Умелец

Эрнест Марцелл
Место действия: барская усадьба.
Действующие лица:
Лаптев - крепостной крестьянин. Средних лет, с бородой, в овчинном тулупе.
Барин. Толстый краснолицый с седыми усами.

Барин стоит у стола в горнице. У входной двери, сняв шапку застыл робко Лаптев.
Барин:Ты зачем здесь?!
Лаптев (кланяясь до полу): Здравствуй, кормилец.
Барин:Ну, здоровенько
Лаптев: Барин, не губи, к милости твоей взываю!
Барин: Чего тебе?
Лаптев: Намедни милостью вашей в шахты угольные, кайлой ворочать определен был.
Барин: Ну и чего?!
Лаптев: Так никак нельзя мне, кормилец, кайлом то махать.
Барин: Ты Ещё рассуждать мне решил?! Мужик! Али нездоровым сказаться хочешь?! У меня от кайла и больные выздоравливают, или другое лекарство есть - батоги. Оно кого хочешь на ноги подымет...
Лаптев: Кайло то оно тяжкое больно, огрубеют руки мои и чувствительность нужную потеряют. А без чувствительности той мастерство своё потеряю..
Барин: Какое Ещё мастерство?!
Лаптев: С детства я механикой часовой интересоваться начал. Даже грамоте специально при церковной школе обучался, дабы книжки всякие читать мог.
Барин: Ну и чего?
Лаптев: А научился я часы делать не хуже, чем заграничные. А даже и лучше по механизму своему, чем всякие немцы, да англичане. Ты вот сколько за часы свои карманные английские отдал?
Барин: Сто рублей.
Лаптев: А я за сто рублей здесь мастерскую целую открою, так, что часы эти не хуже, а то и лучше заграничных делать буду сам.
Утрём носы этим иностранцам... Только вот чувствителен пальцев мне в деле этом нужна шибко, а то часы механизм тонкий и никак без этого нельзя. А кайло руки огрубит шибко...
Барин: Вот ты, Лаптев грамотный вроде...
Лаптев: Разумею, кормилец.
Барин (достает карманные часы): Чего тут написано?
Лаптев: Так то же по ихнему, иностранному. Сегодня не могу прочитать. Прости...
Барин: А написано тут:" Сделано часовых дел мастером Бурэ. Франция. Париж.". А на твоих часах что написано будет? "Сроблено русским мужиком Лаптевым из губернии Н..., деревни
Большие Козлищи"? Да как ты смел, паршивец такой, мысли допустить, дабы я, князь -сын боярский да с такими часами в обществе показался?!
Лаптев(испуганно крестясь): Да бог с тобой, барин. Я же просто...
Барин: Ну вот то-то! Ну ладно, ноне я в хорошем настроении изволю пребывать. А в другой раз смотри, знай мужик место своё. Пшёл вон, холоп!
Лаптев кланяется, опрометью выскальзывает за дверь.
Барин ( оставшись один): Уголёк -вот что твои руки делать должны. А за уголёк не то что Бурэ энтого, самого Уайта вместе с его паровозкой купить можно...