кто-то уговорил совершить проступок, то в следующий раз он уже не станет такие уговоры слушать. Лучше его простить".

    Корчак был убеждён: если ребенок сделает что-то плохое, то лучше всего его простить и ждать, пока он исправится. Суд должен защищать слабых и добрых, чтобы им не грозили сильные и злые. Суд должен защищать добросовестных и трудолюбивых, чтобы им не мешали бесчестные и ленивые. Суд должен поддерживать порядок, потому что беспорядок мешает жить всем добрым детям. Если бы в нашей стране были такие суды и для взрослых!..

    В книге "Занимательная педагогика" Януш Корчак обратил внимание на некоторые педагогические противоречия. Ну не парадокс ли то, что воспитатель, дабы помочь ребенку исправиться, только надоедает и вредит ему своими поучениями, а желаемых результатов добивается, когда относится к нему как к взрослому, не подавляет его внутреннюю свободу? Разве в этом нет абсолютной правды?

    Это непедагогичное отношение к ребёнку оказывалось самым педагогичным, поскольку давало ему свободно проявить свой характер, а воспитателю — познать ребенка. Познание — путь к воспитанию. Большинство воспитателей не знает познавательного отношения к детям. А Корчак знал, что только в рамках такого отношения возможно осуществить воспитание личности.

    У каждого поколения должен быть свой путь, свои поиски — своя судьба. Движущей силой воспитания личности является цель жизни. Корчак связывал личность с даром сострадания, со способностью слышать и понимать человеческие боли. Воспитание личности в большой степени зависит от способностей ребенка и от интуиции воспитателя. Как бы там ни было, бесспорно одно: чтобы воспитать личность, надо и самому быть личностью. Воспитатель может дать ребенку и пользу и вред — это зависит от самого воспитателя. Воспитатель может быть прекрасным специалистом, но человеком безнравственным. Дав хорошие знания по своему предмету, он нанесет огромный вред на духовном уровне. Истинный воспитатель, заботясь о воспитании детей, воспитывает самого себя. Корчак развивал эту мысль дальше — ребенок воспитывает воспитателя!

    Знание о ребёнке не является суммой его поступков. В этом состоит относительность любой воспитательной системы. Индивидуальное воспитание подчиняется собственной логике. Корчак считал, что такой системы, которая распространяется абсолютно на всех, не существует. На систему опирается чаще всего порочное воспитание. Корчак часто повторял слова Ч.Дарвина: "Невежество всегда обладает большей самоуверенностью, чем знание". Эта цитата помогала ему не обращать внимания на обилие критиков-схоластов. Он не хотел, чтобы воспитание смещалось в сторону утилитаризма, когда от воспитателя требовали познать, чтобы направлять. Этот вариант опеки ведет в тупик. Утилитарное воспитание, как правило, готовит угрюмых, исполнительных чиновников, формирует общество самоуверенных тупиц. Тоталитарное воспитание ведет к потере личной инициативы и фантазии, к отсутствию всякого мышления. Низкий уровень культуры, умственная отсталость и неразвитость — типичный результат такого воспитания.

    В Корчаке соединились проницательный врач-педиатр, выдающийся писатель, умелый педагог и крупный общественный деятель. Один из лучших критиков предвоенной Польши в заметках о творчестве Корчака написал: "Воспитание может сыграть ту же роль, что и революция".

Будем помнить писателя, воспитателя и доктора Януша Корчака, чья роль в Победе была не меньшей, чем у великих полководцев.