Не забудем, не простим

Александр Димитров
 Интернет, средства СМИ информируют население о намерении самарских властей поставить в Самаре памятник белочехам и как на это реагируют жители области. «Трудовая Самара» на своих страницах также печатала материалы о зверствах белочехов и белогвардейцев в Самарской губернии в 1918 году. Свой кровавый след эти непрошенные гости оставили и в Сергиевском районе. Мне хочется рассказать о моей малой родине –  селе Успенка, где белочехи объявились летом 1918 года. Из Самары они приехали на поезде до железнодорожной станции Сургут и сразу же захватили Сергиевск. Затем, проведённые предателями тайными тропами, они внезапно появились в селе Успенка, где разгромили малочисленный отряд красноармейцев, состоящий в основном из необстрелянной молодежи. В бою погибло около 15 бойцов. Несколько раненых красноармейцев были взяты в плен, которых белочехи после допроса повезли в Сергиевск. Но в полутора километрах от села, в местечке Кривая Берёза, белочехи пленных расстреляли. В числе расстрелянных оказался и местный батрак, которого выдал его хозяин, как сторонника Советской власти. Он был двоюродным братом моего деда Давыдова Н.С. Невольным свидетелем этой кровавой драмы стал молодой парнишка Суровиков Павел Ильич, который был насильно мобилизован белочехами в качестве извозчика. Он то потом и рассказал землякам о растреляных красноармейцах. Лютовали белочехи не только в Успенке, но и в Сергиевске. С некоторыми коммунистами они расправились на месте, других же отправили в тюрьму в уездный город Бугуруслан.
    Жительница села Успенка Елена Евграшина рассказывала, что она видела, как одному красноармейцу белочехи недалеко от церкви вспороли штыком живот. Тот, умирая в жестоких муках, просил пить. Взрослых к нему не подпускали и тогда она, маленькая девочка, попыталась умирающему подать воды, но белочехи её прогнали.
   Затем белочехи пошли по селу мародёрствовать, выявлять активистов и сочувствующих Советской власти и записывать годных к воинской службе в белую армию. Они выволокли из родного дома нашего соседа Костенова Ефима, солдата российской армии только что вернувшегося с Австрийского фронта в родное село и, убедившись в том, что он не красноармеец, приказали ему раздеться. Такого молодому солдату Ефиму не снилось даже в самом страшном сне. Он нам рассказывал, что эти австрияки ему на фронте надоели, а тут они его на глазах изумлённых соседей заставляли обнажиться. Тогда он растолкал обидчиков и, перепрыгнув ограду, оказался в саду. За спиной раздались выстрелы, но густые кроны яблонь и быстрые ноги  уберегли парня от вражьих пуль. И не только Ефим спрятался в лесу за речкой Сантаиловкой. Таких оказалось достаточно, чтобы создать партизанский отряд и дать врагам достойный отпор. Отряд возглавил один из братьев Рудневых. За успешное руководство отрядом и проявленное мужество в боях с врагами он в последствии  был награждён орденом Красного Знамени.
    Слова В.И. Ленина о том, что каждая революция лишь тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться  быстро дошли до ума и сердца моих земляков. Многие поняли, что уже никому не удастся отсидеться за спинами других, и они стали в массовом порядке записываться в Бирско-Сергиевский полк Красной Армии. А вот, например, только из жителей села Кармала-Аделяково была сформирована целая рота красноармейцев. Молодые люди поступали на работу в милицию, а вот сын местного священника и сын Жбановых пошли служить в ВЧК к Дзержинскому.
    Мой родственник Насонов Алексей рассказывал, что он с боями дошёл до Иркутска и видел, что оставили после себя колчаковцы, японцы и «цивилизованные» американцы. Когда я служил в Венгрии, я познакомился с одним стариком-мадьром, бывшим военнопленным австро-венгерской армии. Он отбывал свой срок в Симбирске (ныне Ульяновск), работая на пекарне у русского хозяина, и рассказывал нам солдатам Советской Армии, что он видел своими глазами и не понаслышке знал о том, как лютовали его соотечественники и белогвардейцы в Поволжье и Сибири в 1918 – 1920 году.  Так как же можно после всего этого ставить памятник Колчаку, а теперь вот и белочехам? Многие мои земляки со мной солидарны и просили меня написать эту статью.
    Да, у нынешней буржуазной российской власти другие герои и другие идеалы. У них теперь в почёте забулдыга Ельцин, вороватый Собчак, и пройдоха Егорка Гайдар. А ещё у нас в губернии «Единая Россия» очень гордится П.Алабиным и А. Шихобаловым, на которых в своё время за хищение государственных денег, выделенных голодающим Поволжья, царский обер-прокурор Кони завел уголовное дело. И только смерть Алабина спасла их от тюрьмы. Они не только деньги умыкнули, а ещё кормили людей отравленной мукой. Вот, господа, какие у вас «авторитеты» в почёте! Вы и конкурсы имени Шихобалова проводите на лучшего человека Самарской области. И ленинский мемориал не постыдились назвать именем Алабина - этого проворовавшегося председателя губернского земства.
    Жители и уроженцы села Успенки гордятся своими земляками. Они были первыми руководителями и организаторами Советской власти в районе. Партийными и комсомольскими вожаками – это Тарыгины, Рудневы, Галяшины, Мамоновы. Один из братьев Галяшиных был помощником Сталина и участвовал в Тегеранской конференции в 1943 году. Уже в наше время их родственник стал генералом. Из нашего села вышло два секретаря обкома, которые стали впоследствии министрами. Это Мамонов Фёдор Антонович и Токарев Александр Максимович. Ф.А.Мамонов при тов. Сталине возглавлял Исполнительный комитет Хабаровского краевого Совета в 1945 – 1949 годы, а затем Астраханский обком ВКП(б)-КПСС, а при Хрущёве был министром коммунального хозяйства Казахской ССР.
    Токарев А.М. возглавлял Куйбышевский облисполком в 1959 – 1962 годы, а после смерти А. Мурысева в 1964 году – Куйбышевский обком КПСС. С 1967 года – министр промышленного строительства СССР. Уже, будучи в Москве, он стоял у истоков строительства ВАЗа. А.М. Токарев  родился не в Успенке, но его родители родились и жили в нашем селе и лишь незадолго до его рождения переехали на новое место жительства.  Жители Успенки гордятся своими знаменитыми земляками не за то, что они были большими начальниками или являются их родственниками, а за то, что они работали с людьми и для людей.
  Служению России и трудовому народу посвятил всю свою жизнь наш земляк писатель, инженер-железнодорожник, земледелец, литературный издатель Н.Г. Гарин-Михайловский, живший несколько лет близ с. Успенка в деревне Гундоровка. Он в отличие от Шихобалова и Алабина в те голодные годы отравой людей не кормил, не обворовывал, а делал многое для того, чтобы облегчить и обустроить жизнь крестьян. Потому  с особой теплотой и благодарностью вспоминают мои земляки Николая Георгиевича. Вот кому надо ставить памятники, но не белочехам, развязавшим на деньги Антанты гражданскую войну в России и загубившим миллионы жизней наших граждан. Надо беречь и приумножать культурное наследие и памятники культуры, которые были построены при участии нашего талантливого земляка, а не отмахиваться от неравнодушных граждан, которые пытаются нашу власть образумиться и принять срочные меры к реставрации памятников истории расположенных в нашем районе.
    Не забыли мои земляки и тех красноармейцев, что погибли в бою с белочехами и белогвардейцами. Сначала павших бойцов похоронили в братской могиле у ограды успенского кладбища, а потом перезахоронили в центре села Сергиевск на пересечение ул. Ленина и Советской. На братской могиле разбили цветник и поставили памятную стелу. И это очень символично. За Ленина, за Советскую власть, за нас трудовой народ они сложили свои головы. А на месте расстрела красноармейцев белочехами – у местечка Кривая Берёза –  поставили памятный знак. А в память о партизанах мои земляки успенский колхоз назвали «Партизан». И сегодня одна  из улиц села называется Партизанской.
       И вот теперь спустя 73 года после тех событий к власти прорвались доморощенные варвары, которые от родного колхоза не оставили камня на камне. Потихоньку умирает и деревня. Местные жители говорят: «В пору хоть опять в партизаны подаваться».