Цветок, который не хотел врать

Оксана Коложвари
     В оранжереях всегда тяжеловато дышать, мой дорогой. Там влажный жаркий воздух, но там много цветов, они красивые, чудесно цветут и пахнут. Ну, чаще всего пахнут и цветут.
     Разные общественные оранжереи создаются для того, чтобы собрать в них красивые и редкие цветы по какому-нибудь принципу, например, цветы из Южной Америки, или наоборот – разные фиалки или орхидеи. Если оранжерею создает какой-нибудь человек, тем более, если это женщина, то в галерее могут быть любые цветы, собранные без всякого принципа. Ну, если спросить у этой женщины, то она, конечно, фыркнет, и скажет, что у нее один принцип – всё это её любимые цветы, или цветы, модные в этом сезоне, или, например, цветы белые (синие, красные или розовые), потому что это её любимый цвет. И я считаю, что она совершенно права!
     Всё, о чем я хочу тебе рассказать, мой дорогой, произошло как раз в такой цветочной галерее, принадлежащей одной женщине, если честно – Волшебнице, но никому не говори об этом, хорошо? Я не должна это знать, и тем более рассказывать тебе, ведь я подглядывала.
     Так вот, я продолжу, раз я всё равно уже подглядела. В этой оранжерее у Волшебницы росли самые разные цветы, ты никогда не смог бы понять принцип её оранжереи.   Хотя возможно, именно это -- они все были разные. К тому же Волшебница наделяла их даром речи. Полагаю, что она их потом подслушивала, так же как и я.
     И вот они все были собраны в оранжерее, и мило болтали между собой, иногда Волшебница приходила посмотреть на них и послушать, усмехалась, трогала лепестки. Но чаще приходила её Кошка. С Кошки-то всё и началось.  Кошка приходила в оранжерею развлекаться. Она, например, любила подходить к Розе и долго на нее смотреть. Роза пугалась, нервничала, начинала запинаться и краснеть. Роза боялась, что Кошка станет точить о её кору свои когти. Или вот – степенно проходя по дорожке неожиданно прыгнуть в сторону (и все цветы немедленно затрепетали) а кошка делала вид, что просто погналась за листком или солнечным зайчиком. А в этот раз Кошка стала разрывать горшок с Георгином, впрочем, если честно, то весьма лениво. Но Георгин тем не менее завопил очень громко:
– Уберите от меня эту чертову Кошку! – он вообще был грубоват, – Она меня разроет и я умру!
– Ну какие глупости, – проговорила Роза, – Такой большой горшок предполагает, наверное, довольно сильную корневую систему?
Раньше Роза росла около замка, она ничего почти не помнила из прошлой жизни, кроме нескольких умных сложных слов, потому что когда-то ей читали книги вслух.
– Мои корни обнажатся, цветы завянут, и тогда я умру! – продолжил вопить Георгин, – Уберите Кошку!
Ему возразила Лилия:
– Цветы всегда вянут, но это вовсе не значит, что ты умираешь, потом будет весна и новые цветы.
Гвоздика, которая была цветком довольно ехидным, заметила:
– Для него не будет никакой весны, он умрет сразу и весь. Навсегда!
– Какая глупость, так не бывает. И вообще, луковицам надо отдыхать, – ответила Лилия.
Кошка остановилась, опустила лапку и приготовилась слушать. "Луковицам, это таким вонючим на кухне? Им надо отдыхать? Они там что ли отдыхают?" подумала она.
– У меня нет луковиц! – еще громче завопил Георгин, – У меня корни, корни! И я умру!
– Фуууу, у него даже нет луковицы! – поморщилась Лилия.
– Не ори, не умрешь, ты напугал Кошку, видишь, она уже не роется в твоем горшке, – ласково произнесли фиалки, хором, они всегда говорили хором.
Гвоздика, конечно, не могла пропустить такую реплику и немедленно произнесла:
– Кошка брезгует растениями без луковиц, – и повернулась в сторону Лилии, – Сейчас она попробует тебя, красавица.
– Или тебя, – ответила ей Лилия, – Может быть она примет твои мелкие красные цветочки за кусочки мяса.
Роза не очень любила, когда внимание было обращено не к ней, и поэтому решила вернуться в разговор:
– Вас Кошка выберет вряд ли, вы слишком резко пахнете.
И конечно Гвоздика и Лилия немедленно повернули к ней свои цветы и воскликнули одновременно:
– А ты просто без запаха!
– А ты даже не имеешь цвета!
     Тогда Кошка засмеялась. То есть она улеглась на дорожке на спинку и затрясла лапками в воздухе. Кошка вообще-то считала растения очень странными существами, они не умели умываться и ходить, все время сидели в своих горшках, и ждали, когда их польют.
Внезапно в разговор вступило лимонное дерево. Оно выросло выше всех, и было надменным по этой причине, и еще по двум – у него пахли листья, и оно давало плоды.
– А еще бывают растения, которые не цветут. Они тоже стоят среди нас.
– То есть как – не цветут? – с готовностью поменяла тему Лилия, – Разве это цветы, если они не цветут?
– Они делают вид, что цветы, – продолжило Лимонное Дерево, – Вот вы разговариваете с ними, а они не цветы! Не цветы! Потому что не цветут!
Кошка перестала болтать лапками, перевернулась и села на дорожке. Этот разговор показался ей крайне интересным.
– Ну и как их узнать? – спросила Кошка.
– Да запросто! – воскликнула Гвоздика, близко к сердцу принявшая утверждение, что её цветы могут спутать с мясом, – Если нет цветов, значит не цветок!
– Какая глупость, – хором произнесли фиалки, которые очень не любили Лимонное Дерево за то, что оно было очень высоким, – иногда ты просто не успеваешь расцвести.
– Конечно,– язвительно заметила Лилия, – Некоторым уж и не знаю, что нужно, чтобы они цвели. Уж хозяйка их и так и сяк, некоторых, а они торчат листьями и не цветут!
Лилия не любила фиалки за пушистые листья, и за то, что их поливали бережно, чтобы на листья не попала вода. Фиалки с Лилией связываться не хотели, они помнили, что все скандалы с участием Лилии заканчивались полной её победой, поэтому продолжали говорить, обращаясь к Лимону:

– Вот ты сам-то, сначала цветешь, а потом стоишь с одними листьями.
– Вот именно! – подхватила Роза, которая тоже не очень любила Лимон, потому что вроде они оба были деревьями (то есть, она кустом, конечно, но все равно, почти деревом!), но у нее не было плодов, и в этом было преимущество Лимона.
– У меня потом фрукты, – важно сказал Лимон, – Я могу себе позволить не всегда цвести, – помолчал и громко выговорил, чтобы слышали все, – Я могу никому ничего не доказывать!
– Мне тоже не надо ничего доказывать. – с достоинством произнесла Роза, – Я никогда ничего не доказывала.
И тут в разговор вступила Хризантема:
– Уж конечно, – усмехнулась она, – А какую истерику ты закатила осенью, когда твои цветочки осыпались, а я начала цвести. А ты все лето думала, что я не цветок.
– Я?! Истерику?! – заверещала совершенно неприлично Роза, – Да никогда в жизни!
– А вот кстати, – спросила нараспев Гвоздика, – Вот твои цветы где? – и пристально посмотрела на Хризантему.
– Я цвету позже всех, вот и все.
– А чем ты можешь это доказать?! – продолжала  орать Роза, у нее даже цветы растрепались и она порозовела.
– Я – символ императорского дома Японии, мне не надо ничего доказывать, – как можно более равнодушно сказала Хризантема.
Кошка с интересом слушала их, переводя взгляд с одного цветка на другой, но тут в оранжерее поднялся такой гомон, и такой запах, что она чихнула и произнесла, громко, чтобы все слышали:
– Значит так! Вот сейчас кто не является цветком, кто не цветет, того я и раскопаю!
Кошке было скучно, и хотелось что-то сделать, лапками, а уже потом уйти, не уходить же просто так, это бы походило на капитуляцию.
– Ну и как ты это узнаешь? – спросила Кошку Лилия.
– А я спрошу.
– Ха-ха! – воскликнула Лилия, – Так он тебе и признается! Ха-ха! Нашла дурака!
– А я сама почувствую, – объяснила Кошка, – Кто цветок, тому нечего бояться, а кто не цветок, тот от страха начнет сильно пахнуть.
И Лилия попыталась сложить лепестки, потому что она от скандалов начинала пахнуть сильнее.
И Кошка пошла вдоль дорожки, внимательно рассматривая горшки. Вроде все это были цветы, вроде бы. Хотя вот этот был странным.
– Ты цветок? – строго спросила Кошка, останавливаясь около Рождественской Звезды с красными и зелеными листьями.
– Цветок.
– Цветок?
– Да!
– У него просто красные листья на макушке, никакой он не цветок, – прошептали Фиалки, но негромко. Все остальные цветы вообще промолчали, на всякий случай.
– А ты? – спросила Кошка у Хризантемы.
– А я цветок, я уже объясняла, я просто цвету позже, – несколько устало ответила Хризантема.
– Хорошо, – усмехнулась Кошка, – Идем дальше.
И она пошла дальше, поворачивая голову то в одну, то в другую сторону, и вдруг Кошка остановилась снова и спросила:
– А ты кто?
– Орхидея, я цветок, я цвету!
– Да ты что? Пока я вижу пучок листьев и две длинные голые палки.
Орхидея ждала, что кто-нибудь из цветов подтвердит её слова, но все молчали. Лимон считал, что это личное дело Орхидеи, защищаться. Лилия не любила Орхидею за красивые и долго цветущие цветы, и была рада, если бы её раскопали. Гвоздика просто хотела, чтобы Кошка уже раскопала кого-нибудь, да и ушла, наконец. Розе было интересно, что случится с цветком, если его вырыть из земли, а фиалки просто были трусливы. 
 – Ну вы же все видели, как я цвела! – взмолилась Орхидея, – Подтвердите же ей!
– Да, она цвела, она цветок, – проговорил наконец Георгин.
Кошка повернулась вокруг себя, уселась поудобнее и обвила лапки хвостом и склонила голову набок.
– А кто это у нас такой смелый? – спросила она и облизнулась, – Это тот самый недовыкопанный цветок? А ведь я могу даже и не искать больше, я просто продолжу начатое, половина работы уже сделана.
И Кошка медленно пошла в сторону Георгина.
– Ах, оставь его, – произнесла Хризантема, – Это и правда Орхидея, она цвела, а теперь просто отдыхает.
– Дааа?! – Кошка опять круто развернулась в сторону Хризантемы, – А чего это ты её защищаешь? Ты! Цветок без цветов! И ты! – она крикнула в сторону Орхидеи, – Цветок без цветов! И этот, наполовину вырытый из земли!   
Кошка была зла, она все больше хотела порыться в земле и уйти, но вынуждена была соблюдать какие-то дурацкие условия! Поэтому сейчас она решала, не разрыть ли ей эту Хризантему, раз у нее нет цветов, или эту Орхидею, или эту Рождественскую звезду, потому что она явно врет, или этот Георгин, раз уже начала. Но она услышала голос, уверенный и негромкий, все услышали этот голос:
– Я не цветок. Я не цвету. Никогда.
И Кошка так резко повернулась на голос, что чуть не запуталась в собственных лапках и хвосте. Говорило растение в горшке, стоящем сразу за Хризантемой, очень близко к окну, ярко освещенное солнцем. У него были длинные стебли, заворачивающиеся завитками, с мелкими парными листочками, резными по краю, и оно светилось изумрудным ярким светом.
– Ты не цветок? – строго спросила Кошка, стараясь изо всех сил не показывать своей радости.
– Ты сошел с ума, – прошептала ему Хризантема, – Молчи, молчи!
– Нет, я не цветок, – ответил Не Цветок, – Я папоротник, и я не цвету. Никогда.
Кошка мягко подошла ближе, поставила лапки на край горшка, вся оранжерея затаила дыхание, и вдруг ей стало скучно, кошки очень непостоянны в своих эмоциях, мой дорогой, поэтому она понюхала землю, прищурилась, внимательно разглядывая кружевные листья, повернулась и ушла прочь.
Сначала все молчали. Ну а потом конечно высказались.
– Ты дурак. Кто тебя тянул за язык? Сказал бы, что твои завитки на концах стеблей, это и есть цветы, или бутоны цветов! – сказала Рождественская звезда.
–  Фууу! Господа! Как мы можем терпеть среди нас нецветущий цветок?! -- возмутилась Лилия.
– Мне кажется, хозяйка должна выставить его вон, и Рождественскую Звезду заодно, и еще там есть кактус, который вообще носит на себе приколотый шпилькой искусственный цветок! Собрать их всех и пусть стоят в другом месте, а не среди настоящих цветов, – сказала Роза.
– Уничтожить, – заявила Гвоздика, – Уничтожить и всё. Он совершенно бессмысленный и ненужный. Зря его не раскопала Кошка.
– Я предлагаю с ним не общаться. – предложило Лимонное Дерево, – Цвести он не сможет все равно, но я предлагаю с ним не общаться.
– Урод! – сказали хором осмелевшие Фиалки, – Как таких земля носит? Зачем выпячивать свое уродство?
Георгин промолчал, он хотел присоединиться к большинству, но помнил, как страшно, когда тебя должны вот-вот разрыть, наверное, он умел быть благодарным?
     Хризантема тоже промолчала, она думала о своем. Когда наступила ночь и все цветы заснули, она повернулась к Папоротнику, черному на фоне лунного окна, тонкому, как кружево, и тихо спросила:
– Зачем ты сказал? Мог бы промолчать, тебя не было заметно за моей спиной.
И папоротник ответил:
– Я не хотел врать.

А наутро в оранжерею пришла Волшебница, она срезала Лилии, потому что ждала гостей и хотела украсить гостиную, и ободрала лепестки с Розы, потому что очень любила засахаренные розовые лепестки.