Берестяные грамоты ХХ века. ЧСЗ - 1977-1997

Людмила Хасхачих
КНИГА
«История – газетной строкой.Черноморский судостроительный завод 1977-1997гг».

ПРЕДИСЛОВИЕ.

Не зная прошлого, невозможно будет понять подлинный смысл настоящего и цели будущего. Именно эта мысль побудила автора создать книгу, которую ты, дорогой читатель держишь сейчас в руках. Время быстро и иногда безвозвратно уничтожает следы минувшего. Память человеческая коротка. Поэтому так важно сохранить и донести до потомков документы и артефакты прошлого.
Каждый человек выбирает книгу для чтения по своему вкусу. Вкус - вещь индивидуальная. Кто-то любит поэзию, кто-то любовные романы, кто-то углубляется в сложные философские трактаты, кому-то по душе классическая литература, кто-то с упоением читает научно-популярные издания, а кто-то отдаёт предпочтение историческим исследованиям и хроникам.

На кого же рассчитана эта книга? Какой род литературы она представляет?
Название подсказывает, что это - история и журналистика. Но, любители другой литературы, не спешите захлопывать книгу. Присмотритесь внимательнее.
Да, это, прежде всего, сборник журналистских статей, в которых - отражение жизни,   а значит и истории, большого и славного коллектива Черноморского судостроительного завода в период с 1977 по 1997 годы. Но это не историческое исследование фактов и событий давно минувших лет, не критический взгляд   человека новой эпохи на деяния предков. Перед вами - моментальные фотографии того времени.

Журналистика - пульс эпохи. Мы, журналисты многотиражной газеты «Трибуна рабочего» постоянно ощущали причастностью и к этому пульсу, и к этой эпохе. Мы прикладывали свою руку к живому биению жизни конкретного предприятия, но через него чувствовали наполненность жизни всей страны.
Каждый день, мы,   шли в народ – в цеха, на стапели, в дома культуры, в заводские столовые, в ПТУ и школы, в детские сады и в заводские магазины,- и два раза в неделю в очередном выпуске газеты отчитывались обо всём увиденном и услышанном.

Содержание этой книги - это только некоторые статьи, которые написаны мной, и небольшая часть из всего опубликованного за 20 лет работы на ЧСЗ. Конечно, книга могла бы быть более полной и более ёмкой, если бы сохранился архив редакции -десятки томов годовых подшивок, фотокопии, документы, отражающие деятельность газеты на протяжении многих лет. Но, увы! В период  распада страны – СССР – эти бесценные реликвии были безнадзорны и следы их пока потеряны. Архив редакции исчез в пылу перестройки и  в неразберихе «грозовых» 90-х.

Мой личный небольшой архив был единственным источником для составления этой книги, ценность которой в историческом плане можно сравнить с ценностью берестяных грамот, поднятых археологами из земных пластов. А ведь в этих грамотах были в основном всего то навсего – частные письма, долговые записки, бытовые и хозяйственные записи и заметки на коре берёзы. Но они – бесценные памятники письменности Древней Руси XI—XV вв. Берестяные грамоты представляют первостепенный интерес как «живые» свидетели той эпохи, как предмет науки, изучающей историю, социальные и экономические отношения общества. По ним учёные составляют картину повседневной жизни средневековых людей того   исторического периода.

Весь материал в этой книге распределён по главам, отражающим основные темы моих публикаций: «Трудовые будни», «Твои люди, завод», «Культура производства», «Идейный фронт», «Товары народного потребления», "Смена идёт», «Охрана природы», «Минное поле памяти», «Дети - наше будущее» и т. д. - всего 18 глав. Работа редакции была построена таким образом, что каждый сотрудник  освещал ту тематику, в которой он был особенно компетентен и мог полно и точно отображать действительность, он отвечал за определённый участок жизнедеятельности огромного коллектива.

 Так Владимир Ярошенко прекрасно знал производство и работу всех цехов, и именно он давал полные отчеты о ходе строительства судов, о проблемах на стапелях и в цехах завода, живые репортажи со спуска или закладки нового корабля. Людмила Кучеренко хорошо разбиралась в партийной и идеологической работе и самые важные мероприятия и события этой тематики всегда освещались ею. Были свои специалисты», которые писали о подготовке кадров и работе с ними,  о социальной деятельности ЧСЗ и так далее. Но это не значит, что границы интересов были бескомпромиссно очерчены   и никто не имел права ступать на «чужую территорию». Живая практика давала возможность писать на все темы, не зависимо от предпочтений.

 Каждый, кто прочтёт эту книгу, увидит жизнь и трудовую деятельность черноморцев такой, как она была, и описана эта жизнь их современниками. Эта книга - дневник предприятия, составленный не посторонним человеком, а непосредственным наблюдателем и участником всех событий. Поэтому в каждом материале видны мировоззрение и мораль того времени, в мелких деталях представлена довольно полная и точная картина жизни.
Многое нынешнему, особенно молодому читателю, покажется странным, наивным, невероятным и даже смешным, что-то - неприемлемым и непонятным, а что-то - невероятным.   Но это, если судить с позиций сегодняшнего дня. Тогда же всё писалось искренне, так, как виделось, как думалось и как понималось.

Трудно понять сегодняшней молодёжи, что в СССР квартиры раздавались бесплатно, что медицина и образование было общедоступными, что людей привлекали к ответственности, если они нигде не работали и не было безработицы, мало того, даже пьяницу нелегко было уволить с производства.

Кто-то удивится, не встретив в книге статей об известных людях, о героях, о высшем руководстве завода. Но именно такой была политика этого самого руководства: «Газета «Трибуна рабочего», – постоянно напоминали нам и дирекция, и партийный комитет, и профсоюзный комитет - это газета для рабочих и о рабочих, и требовали писать о простых тружениках, о их повседневной жизни. А об известных личностях, о тех, кто был в то время, как говорится, у всех на слуху, писали   в областных, республиканских и союзных газетах и журналах. Выходили книги, брошюры, идеологические плакаты с опытом их работы и рассказами об их деятельности.

Текст той или иной статьи в этой книге может нравится или не нравится. Но в ней уже ничего не изменишь – он уже является историческим документом и «коррекция» таких документов невозможна. Это всё равно, если бы начать исправлять, с точки зрения современной эстетики, древние наскальные рисунки или исправлять неточности и ошибки в берестяных грамотах.

Эта книга -- слепок последних лет советской истории ЧСЗ, «посмертная маска» тех лет, той страны, того завода, и даже – нас, ещё живущих, но уже не тех, какими мы были тогда. Здесь – мысли того времени, Здесь - оценки, которые выставляла явлением жизни, мораль того времени, это господствующее мировоззрение того времени. Эти страницы – артефакты, «берестяные грамоты», добытые не в пластах земли, а в пластах времени.

Сегодня нельзя трактовать и истолковывать приведённые факты с позиций сегодняшнего дня. Надо понимать историческую обстановку. Нельзя подходить к чтению книги и особенно к оценке её содержания с устоявшимися современными стереотипами.
Не судите строго. Ещё неизвестно, как оценят историки и будущие поколения сегодняшнее время – начало первого века третьего тысячелетия.
Большое видится на расстоянии...

Конечно, не вся история завода представлена на страницах этой книги - много белых пятен, освещены не все стороны жизни и деятельности  огромного трудового коллектива ЧСЗ, но, во-первых, здесь представлены статьи только определённого периода и только одного автора. Во-вторых, полная историческая картина, складывается, как мозаичная картина, из разных работ и изданий. Я вкладываю свою маленькую лепту в это большое и нужное дело и надеюсь, что историческая серия книг о Черноморском судостроительном заводе будет продолжена.   

P.S. Эта книга была создана более 15 лет назад. Я неоднократно обращалась к руководству того предприятия, которое всё ещё прозябает на величественных руинах ЧСЗ. Предлагала её и членам «Комитета спасения ЧСЗ», и разным меценатам, но денег на это ни у кого не нашлось, хотя я не требовала никаких денежных вознаграждений,   не смотря на то, что труд по созданию этой огромной книги был очень тяжёл, а всякие «накладные расходы» отнимали какую-то часть моей и без того минимальной пенсии.

Людмила Хасхачих,
2015 год.

Главы этой книги будут публиковаться здесь постепенно.