Слово о костре

Виктор Афсари
                Видно август с нами шутит.
                Может снова влюблены?
                Или грусть нам душу мутит,
                Иль костром ослеплены…

                Человек начал ощущать себя человеком, думаю, только с того времени, когда научился пользоваться огнём. Огонь значим и технологически, и психологически. Вначале был, конечно, костёр – это самое примитивное использование огня. Оно же и самое действенное. Ведь не сравнить же газовую горелку с костром, который и сплотит, и обогреет. Независимо от чего зажжён костёр: от зажигалки, спичек или кремния, он всегда объединяет людей. Сначала сбором дров, а затем и сам по себе. От костра уютно исходит тепло. Сухо потрескивают сучья. Пахнет дымом и смолой, прилипшей к пальцам. Даже если костёр горит хорошо, то всё равно хочется подбросить в огонь хотя бы маленькую щепку или поворошить угли палкой.

       Последние два века человечество далеко шагнуло по пути прогресса. Какой только техники нет! А когда мы собираемся на природе, то первым делом хочется разжечь костёр. На костре можно высушить промокшую одежду, приготовить пищу и, главное, сварить чай. Без чая – никуда. На пламя костра можно смотреть бесконечно. Он настраивает на философские размышления, завораживает и расслабляет уставших людей. Интересно, нас всегда учили работать, но почти никогда отдыхать.

       Костёр способен рассеять тьму и тем самым сконцентрировать внимание на небольшом пространстве и людях, сидящих рядом. Таким образом, костёр объединяет людей и зачастую примиряет. Хорошо, когда «Бьётся в тесной печурке огонь. На поленьях смола как слеза…», а вот когда вокруг нет ни землянки, ни коттеджа, тогда-то костёр становится жизненно необходимым. Костёр даёт тепло, согревает. Это хорошо. Но только много ходившие люди знают, сколько в кострах сгорело ботинок, всякой одежды, которую надо было посушить. Усталость рассеивает внимание и хочется поскорее уснуть, а поутру залезть во всё сухое...

       Разведение костра иногда становится целым искусством. Нелегко дать жизнь огню под дождём, снегом, ветром, при сырых дровах… В тайге для этого носят за пазухой сухую бересту. Для более урбанизированных путешественников может сгодиться и бензин или, на худой конец, сухой спирт. Надо уметь выбирать дрова. Так, например, ель горит с большим количеством искр, что не совсем удобно для окружающих. Когда нет спасения от комаров, гнуса, то можно изготовить дымокур – эти кровопийцы научат чему угодно. Очень жарко горит берёза, но вот эвенки, например, стараются берёзу не жечь. Это дерево оживляет своим видом чахлую северную тайгу, даёт эвенкам бересту для различных поделок и просто, как материал для розжига костра. Поэтому издавна берёза почиталась деревом, которое надо беречь.

      Костёр, на самом деле, это не просто кучка горящих дров. Есть множество различных видов костров. Так, например, нодья - это вид костра, который состоит из 2-3 брёвен и применяется зимой для длительного обогрева. Нодья из трёх четырёхметровых брёвен может гореть целую ночь. Костёр можно выложить срубом и тогда он даёт очень много тепла, но света будет больше, если дрова уложить шалашиком. Если взять длинные жерди и установить их конусом, как чум, то получится типичный "пионерский костёр", способный осветить большую поляну. Такой костёр можно использовать как сигнальный. Есть множество, так называемых, таёжных костров. Если на бревно уоложить несколько жердей одним концом, то получится тунгусский костёр. Интересно выглядит "финская свеча" - это костёр, пользоваться которым можно несколько раз, а можно и перенести на другое место. При этом на земле не остаётся выгоревшего следа. Для этого надо взять полуметровый чурбан и с одного торца сделать крестообразно пропилы. На торце вырубается чашеобразное углубление, в котором и разводят огонь. Пропилы нужны для поступления воздуха.

       При сильном ветре для приготовления пищи роется канава, где и разводится костёр. Иногда такие костры зовутся траншейными. Костры могут разводиться и на больших плотах. Тогда под них подкладывают камни или что-то негорючее. Надо сказать, что единой классификации костров нет, поэтому один и тот же вид костра может в разных местах называться по-разному. Так, например, "рыбацкий" костёр вполне может оказаться "охотничьим". Каким бы ни был костёр, он всегда многфункционален и создаёт уют. Даже сидя у костра один, ты не испытываешь чувства одиночества и неприкаянности. Вас уже двое.

       Можно бесконечно смотреть на огонь и думать о чём угодно. Кто-то о «последнем дне Помпеи», а кто-то представляет себе тепло рук любимой. Страна фантазия у каждого своя. Искры удивительно хорошо перекликаются с  падающими звёздами», а яркий костёр гармонирует с темнотой ночи. Блики костра на палатках, на окружающих деревьях словно живые. Но вот удивительно, блики костра как живые, но и мечущиеся щупальца темноты такие же живые. Они едины в своём сплетении. Об этом писал И.Бродский, а ведь как хорошо у костра читаются стихи:

«Огонь, ты слышишь, начал угасать.
А тени по углам зашевелились.
Уже нельзя в них пальцем указать,
прикрикнуть, чтоб они остановились.
Да, воинство сие не слышит слов.
Построилось в каре, сомкнулось в цепи.
Бесшумно наступает из углов,
и я внезапно оказался в центре…»

        Сколько стихов перечитано у костра! Сколько песен перепето Ю.Визбором, А.Городницким… Вслед за ними, осмелев, начинали петь и другие. Нет лучшего аккомпанемента, чем потрескивание дров в костре. Нет лучшей светомузыки, чем спокойное пламя костра, оживающее и мечущееся при порывах ветра. У костра может быть один человек или несколько. А бывают такие громадные костры, что пламя уходит в небо. Как раньше пели: «Взвейтесь кострами синие ночи…». Очень многие люди, впервые у костра,стеснительно взяв гитару, затем становились признанными бардами. Вспомнить хотя бы, «Изгиб гитары жёлтой…» на Таганае. Когда костёр начинал гаснуть, и пора было разбредаться по палаткам, то гитары бережно укутывались, чтобы не отсырели. Редко у костра встретишь хороший инструмент, но и простенькие походные гитары отлично справляются со своей ролью. Иногда у костра звучали и другие инструменты: флейты, баяны, а то и балалайки - простенько и не тяжело.

       Обычно посиделки у костра затягивались за полночь. Старые поговорки: «Лучше переспать, чем недоесть. Лучше недоспать, чем не досидеть у костра. Лучше летом у костра, чем зимой под солнцем». После походов вспоминаются далёкие места, красивые пейзажи, встречи и разговоры с новыми людьми, ночи у костра. И множество песен, пропетых в тесном кругу у костра.

    "Я бы сказал тебе
    Много хорошего
    В тихую, лунную
    Ночь у костра.
    В зеркале озера
    Звёздное крошево
    Я подарю тебе
    Вместо венца.

    Бархатом трав лесных
    Плечи укутаю
    И унесу тебя
    В млечную даль,
    Чтоб не искала ты
    Встречи со скукою,
    Звонкою радостью
    Гнала печаль

    Песнею тёплою
    Стужу развею я,
    Чтобы оттаяли
    Искорки глаз.
    И расскажу тебе,
    Если сумею я,
    Как я люблю тебя
    Тысячу раз."       (Валентин Вихорев, 1962)